Проверка закона Гей-Люссака.
Цель работы:проверить закон Гей-Люссака с помощью эксперимента.
Теория: Всякое изменение состояния газа называют термодинамическим процессом. Объединенный газовый закон формулируется следующим образом: для данной массы газа произведение объема на давление, деленное на термодинамическую температуру, сохраняет неизменное значение для всех состояний газа:
(1)
Процесс, при котором один из параметров остается постоянным, а два других изменяются, называют изопроцессом. Если процесс, протекающий в газе, происходит при постоянной температуре T = Const, он называется изотермическим, и уравнение 1 принимает вид (закон Бойля-Мариотта):
p1V1 = p2V2 (2)
Процесс, протекающий в газе при постоянном его объеме V = Const, называют изохорным и уравнение 1 принимает вид (закон Шарля):
(3)
Процесс, протекающий в газе, при котором давление остается постоянным P = Const, называют изобарным, и уравнение 1 принимает вид (закон Гей-Люссака):
(4)
Приборы и принадлежности: стеклянная трубка длиной 300 мм, запаянная с одного конца; сосуд с горячей водой; стакан с холодной водой; термометр;
линейка; пластилин.
Порядок выполнения работы:
1. Налить в сосуд горячую воду (t=50-70°C)
1.1.Измерить длину стеклянной трубки L1 и показания записать в таблицу 5.1.
1.2. Опустить стеклянную трубку в сосуд с горячей водой, запаянным концом вниз.
1.3. Через 3-5 минут измерить температуру горячей воды T1 с помощью термометра, выразить ее по шкале Кельвина, значения записать в таблицу 5.1.
1.4. Открытый конец трубки, заклеить пластилином, чтобы не изменялась масса газа в трубке (рис 1.1)
Рисунок 1.1.
2. Налить в стакан холодную воду.
2.1. Измерить температуру воды с помощью термометра (выразить ее по шкале Кельвина), значение занести в таблицу 5.1.
2.2. Запаянную трубку быстро вынуть из сосуда с горячей водой и опустить ее пластилином вниз в холодную воду.
2.3. Под водой отделить пластилин с помощью карандаша, не вынимая трубки из воды.
2.4. После того, как трубка остынет до комнатной температуры Т2, надо опустить трубку в холодную воду глубже, чтобы уровень в стакане и уровень воды, зашедшей в трубку, сравнялись. В этом случае давление в трубке станет равным атмосферному давлению (см. рис. 2.2.).
Рисунок 2.1.
2.5. Измерить высоту столбика газа в трубке L2 и записать показания измерений в таблицу (см. рис. 2.2.).
Рисунок 2.2.
3. Зная температуру Т1 и Т2 находим отношение .
4. Зная длины L1 и L2 находим отношение объемов . Закон Гей-Люссака, который мы должны проверить, имеет следующий вид: , но мы можем заменить отношение объемов отношением длин , и чтобы проверить закон Гей-Люссака, будем сравнивать отношения длин, т.е. .
5. Сделать необходимые расчеты, используя пункт 4 и результаты измерений занести в таблицу 5.1.
Таблица 5.1.
L1, мм | L2, мм | Т1, К | Т2, К | т, Т2 | |
6. Сделать выводы о проделанной работе (справедлив ли закон Гей-Люссака).
7. Ответить письменно на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1. В каких единицах измеряется давление?
2. Какой из макроскопических параметров газа остается постоянным при
а) изобарном,
б) изохорном,
в) изотермическом?
3. В какое время суток ветер дует с моря на сушу (морской бриз) и в какое время суток-с суши на море (береговой бриз)?
4. Где больше вероятность возникновения утренних заморозков - на возвышенности или в низине?
5. Почему батареи парового и водяного отопления помещают у пола, а не у потолка?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3.