Выбор пускорегулирующей и защитной аппаратуры лифта
Напряжение от источников питания подаётся на машинное помещение лифта через вводное устройство, которое должно отключать питание приводного электродвигателя, цепей управления, сигнализации и освещения кабины лифта.
Вводное устройство. Устанавливается в машинном помещении в непосредственной близости от входа. Наиболее распространены вводные устройства типов ВУ1 и ВУ2. Устройство представляет собой трехфазный рубильник, помещенный в закрытый металлический кожух. В корпус устанавливают емкостные фильтры, которые служат для защиты от радиопомех (таблица 1).
Таблица 7 Техническая характеристика лифтовых вводных устройств
Тип вводного устройства | Ток, А | Число фаз (полюсов) | Тип конденсатора |
ВУ2 | КБП-Ф220-I-II 3 |
Таблица 8 Блоки и панели управления лифтами
Тип и серия | Модель лифта | Число этажей |
БКА 5016 | Грузовой |
Трансформаторы. Трансформатор ОСО-0,25 служит для понижения напряжения в цепях сигнализации и ремонтного освещения до 24 или 36 В. Трехфазный трансформатор НТС-0,5 понижает напряжение с 380/220 до 100 В, питает цепь управления.
Таблица 9 Техническая характеристика трансформаторов
Тип трансформатора | Мощность, ВА | Номинальное напряжение, В | Масса трансформатора | |
высшее | низшее | |||
ОСО-0,25 | 7,5 | |||
НТС-0,5 | 14,5 |
Контакторы. Служат для включения силовых цепей. Наиболее часто применяется контактор постоянного тока типа КТПВ.
Контакторы снабжаются дугогасительными камерами.
Контактор КТПВ — электромагнитного типа. Под действием электрического тока в катушке возникает магнитный поток, который создает силу, притягивающую якорь к ярму. Связанные с якорем замыкающие контакты замыкаются, Контактор переменного тока применяется в основном в лифте ЭМИЗ. Контактор имеет три неподвижных и три подвижных силовых контакта, два замыкающих и два размыкающих блокировочных контакта.
Недостатком магнитных пускателей переменного тока является повышенный шум при работе.
Электромагнитное реле времени. По конструкции отличается от реле постоянного тока тем, что на неподвижной части магнитопровода устанавливается короткозамкнутый виток.
После отключения катушки исчезающий магнитный поток индуктирует в этом витке ЭДС, под действием которой в нем протекает ток, магнитный поток которого совпадает по направлению с основным потоком и замедляет его исчезновение. В результате отключение контактов реле замедляется. Выдержка времени регулируется диамагнитной пластиной толщиной 0,3 мм и более, устанавливаемой между якорем и сердечником катушки (чем тоньше пластина, тем больше выдержка), и возвратной пружиной. Зазоры между подвижными и неподвижными частями размыкающих контактов должны быть не менее 3,5 мм, замыкающих—не менее 4 мм (таблица 5).
Таблица 11 Техническая характеристика электромагнитных реле времени
Тип реле времени | Число контактов | Пределы регулирования выдержки времени, с, путём | Время заряда, с, не более | Масса реле, кг | |
отключения катушки | затягивание катушки | ||||
РЭВ-811 | 0,25-1 | 0,4-1,5 | 0,5 |
Реле. Реле типа РП-40 применяются для включения привода дверей ив качестве реле движения (РД). Представляет собой клапановое реле на напряжение ПО В. Имеет три размыкающих и пять замыкающих контактов.
Таблица 12 Техническая характеристика реле
Тип реле | Сила нажатия на крнтактную группу, гс (Н) | Провал контакта, мм | Раствор контакта,мм | Электрическая износостойкость, тыс. циклов | Коммутационная способность контактов, А | ||
начальная | конечная | на включение | на отключение | ||||
РП-40 | 70 (0,7) | 100 (1) | 2-4 | 2,5 |
Таблица 14 Техническая характеристика кнопочных и вызывных аппаратов
Тип аппарата | Модель лифта, на котором установлен аппарат | Тип контактной группы или кнопочного элемента | Номинальное напряжение, В | Номинальный ток контактной группы, А |
ВП-30М | 1964г. с раздвижными дверями | - | 220/110 |
Таблица 15 Техническая характеристика электродвигателей для привода дверей кабины
Тип электродвигателя | Диаметр шкива клиноременной передачи, мм | Мощность, кВт | Пол кабины |
АВО-72/4 | 0,38 | Подвижный и неподвижный |
Таблица 16 Техническая характеристика редукторов для привода дверей кабины лифтов
Тип редуктора | Диаметр шкива клиноременной передачи , мм | Модель лифта, в которой применяется редуктор |
РЧ-121 | 190;70 | С неподвижным полом кабины |
Таблица 17 Техническая характеристика лифтовых тормозных электромагнитов
Тип тормозного электромагнита | Напряжение в сети, В | Вид тока | Мощность, Вт | Тяговое усилие, кгс (Н) | Ход якоря, мм |
МП-201 | 220/110 | Постоянный | 180-225 | 95/78 |
Описание схемы управления
Электрические схемы лифтов представляют собой комплекс взаимодействующих машин, аппаратов и других элементов электрических схем, осуществляющих дистанционное управление и контроль над работой механизмов лифтов, а также обеспечивает работу сигнализации и освещения.
Электроаппаратура расположена в машинном помещении, шахте, приямке и кабине лифта.
Электрическая схема управления лифта должна удовлетворять следующим требованиям:
- автоматически отключать цепь управления лифтом при прекращении питания приводного электродвигателя, исключать самозапуск лифта после восстановления питания; восстанавливать нормальную работу лифта после устранения причины, вызвавшей остановку, или после прибытия кабины на предыдущую или последующую посадочную площадку;
- исключать возможность остановки кабины лифта с собирательной системой управления при поступлении команды на остановку с посадочной (загрузочной) площадки в момент, когда кабина находится от этой площадки на расстоянии, меньшем пути нормального замедления.
Электрическая схема включает в себя силовую цепь управления, цепь освещения и сигнализации, цепь питания переносных ламп и переносного низковольтного инструмента
Электрические цепи | Напряжение |
1. силовые машинного помещения, кабины, шахты, этажных площадок: | |
- переменный ток | |
- постоянный ток | |
2. Цепи управления, освещения и сигнализации во всех помещениях | |
3. Цепи питания переносных ламп и аварийного освещения кабины |
Схемой грузового лифта предусматривается три режима работы: нормальный режим работы НР, ревизии Р, режим управления из машинного отделения М.
Перевод лифта из одного режима в другой производится с помощью переключателей режимов SF2, выключение управления и сигнализации ЫА1 и двух штепсельных вставок XA2 и XA3.
Обозначение и назначение элементов схемы: SF1- реле времени движения для отключения кнопок приказа во время движения и питания контактов направления во время переключения контактов скорости; KV5 – реле времени контроля включения контактов направления. Служит для приведение схемы в исходное положение, если по какой-либо причине после включения контактора КМ не включаются; KSR – реле сигнальное вызова.
Режим нормальной работы НР.
Для включения в режим НР необходимо переключатель режимов SF2 поставить в соответствующее положение. При этом контакторы переключателя SF2-2 замкнутся, а SF2-1, SF2-3 разомкнуты.
Лифт включён в работу. Включены S, QF1 и SF1. Переключатель SF2 и штепсельный разъём XA стоят в соответствующем положении.
Кабина стоит на 1-м этаже. Двери кабины шахты закрыты. Включены реле KH, KV5. В кабине горит свет.
Для отправления кабины на нужный этаж нужно нажать кнопку приказа, например 3SB П. При этом схема будет работать в такой последовательности:
1. При нажатии кнопки 3SBП включается реле 3KL. Цепь 101 все SQ блокировка 201 XA2 Р.KV1 р.КМ з.KV5 р.KV1 р.KV2 3 SQ П 3KL 102.
2. 3KL включает контактор KM. Цепь: …3 SQ П з.3KL з.3KL KM 102
3. КБ главными контактами включает обмотку большой скорости электродвигателя (2р=6), а блок-контактном включает электромагниты отводок YB01 и YB02.
4. Отводки, втягиваясь, освобождают ригели замков. Двери забираются и включается выключатели контроля запирания 1 SQ -1 и 1 SQ -2.
5. Выключатели 1 SQ -1 и1 SQ -2 включают реле KHT.
6. KHT включает контактор КМ. Цепь:…201 р.KV1 р.КМ р.KV5 з.KV3 31 з.3KL р.3SQ2 рКM КM 102.
7. КВ главными контактами включает двигатель главного привода М1 и электромагнит тормоза YBТ. Система растормаживается и кабина начинает движение вверх на основной скорости. Включается реле KV1(201 з.KM з.3KL KV1 102)
8. При движении цепи питания катушек 3KL, КM меняются, так как кнопка приказа будет отпущена и реле KV1 отключит кнопки приказов через переключение Р.KV1. Цепь: питания КM…201 XA2 ОЗ з.KHT з.КM 27 р.КM КM 102. Питание КM до привода 27 отключено , а далее питание КM…з.КM 27 р.ЗSQ--2 з.ЗKL з.KHT 21 з.ЗKL КM 102. Питание ЗSQ аналогично до привода 21, а далее питание ЗЛД…з.КМ…з.KHT 21 з.ЗKL ЗKL 102.
9. При подходе кабины к заданному этажу отводка на кабине ставит ЗSQ в среднее положение. Контакт ЗSQ-2 размыкается.
10. Выключатель №SQ-2 отключает ЗKL и контактор КM.
11. КБ главными контактами отключает обмотку большой скорости электродвигателя, а блок-контактном включает контактор КМ. Контактор КВ остаётся включённым при приведённой цепи…03 з.КМ 37 з.KA з.КV з.КV КV 102.
12. Контактор КМ главными контактами включает обмотку малой скорости электродвигателя (2р=24) и лифт переходит на малую скорость
13. С приходом кабины на заданный этаж датчик ДиТО шунтируется, черновой контакт датчика размыкается и связанное с ним реле KA отпадает.
14. РТО отключает контактор КM, главные контакты которого разрывают цепь питания обмотки электродвигателя М1 и электродвигателя тормоза YBТ. Кабина останавливается. Схема приходит в исходное положение.
Порядок срабатывания элементов схемы за весь цикл: SBП KL КM YBО SQ KHT КM М1 SQ-2 КM КМ ДиТО KA КM М1
Сигнализация.
Для вызова кабины на этажах предусмотрена вызывная сигнализация. На этажных площадках устанавливаются вызывные кнопки, при нажатии на которые включается соответствующее сигнальное реле KSR и сигнальный звонок 3вВ. После прекращения нажатия на кнопку вызова сигнальное реле KSR получает питание через свой собственный контакт. Включается сигнальная лампа HL того этажа, с которого поступает вызов. Сигнальная лампа горит до тех пор, пока не нажмут на кнопку приказа этого этажа, с которого поступил вызов.
Схемой предусмотрена сигнализация о положении кабины HL, сигнальная лампа “занято” – HL, аварийное освещение HL, ремонтная цепь и цепь вызова персонала.
Источники информации.
1. Зимин Е.Н. Электрооборудование промышленных предприятий и установок. – М.: Энергоиздат, 1981.
2. Кнорринг Г.М. Справочная книга для проектирования электрического освещения. – СПб.: Энергоатомиздат. Санкт-Петербургское отделение, 1992.
3. Рапутов Б.М. Электрооборудование металлургических предприятии. – М.: Металлургия, 1990.
4. Шеховцов В.П. Электрическое и электромеханическое оборудование: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004.