Буксовый узел электровоза ЭП2К
Буксы электровоза–поводковые с подшипниками качения. Для восприятия вертикальных нагрузок в буксах крайних осей применены два цилиндрических подшипника 30-32532Л1М, а для восприятия осевых сил – по одному шариковому подшипнику 80.232Л1. Буксы средних осей шариковых подшипников не имеют, а конструкция роликовых подшипников 30.152.532Л1М допускает свободный разбег колесной пары ± 14 мм. На крышках букс крайних осей установлены токосъемники. Крышки букс крайних и средних осей имеют прилитые кронштейны, на которые устанавливаются буксовые демпферы. Буксы с токосъемниками имеют дополнительное лабиринтное уплотнение со стороны противоположной колесу. Токосъемник служит для обеспечения отвода электрического тока от электровоза к рельсам железнодорожного полотна, который передается по кабелю 1 к корпусу 2, с которого поступает на щеткодержатели 3 и через угольно – металлические щетки, находящиеся внутри щеткодержателей, передается на диск 4, а с него на диск 5, являющийся элементом наружного лабиринтного уплотнения, далее через втулки 6 и шайбы 7 на ось колесной пары и по кольцу 8 на колесо. В процессе эксплуатации необходим контроль величины износа щеток. Минимальная высота щеток допускается в эксплуатации 23 мм. Контроль высоты щеток производится при снятой крышке 9 специальным указателем износа щетки через отверстие в торце щеткодержателя. В качестве смазки в буксовых узлах используется “Буксол”. Добавление смазки производится через отверстие в корпусе буксы закрытое пробкой.
1 - корпус буксы; 2 - водило; 3 - кольцо лабиринтное; 4 - крышка; 5 - крышка; 6 - гайка; 7 - подшипник; 8 - пробка; 9 - кольцо; 10 - кольцо дистанционное; 11 - датчик угла поворота
Рисунок 19 – Буксовый узел электровоза ЭП2К
Буксовый узел вагона
Буксы служат для соединения колесных пар с тележками и передачи нагрузки от веса вагона на шейки осей колесных пар. Буксы также воспринимают тяговые и тормозные усилия от колесных пар и передают их на раму тележки. Кроме того, корпус буксы защищает шейку оси и подшипники от влаги и грязи. Он заполнен смазкой ЖРО, необходимой для нормальной работы подшипников.
В буксовом узле расположена первая ступень подвески, смягчающая удары колесной пары на неровностях пути. Букса состоит из стального литого корпуса 12 (рис. 20), крышек 7 и 13, лабиринтных колец 14, подшипников 2 и деталей, связывающих буксу с рамой тележки. Во внутренней полости корпуса выполнено цилиндрическое отверстие для установки подшипников.
Подшипники состоят из внутренних и наружных колец, между которыми в сепараторе находятся ролики. Внутренние кольца подшипников устанавливают на шейку оси 5 с натягом в горячем состоянии, наружные - в корпус 12 буксы свободно. Диаметр шейки оси и размеры подшипников подобраны по величине максимально возможной нагрузки и допустимой частоте вращения (диаметр шейки оси 130 мм, длина ролика 80 мм).
При сборке буксы на ступичную шейку оси колесной пары напрессовывают в горячем состоянии лабиринтное кольцо 14 (воротник) и внутреннее кольцо подшипника с упорным задним буртиком. Затем на шейку оси надевают внутреннее дистанционное кольцо 4 и внутреннее кольцо подшипника. После этого устанавливают корпус 12 буксы с заранее вставленными в него наружными кольцами, сепараторами с роликами.
Детали, напрессованные на ось колесной пары, стягивают большой торцовой гайкой 10, которую фиксируют стопорной планкой 9. Планку 9 крепят на торце оси 5 двумя болтами. Снаружи букса закрыта смотровой крышкой 8, имеющей кронштейн для присоединения поводка фрикционного амортизатора (гасителя). Со стороны колеса букса уплотнена лабиринтами, расположенными в кольце 14 и в задней крышке 13 буксы. Профиль глубоких канавок лабиринтной части корпуса буксы аналогичен профилю нарезки лабиринтного кольца, благодаря чему при сборке создается лабиринтное уплотнение, не позволяющее смазке вытекать из буксы. На задней стенке корпуса буксы, как и на передней, имеется крышка.
Таким образом, наружные кольца подшипников зафиксированы в корпусе буксы крышками 7 и 13, внутренние кольца - на шейке оси колесной пары торцовой гайкой 10 и лабиринтным кольцом 14. В верхней части стенки корпуса буксы имеется отверстие для заправки буксы консистентной смазкой, а в дистанционном кольце 3 - кольцевая канавка и восемь радиальных отверстий, через которые смазка подается к подшипникам. Отработанную смазку удаляют через два отверстия в нижней части корпуса. Отверстия в корпусе буксы заглушены резьбовыми пробками 1.
Для соединения силовой цепи тяговых двигателей и высоковольтной схемы вспомогательных машин с "землей" служат заземляющие устройства. Они смонтированы на всех четырех крышках букс моторного вагона и электрически параллельно соединены между собой. Эти устройства создают цени для протекания тяговых токов в рельсы через колеса и оси колесных пар, минуя буксовые подшипники, чем защищают подшипники от электроэрозии.
Заземляющее устройство представляет собой алюминиевый корпус 1 (рис. 6.15), внутри которого находится пластмассовый щеткодержатель 2. Корпус 1 соединен с крышкой буксы шестью болтами, щетки 4 прижаты пружинами 5 к
1,11- пробки; 2 - подшипник; 3 - большое дистанционное кольцо; 4 - малое дистанционное кольцо; 5 - ось колесной нары; 6 - уплотнительное кольцо; 7 - крышка; 8 - смотровая крышка; 9 - стопорная планка; 10 - торцовая гайка; 12 - корпус буксы; 13 - задняя крышка; 14 - лабиринтное кольцо
Рисунок 20 – Буксовый узел вагона