Тяговые характеристики подвижного состава

В электрической тяге различают электромеханические характеристики – на валу двигателя и на ободе колеса. Электромеханическими характеристиками на валу электрического двигателя называются зависимости угловой скорости якоря двигателя от тока Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru , момента двигателя от тока М = Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru , и коэффициента полезного действия от тока Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru , при напряжении питания, равном номинальному. Электромеханические характеристики зависят от типа двигателей, установленных на подвижном составе. В электроподвижном составе постоянного тока применяются двигатели, имеющие следующие системы возбуждения: последовательная, смешанная и независимая. Каждая система возбуждения обладает своими характерными особенностями, которые
и определяют степень пригодности двигателя для тяги. Для определения электромеханических характеристик на валу используют

следующие уравнения:

скорость вращения якоря, рад/с,

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru ; (1)

вращающий момент двигателя, Н·м,

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru (2)

коэффициент полезного действия двигателя:

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru , (3)

где Е – ЭДС, индуктируемая в обмотке якоря; Ф – магнитный поток, В · с; с' = Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru конструкционная постоянная; N и Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – число проводников и число параллельных ветвей обмотки якоря;

р – число пар полюсов; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru напряжение на двигателе. В; I – ток якоря двигателя, А; r – сопротивление внутренней силовой цепи двигателя, Ом;, Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru и Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – соответственно механические и магнитные потери в двигателе, Вт; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru = Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – электрические потери в двигателе, Вт.

Электромеханическими характеристиками, отнесенными к ободу колеса, называются зависимости скорости движения поезда υ, силы тяги на ободе колеса Fи КПД электропривода ηв функции тока якоря I. Они могут быть получены из электромеханических характеристик на валу путем следующего пересчета:

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru (4)

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru (5)

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru , (6)

где Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – передаточное число редуктора от вала двигателя к движущей оси; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – диаметр движущего колеса, м; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru КПД зубчатой передачи; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru относительные потери мощности в зубчатой передаче, %; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – потери мощности в зубчатой передаче, Вт.

Электромеханические характеристики на ободе могут быть рассчитаны также с помощью следующих формул:

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru , (7)

где Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru машинная постоянная:

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru ; (8)

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru , (9)

где Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru F – уменьшение силы тяги из-за магнитных и механических потерь,

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru ; (10)

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru . (11)

Подведенное к двигателю напряжение Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru допустимо принимать неизменным для ПС без преобразователей, а при их наличии определять для каждого значения тока в соответствии с внешней характеристикой преобразователя. Полезная мощность Р,Вт, отнесенная к ободу колеса,

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru . (12)

На основании приведенных соотношений выполнено построение характеристик двигателей последовательного возбуждения (рис. 1, с), параллельного возбуждения (рис. 1, б),согласно смешанного возбуждения (рис. 1, в)и встречно-смешанного возбуждения (рис. 1, г),у которого намагничивающая сила (НС) последовательной обмотки больше НС параллельной обмотки.

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru

Рис. 1. Электромеханические характеристики электрических двигателей последовательного (a), параллельного (б), согласно-смешанного (в) и встречно-смешанного (г) возбуждения: Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru электромагнитная сила тяги двигателя; F – сила тяги на ободе колеса; сФ – магнитный поток двигателя; v – скорость поезда;
η – КПД двигателя; I – ток якоря; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – ток холостого хода; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru ток шунтовой обмотки; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru расчетный сдвиг тока для движения встречно-смешанного возбуждения; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru уменьшение силы тяги

Двигатель встречно-смешанного возбуждения, у которого НС параллельной обмотки больше НС последовательной обмотки, непригоден для электрической тяги из-за его электрической и механической неустойчивости. Характеристики тяговых двигателей независимого возбуждения при отсутствии автоматического регулирования тока возбуждения аналогичны рассмотренным характеристикам двигателя параллельного возбуждения. При применении двигателей независимого возбуждения с автоматическим регулированием тока возбуждения возможно получение любых характеристик, находящихся в площади, ограниченной осями координат и предельно допустимыми значениями тока и скорости. Для питания обмотки независимого возбуждения необходима установка возбудителя.

Характеристики, у которых сила тяги резко снижается с увеличением скорости, т.е. с высоким коэффициентом жесткости (dF/dv → ∞), называются жесткими. Характеристики, у которых скорость резко изменяется с изменением силы тяги, т.е. с низким коэффициентом жесткости (dF/dv → 0), называются мягкими.

Импульсное управление (рис. 2) обеспечивает возможность регулирования в широких пределах напряжения, подводимого к тяговым двигателям. Благодаря этому отсутствует жесткая связь между напряжением на двигателе и в контактной сети. При импульсном регулировании ток поступает в цепь нагрузки отдельными чередующимися импульсами. С помощью реакторов и конденсаторов из этих чередующихся импульсов формируется непрерывный ток тяговых двигателей. Изменяя соотношение продолжительности импульса и паузы, можно изменять напряжение на двигателях, тем самым осуществляя плавный безреостатный пуски регулирование скорости подвижного состава.

Периодическое отключение и подключение цепи нагрузки к источнику питания Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru происходит с помощью полупроводникового ключа К. Для сглаживания пульсаций тока в двигателе последовательно с ним включен нагрузочный реактор Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru а параллельно цепи нагрузки – неуправляемый вентиль – обратный диод V Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru , через который происходит замыкание тока в нагрузке при разомкнутом ключе К. На входе преобразователя установлен
Г-образный фильтр, состоящий из реактора – индуктивности Lфи конденсатора Сф для сглаживания пульсаций тока в контактной сети. Обозначим через Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru продолжительность проводящего (включенного) состояния ключа K, а через T длительность периода работы ключа.

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru

Рис. 2. Принципиальная схема импульсного управления ПС: К – полупроводниковый ключ (импульсный регулятор); М – двигатель; ОВ – обмотка возбуждения; V Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – обратный диод; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – нагрузочный реактор; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – индуктивность фильтра; Сф – емкость фильтра; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – противоЭДС двигателя; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – напряжение на токоприемнике; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – напряжение на двигателе; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru ток, потребляемый из сети; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – ток двигателя

Можно показать, что

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru . (13)

Отношение продолжительности t1проводящего состояния ключа к длительности Т периода называют коэффициентом заполнения импульсов Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru .

Изменяя значение коэффициента Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru можно менять напряжение Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru на тяговом двигателе. Для расчета тяговых характеристик с импульсными преобразователями важно знать, как меняется напряжение на выходе такого преобразователя в зависимости от тока нагрузки, т.е. его внешнюю характеристику. Последняя зависит от конкретного исполнения ключа К. Например, при тиристорном ключе К иширотной системе регулирования внешние характеристики имеют вид, показанный на рис. 3.

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru

Рис. 3. Внешняя характеристика тиристорно-импульсиого преобразователя: Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – напряжение на двигателе; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – напряжение на токоприемнике; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – ток двигателя; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru минимальный ток; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru /T – коэффициент заполнения импульсов

Для расчета тяговых характеристик с импульсными преобразователями важно знать, как меняется напряжение на выходе такого преобразователя в зависимости от тока нагрузки, т.е. его внешнюю характеристику. Последняя зависит от конкретного исполнения ключа К. Например, при тиристорном ключе К иширотной системе регулирования внешние характеристики имеют вид, показанный на рис. 3.

Определив по графикам напряжение на двигателе в зависимости от тока, рассчитывают скоростную характеристику по выражению (7). Силу тяги определяют так же, как и при контакторно-реостатном управлении. Импульсный преобразователь имеет практически бесконечно большое число внешних характеристик в режиме тяги. Следовательно, подвижной состав может иметь такое же число тяговых характеристик.

Реально их число будет определяться системой управления ПС. В общем случае на эти характеристики наложены ограничения:

– по силе сцепления Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru максимальной мощности преобразователя;

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru степени допустимого ослабления;

– βmin поля тягового двигателя при номинальном напряжении на его зажимах и конструкционной скорости Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru .

На рис. 4 приведен пример тяговых характеристик ПС при
U = const.

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru

Рис. 4. Тяговые характеристики при импульсном преобразователе; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru сила тяги ПС; v – скорость ПС; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – ограничение по силе сцепления; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – ограничение по конструкционной скорости; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru максимальная мощность преобразователя; β Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – степень допустимого ослабления поля

Тормозные характеристики ПС

Торможение применяется для остановки поезда и ограничения его скорости на спусках, перед кривыми участками и соответствующими путевыми знаками. По характеру использования тормозной силы различают служебное торможение и экстренное. Служебное торможение применяется в нормальных условиях работы, экстренное – для предупреждения несчастных случаев и аварий. Экстренное торможение обеспечивает максимальное замедление и минимальный тормозной путь, поэтому машинист должен использовать максимальную тормозную силу.

Процесс торможения определяется тормозными характеристиками, т.е. зависимостями тормозной силы поезда от его скорости В = f(v) или b(v).По способу создания тормозной силы различают системы механического и электрического торможения. При механическом торможении,тормозная сила создается в результате сил трения между соприкасающимися, взаимно скользящими поверхностями. Наиболее распространен колесно-колодочный тормоз. В этом тормозе тормозная сила создается за счет трения, возникающего при нажатии тормозной колодки на бандаж вращающегося колеса. Обозначим силу нажатия тормозной колодки через К, кН, а коэффициент трения между колесом и колодкой – Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru Тогда тормозная сила поезда В,Н, в целом равна суммарному нажатию Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru , кН, всех тормозных колодок с учетом коэффициента трения Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru , последних:

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru (14)

Коэффициент трения Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru , зависящий от материала трущихся поверхностей, в общем случае уменьшается с увеличением скорости υдвижения. Поэтому при постоянном нажатии тормозных колодок тормозная характеристика В(υ) механического тормоза имеет вид падающей кривой (рис. 5). Такой режим благоприятен для остановочного торможения.

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru

Рис. 5. Тормозная характеристика при механическом
торможении: В– тормозная сила; v– скорость поезда

При электрическом торможении тяговые двигатели переводятся в генераторный режим. Момент, который требуется для вращения генератора, реализуется на ободе движущего колеса в виде тормозной силы. Различают электрическое рекуперативное и реостатное торможение. При рекуперативном торможении тяговые двигатели обращаются в генераторы, при этом вырабатываемая ими энергия возвращается в тяговую сеть. Эта энергия может быть использована подвижным составом, находящимся на линии, или возвращена в первичную сеть. При установке накопителя эта энергия рекуперации может быть передана накопителю и в дальнейшем использована для тяги. Рекуперативное торможение применяется как для торможения на спусках, так и для остановки подвижного состава. Для осуществления рекуперативного торможения при контакторно-реостатном управлении двигателями необходимо, чтобы сумма ЭДС тяговых двигателей в генераторном режиме при последовательном их соединении была выше напряжения Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru контактной сети, т.е.

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru = Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru r. (15)

Ток и скорость поезда при рекуперации соответственно равны

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru = Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru . (16)

Тормозная сила равна

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru (17)

где Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru составляющая тормозной силы, зависящая от механических и магнитных потерь в двигателе и передаче:

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru . (18)

Тормозная сила В с увеличением тока рекуперации сначала возрастает до некоторого максимума Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru , а затем вследствие резкого снижения магнитного потока начинает уменьшаться и в точке аB = 0. Следовательно, при скоростях, больших критической скорости рекуперации (точка b),соответствующей Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru (точка с), рекуперативное торможение становится механически неустойчивым (рис. 6).

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru

Рис. 6. Электромеханические характеристики при рекуперативном торможении: Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru ЭДС двигателя при рекуперации; В – тормозная сила; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – ток рекуперации; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru максимальная тормозная сила ; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – критическая скорость рекуперации; а – точка, соответствующая минимальному магнитному потоку; b – точка критической скорости рекуперации; с – точка, соответствующая Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru

На рис. 7 приведены тормозные характеристики B = f(v)при разных ступенях возбуждения возбудителя. Характеристики будут иметь ограничения по максимальной скорости максимальной Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru ; тормозной силе Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru ; и коммутации – минимальной степени ослабления ( Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru )min. Процесс рекуперативного торможения при контакторно-реостатном и импульсном управлении существенно различается. В случае контакторно-реостатного управления рекуперация возможна при независимом и встречно-смешанном возбуждении тяговой машины. К тому же ЭДС тяговой машины должна быть выше напряжения контактной сети. При импульсном регулировании рекуперация возможна, если ЭДС меньше напряжения сети.

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru

Рис. 7. Характеристики рекуперативного торможения при разных ступенях возбуждения возбудителя: В – тормозная сила; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru минимальная скорость; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – конструкционная скорость; ( Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru ) min – минимальная степень ослабления поля; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – ток
возбуждения возбудителя

Рассмотрим принцип работы импульсного преобразователя в процессе рекуперативного торможения. Нагрузочный реактор Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru обеспечивает сглаживание в цепи тяговых машин, а обратный диод V Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru препятствует протеканию тока из контактной сети в цепь нагрузки в промежутках времени, напряжение на двигателях ниже напряжения сети. Среднее напряжение Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru , В, нагрузки тягового двигателя, работающего в генераторном режиме, определяется из следующего соотношения:

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru (1- Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru , (19)

где T – период работы регулятора; u – мгновенное значение напряжения; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru время включения.

По схеме на рис. 8 рекуперативного торможения ЭДС тяговой машины должна быть меньше напряжения контактной сети. Только при этом условии возможны периодическое накопление энергии в индуктивностях и последующая отдача ее.

Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru

Рис. 8. Схема включения импульсного регулятора при рекуперации: М – двигатель; ОВ – обмотка возбуждения; К – регулятор; VDo – обратный диод; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – сглаживающий нагрузочный реактор; Lф– индуктивность фильтра; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – напряжение на токоприемнике; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – напряжение нагрузки на регуляторе; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – ток двигателя при рекуперации; Тяговые характеристики подвижного состава - student2.ru – ток, отдаваемый в сеть; Сф – емкость фильтра

Наши рекомендации