По устранению неисправностей тепловоза 2ТЭ10у
По устранению неисправностей тепловоза 2ТЭ10у
Облегченный запуск дизеля на тепловозе 2ТЭ10у
Если секции две, а АБ очень слабая на одной из них.
Для этого необходимо выключить рубильник АБ. Заклинить во включенном положении пусковые контакторы Д3 на обоих секциях.
Произвести запуск обычным порядком. После запуска расклинить ДЗ и включить рубильник АБ на секции со слабой батарее».
Если секция одна:
1-й вариант.
Отключить все дополнительные нагрузки. Открыть индикаторные краны и отключить ТН высокого давления у 1, 4, 5, 7, 10 или у 2, 3, 6, 8, 9 цилиндров дизеля (т. е. через один по порядку работы цилиндров). Поставить временные перемычки:
а) между клеммой 1/1—4 и зажимом провода 487 у СВГ или проводом 489 (487) у контактора KB (это будет плюсовая часть электрической цепи);
б) отсоединить провод 485 от ДГП (диод гашения поля) и нарастив перемычкой соединить с клеммой 8/1—20 (любая из 20-ти) или клеммой 5/1 (это будет минусовая часть электрической цепи);
в) между клеммами3/13 и 5/2.
Включить тумблер «Вентилятор холодильника» и после начала проворота коленчатых валов помощник машиниста слева по дизелю, или справа по ходу тепловоза помогает выдвижением реек ТМ на полную подачу. После запуска, соблюдая меры безопасности, индикаторные краны закрыть, включить отключенные ТН цилиндров, перемычки снять, провод 485 поставить на место, соединить с ДГП.
2-й вариант.
Отключить все дополнительные нагрузки. Открыть индикаторные краны и отключить ТН высокого давления у 1, 4, 5, 7, 10 'или у 2, 3, 6, 8, 9 цилиндров дизеля.
Поставить временные перемычки:
а) между любым неподвижным контактом (силовой губкой). Контакторов П1...П6 и зажином провода 487 у СВГ или зажимов проводов 489 (487) у контактора KB это будет плюсовая часть электрической цепи).
б) отсоединить провод 485 от ДГП (диод гашения поля) и нарастив перемычкой соединить с клеммой 8/1—20 (любая, из 20-ти) или клеммой 5/1 (это будет минусовая часть электрической цепи);
в) между клеммами 3/13 и 5/2.
Включить тумблер «Вентилятор холодильника» и после начала проворота коленчатых валов помощник машиниста слева по дизелю или справа по ходу тепловоза помогает выдвижением реек ТН на полную подачу. После запуска, соблюдая меры бсзопас-сти, индикаторные краны закрыть, включить отключенные ТН цилиндров, перемычки снять, провод 485 поставить на место, соединить с ДГП.
Перемычки между клеммами для обхода неисправных аппаратов, блокировок, контактов, разъемов, участков электрической цепи и включения аппаратов и реле
ТРВ—4/13—4/15, или в коробке «Х»—Х7—Х4.
ТРМ—4/13—4/15, или в коробке «Х»—Х4—Х2.
БД1...БД4—4/7—4/12.
РДМ1—5/16—5/19, или в коробке «К»—К1—К2.
РДМ2—4/12—4/13, или в коробке «К»—К9—К10.
ЭПК на 2-ю тягу—2/14—7/12—13, или 1/9—7/12—13, включая ХД2 на 1-м секционном тепловозе.
ИД—в коробке «Д» Д2—ДЗ.
ВШ1—2 на аварийном режиме—7/1—3/18.
KB, ВВ (одна секция)—1/19—провод 1141 у реле «РЗ», включая ХД2.
KB, ВВ (две секции)—2/2—провод 1141 у реле «РЗ» включая ХДЗ.
П1...П6 (одна секция)—1/19— 7/2, включая ХД2.
П1...П6 (две секции)—2/2—7/2, включая ХДЗ.
БМ (ЭТ)—проверка исправности катушки, при включенном АБ 5/11—12—5/14, или без включения АБ—1/1,4—5/14.
РБ1—дли сигнализации зуммером о его срабатывании—10/3 – 2/7.
Мала мощность при 5-ти ТЭД (должна быть не более 1500 квт)— 9/7— 9/18.
Обороты в норме, аппараты все включены, мощность на всех 'позициях занижена—зачистить контакты силовые KB, ВВ.
Клеммники правая ВВК
СК1...СК10 общий плюс: 1/1—4, 10/8.
СК50
КЛ № 5 общий минус: 5/1, 8/1—20.
Кл № 31—35.
Клеммники левая ВВК
СК21...СК24 общий плюс: 22/10.
Кл. № 6:
Кл. № 41 общий минус: 21/1—6, 8, 11, 22/5
Клеммники пульта управления
СК11...СК18 общий плюс: 11/9—10.
Кл. № 43 общий минус- 13/17—19, 14/8, 19.
Кл. № 44.
Резервные провода и клеммы
2/3, 3/14. 24/5, 23/20.
8/2 2604 → Д4, 11/6→6/2, 4/8→3/12.
8/2 2605 → К20, 12/3→4/2, 23/3→8/6.
8/2 2607 → X1.
В коробке, «Х» минус на клемме Х/9.
В коробке «Д» минус на клеммах Д/9, Д/14.
На клемме 9/1—50 вольт (35) элементов).
На клемме № 41—13 вольт (9 элементов
Заклинивание колесных пар
Основным признаком заклинивания колесной пары является срабатывание зуммера РБ (реле, буксования). Заклинивание может произойти по следующим причинам:
а) из-за разрушения якорного подшипника ТЭД;
б) из-за разрушения буксового подшипника колесной пары;
в) излома зубьев шестерен или попадания постороннего предмета между зубьями;
г) падения полюса ТЭД из-за обрыва болтов крепления;
д) разрушения бандажа крепления якорной обмотки;
Выход из положения:
Во первых определиться с причиной заклинивания.
Попытаться сорвать (провернуть) заклиненную колесную пару (нагружая ее, отключив остальные ТЭД тумблерами OM1—6). Ну а если сорвать не удалось, то колесная пара подвешивается или на тормозных башмаках доводится до первой стрелки станции, где башмаки изымаются, а локомотив со скоростью 5 км/час вводится на путь станции.
Рекомендации машинисту по обнаружению и устранению неисправностей при коротком замыкании и обрывах в какой либо цепи управления.
Не исправность А Б
1) Проверка по освещению ВВК и диз. помещения:
а) отгорела перемычка между аккумуляторами,
б) полное отсутствие электролита в какой либо банке.
2) Слабая АБ - проверка по вольтметру U менее 46 В:
а) замыкание элементов в каких либо банках,
б) понижен уровень электролита в банках,
в) замыкание между банками с пробоем изоляции
3) Пробой изоляции на корпус АБ "земля":
а) ввиду повреждения резинового чехла при помощи электролита на корпус;
б) ввиду разрушения бруса прижимными болтами банок с повреждением резинового чехла в каком либо ящике при горизонтальной реакции (ударе) тепловоза.
Облегченный запуск дизеля
1) Открыть индикаторные краны цилиндров дизеля.
2) Провернуть коленчатые валы, очистив рабочие камеры от масла.
3) Произвести запуск дизеля.
4) Закрывая индикаторные краны.
Дизель останавливается.
1) Отключилось РДМ-1 - забита трубка, обрыв трубки, понижено давление масла в конце верхнего масляного коллектора дизеля (р=0,5 ат) ввиду выплавления бабита подшипника, поломка маслосъемных колец поршня.
2) Обрыв электрической цепи на к.РУ-9.
3) Обрыв электрической цепи на к.ЭТ (ОРЧО) или вышла из строя к.ЭТ.
4) Сгорела плавкая вставка Пр (КМН).
5) Сработал на отключение А-5 ввиду неисправности или короткого замыкания в цепи.
6) Сработал КДМ →РУ-7.
7) Сработал предельный регулятор.
8) При резком колебании, вперед или назад в движении тепловоза произошло всасывание воздуха главным масляным насосом дизеля в заборную трубу картера.
9) При отсутствие поступления топлива в топливный коллектор дизеля, не работает топливоподкачивающий насос, вышел из строя привод от коленчатого вала дизеля - включить тумблером ТНА электродвигатель топливопрокачивающего топливного насоса.
10) При выходе из строя привода кулачковых валов - проверить работу кулачковых валов топливными насосами высокого давления с двух сторон дизеля.
11) При сбросе позиций КМ →0 - проверить включение ТН дизеля.
Уменьшение мощности дизеля.
1) Прекращение подачи топлива (вышел из строя привод топливного насоса дизеля), работа ТН дизеля на подсосе плунжерных пар.
2) При выходе из строя привода одного кулачкового вала ТН.
3) Нарушен угол опережения подачи топлива.
4) Нарушен угол опережения вращения между коленчатыми валами.
5) Уменьшение производительности или остановка ТК (трубокомпрессора) ввиду закоксованности турбинных лопаток.
6) Отключение управления или заклинивание плунжерной пары ТН дизеля.
7) Малое давление наддувочного воздуха в воздушном рессивере дизеля, ввиду нарушения герметичности или ограничение в поступление.
Дымный выхлоп газа дизеля.
1) При постоянстве оборотов:
а) дизель не прогрет,
б) не одинаково отрегулированы ТН на подачу топлива,
в) нарушено опережение подачи топлива,
г) попадание масла в камеру сгорания через кольца,
д) заужены проходы в выпускных окнах целиндров нагаром ,
е) понижена производтельность ТК и нагнетателя II-ступени,
ж) понижена герметичность рабочих камер цилиндров,
з) понижена герметичность воздушного рессивера.
2) При изменении оборотов:
а) малая или совсем отсутствует раскрутка ТК,
б) не работает золотник мощности ОРЧО,
в) перегрузка по току ввиду неправильной регулировки возбуждения ГГ,
г) не работает стабилизирующая обмотка АВ.
Помпаж турбокомпрессора
Разная производительность ТК:
а) ввиду неисправности ТК;
б) ввиду неправильности забора воздуха;
в) изменение оборотов коленчатых валов дизеля ввиду резкого изменения
нагрузки.
Выход из помпажа:
1) Сменить позицию КМ в сторону больше или меньше.
2) Переключить воздухозабор нагнетателей, уменьшив производительность исправного ТК.
Выход из положения :
Выключить тумблер УТ на ведущей секции. Поставить перемычку между клеммами 2/14 →4/17 на ведомой секции. Схема трогания на ведомой секции включается при включении тумблера УТ
ведущей секции без набора позиций (включать тумблер УТ только при включение схемы трогания. В случае такого обвода контрольной реверсивной блокировки - исключить разворот реверсора при помощи реверсивной рукоятки контроллера, в крайнем случае при каждом реверсировании,
визуально проверять полный и правильный разворот реверсора.
з) разворачивается поездной реверсор на ведомой секции не в соответствии положению реверсивной рукоятки -- причины:
ввиду отсутствия (-) межтепловозного соединения РПБ (разъединение или обрыв минусового кабеля).
2) Не включается РУ-2--- причины:
а) не разворачивается реверсор в соответствующее положению реверсивной рукоятки (действие описано выше);
б) не замыкается блокировочный контакт контроля полного разворота (действие описано выше).
Проверка:
- при включенной схеме трогания и нажатии на якорь РУ-2 --> РВ-3 срабатывает, цепь через бл.ПР и через блокировку РУ19 до бл.Д-2 исправна;
- при включенной схеме трогания и нажатии на якорь РУ-2 --> РВ-3 не срабатывает, цепь через бл.ПР и через блокировку РУ19 до бл.Д-2 неисправна;
в) РУ-19 (осмотреть) -- выключить тумблер холостого хода;
г) осмотреть состояние Д-2 (включенное состояние в случае приваривания силового контакта);
д) проверить закрытие дверей по концевым выключателям;
е) проверить включение РУ-4 (с первой позиции КМ);
ж) ТРВ t=95C (предельная температура воды);
з) ТРМ t=83C (предельная температура масла дизеля);
и) проверить РУ-8 (включается со второй позиции КМ);
к) проверить РУ-9 (включается при срабатывании РДМ-1, когда РУ-6 отключится и разберет схему запуска);
Аварийная схема
1) Выключить т.УТ.
2) Включить вручную, прижав якорь к сердечнику катушки РУ-2.
3) Окончательное отключение схемы трогания тумблером УТ.
ВНИМАНИЕ!
--- После каждого запуска дизеля перед включением схемы трогания визуально проверять отключение контактора Д-2.
--- Выключена защиты дверей (проверить чтобы двери ВВК перед включением схемы трогания были закрыты на замки).
--- Постоянно обращать внимание на температуру воды и масла.
--- Включать т. УТ строго КМ - 0 позиции (выключена с работы бл.РУ-8).
--- В случае самопроизвольного падения оборотов коленчатых валов дизеля - немедля выключить нагрузку т.УТ (бл.РУ-9 выключена с работы).
--- Схему тяги отключать позиционно, а затем т.УТ во избежание подгорания сил.контактов ВШ-1, 2 (бл. РУ-2 выключены с этой работы).
Для избежание выключения большого количества защит в цепи к.РУ-2 используя перемычку можно определить и вывести (если располагаете временем) конкретную неисправную цепь:
Клеммы в цепи .РУ-2: 4/17 - 4/7 - 4/2 - 4/12 - 4/13 - 4/15.
Клеммы в цепи .РВ-3: 4/17 - 4/7 - 4/6 - 4/20.
3) Не включается РВ-3 --- причины:
При включение схемы трогания
а) нет цепи через две бл.РУ-2 (проверить нажатием на якорь РУ-2);
б) нет цепи через бл.РУ-19 (проверить отключение т.ХД1 РУ-19 и состояние блокировки);
в) не исправна РВ-3 (проверить по регулировке свободность хода якоря реле времени);
г) при включении вручную РВ-3 - поездные П-1-6 включаются.
Аварийная схема
При отсутствии цепи питания к.РВ-3 - поставить перемычку кл.4/7 или кл.4/6 → кл.4/20.
При неисправности катушки РВ-3 - включить ВР-3 вручную, ослабив пружину отжима якоря, поездные будут включены постоянно с момента включения КТН.
4) Не включаются поездные П-1,2,3,4,5,6 ---
а) проверить положение и состояние двух последовательно включенных бл.РВ-3 в цепи к.П-1,2,3,4,5,6;
по устранению неисправностей тепловоза 2ТЭ10у