Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника для города Белгорода.
Цель работы:определить ускорение свободного падения с помощью математического маятника для города Белгорода.
Теория. Математическим маятником называется точка, подвешенная на невесомой и нерастяжимой нити. Моделью может служить тяжелый шарик, размеры которого весьма малы по сравнению с длиной нити, на которой он подвешен (т.е. несравнимы с расстоянием от центра тяжести до точки подвеса).
Ученые Галилей, Ньютон, Бессель и другие установили следующие законы математического маятника.
1. Период колебания математического маятника не зависит от массы маятника и от амплитуды, если угол размаха не превышает 6°.
2. Период колебания математического маятника прямо пропорционален квадратному корню из длины маятника и обратно пропорционален квадратному корню из ускорения свободного падения. На основании этих законов можно записать формулу для периода колебания Т:
,
Этой формулой можно воспользоваться для определения ускорения свободного падения для конкретной местности:
,
Приборы и принадлежности: штатив с держателем, шарик, подвешенный на почти нерастяжимой нити длиной около 1м, измерительная лента, секундомер.
Порядок выполнения работы:
1. Чтобы определить ускорение свободного падения, необходимо определить период колебания математического маятника. Для этого нужно:
1.1. Поставить штатив на край стола так, чтобы к нему можно было подвесить маятник длиной более 1 м.
2. Определить длину нити маятника l. Для этого нужно измерить длину нити и радиус шарика и полученные величины сложить, т.е. l = lнити + rшара.
2.1. Вывести маятник из положения равновесия на 5 – 7 см (амплитуда колебаний должна быть не большой).
2.2. Отсчитать 100 полных колебаний и одновременно с помощью секундомера засечь время этих колебаний.
2.3. При выполнении работы следует следить за тем, чтобы точка подвеса была неподвижной.
2.4. Вычислить время одного полного колебания по формуле: , где t - время полных 100 колебаний.
3. Повторить опыт всего 3 раза, каждый раз изменяя длину нити на 3-5 см, используя пункт работы 1 – 2.4.
4. Вычислить ускорения свободного падения с помощью формулы:
4.1. Найти среднее значение ускорения свободного падения по формуле:
1.Определить относительную погрешность метода по формуле:
, где gбелг. = 9,83 м/с2 – ускорение свободного падения в г. Белгороде.
2.Результат измерений и вычислений занести в таблицу 6.1.
Таблица 6.1.
№ п/п | l, м | t, c | Т, с | g, м/с2 | gср., м/с2 | , % |
7. Сделать вывод, ответить на контрольные вопросы.
8. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1. Что называется математическим маятником?
2. Зависит ли ускорение свободного падения от широты местности, высоты над поверхностью земли? Если зависит, то почему?
3. Можно ли пользоваться маятниковыми часами в условиях невесомости?
4. В каких положениях действующая на шарик возвращающая сила будет максимальна, равна нулю?
5. Наблюдая за движением шарика в течение одного периода, ответьте на вопрос: будет ли оно равноускоренным?
6. Изменится ли результат определения ускорения свободного падения, если проделать опыт с шариком другой массы? С нитью другой длины?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2.