Неисправностей в электрических цепей.
Прозвонка электрических цепей.Если внешним осмотром не удалось обнаружить неисправность, то подозреваемые электрические цепи прозванивают. Прозвонка заключается в том, что на контролируемый участок цепи подается напряжение аккумуляторной батареи, а затем проверяется прохождение тока по отдельным элементам данной цепи. Для проверки чаще всего пользуются контрольной лампой, представляющей собой обычную электрическую лампу с патроном и двумя проводами. Перед применением контрольную лампу проверяют от аккумуляторной батареи.
При пользовании контрольной лампой следует учесть, что накал ее нити зависит от сопротивления проверяемой цепи. Поэтому в ряде случаев прохождение тока по проверяемой цепи можно установить лишь по искре в момент отключения или подключения контрольной лампы. В таких случаях удобнее пользоваться измерительными приборами (вольтметром, амперметром). Но если какая-нибудь электрическая цепь вследствие частичного нарушения или по другой причине заземлена через сопротивление, т. е. когда короткое замыкание не является «глухим», то такие неисправности можно выявить лишь с помощью мегаомметра.
Способы прозвонки при разных неисправностях различны, поэтому до начала проверки электрической цепи следует установить характер ее повреждения.
Определениеместа обрыва. Признаком обрыва электрической цепи является не включение аппаратов при включении соответствующей кнопки или постановке рукоятки контроллера машиниста на соответствующую позицию.
Подача напряжения в проверяемую цепь может быть осуществлена несколькими способами: включением кнопки на кнопочном выключателе; постановкой рукояток контроллера машиниста в нужное положение; подачей напряжения в проверяемую цепь из другой цепи, имеющей постоянное питание от аккумуляторной батареи (например, провода К50, К51, К53)
При прозвонке цепи контрольной лампой один ее конец соединяют с землей, а другим концом поочередно касаются участков проверяемой цепи. Обрыв имеет тот участок цепи, на границах которого контрольная лампа горит с одной стороны, а с другой — не горит,
Если, например, при установке тормозной рукоятки контроллера на позицию ОП II при отключенной кнопке Защита от боксования увеличение тока якоря не происходит, а наоборот, ток уменьшается — имеется снятие I ступени ослабления возбуждения. Для определения места обрыва цепи цепь прозванивают контрольной лампой. Для этого, опустив токоприемники, устанавливают главную рукоятку контроллера на ходовую позицию, а тормозную рукоятку— на позицию ОПП, проверяют включение контакторов 13-1, 13-2, 213-1, 213-2, в случае их невключения проверяют следующую цепь: провод 31, блок-контакт 76-1, Провод Н 11,
блок-контакты 13-1, 213-1, 13-2, 213-2 (предварительно поочередно включают вручную контакторы 13-1 и 13-2, нажимая на грибок их вентилей), провода Н408, К158 и Н409, а также провод К159 от блок-контакта контактора 213-2 до главных зажимов 2-й секции электровоза. Загорание лампы от прикосновения к проводам 31 и Н11 на блок-контакте 76-1, Н11 и проводу Н408 на блок-контакте 213-1 и т. д. указывает на исправность указанных блок-контактов. Если при проверке проводов Н409 и К159 на блок-контакте 213-2 контрольная лампа загорается от провода Н409 и не загорается от провода К159, то это указывает на отсутствие контакта в блок-контакте 213-2.
Когда лампа шунтирует сгоревшую плавкую вставку предохранителя или блок-контакт с незамкнувшимися контактами в цепи исправной катушки, она загорается вполнакала. Если лампа шунтирует неисправную катушку (в которой произошел обрыв), то она горит полным накалом: это указывает на целостность плюсовой и минусовой цепей данной катушки.
Определение места к,з. Особенность способа прозвоики на определение места к. з. заключается в том, что проверяемую электрическую цепь следует расчленить, а не собирать, как это делается для определения места обрыва. Признаками к. з. являются повторные срабатывания аппаратов защиты (БВ-1, БВ-2), перегорание предохранителя при включении какой-либо кнопки или постановки рукоятки контроллера на одну из позиций.
Для определения места к. з. сначала тщательно осматривают провода и аппараты всего подозреваемого участка цепи, на котором произошел пробой изоляции. Место к. з. легко определить по таким признакам, как появление дыма, запаха тлеющей изоляции, электрической дуги, подгара, закопченности, оплавления контактов и деталей вблизи места повреждения. Если внешним осмотром место повреждения обнаружить не удалось, его определяют прозвонкой. Сначала находят секцию электровоза, в которой имеется неисправность, затем проверяют весь участок, на котором произошел пробой изоляции. Для этого участок поврежденной цепи отсоединяют от заземлений, контактных зажимов и проводов. Затем один конец контрольной лампы подключают к плюсу цепи управления, а другим концом от лампы поочередно касаются отсоединенных проводов.
Если при касании провода лампа загорается полным накалом, то это указывает на к. з. цепи данного провода. После того как будет определен участок цепи, в котором произошло повреждение, необходимо расчленить неисправный участок на отдельные части и каждый из них прозвонить в отдельности, включая ответвления, примыкающие к этой части. Расчленение проверяемого участка достигается выключением контакторов, блок-контактов, прокладыванием между их контактами электрокартона, плотной бумаги, изоляционной ленты, выключением разъединителей и отключателей, отсоединением проводов от блок-контактов аппаратов, поднятием или удалением щеток электрических машин и т. д.
Выявление причин неправильного включения аппарата.До начала прозвонки отключают все кнопки цепей управления. Потом устанавливают, с какой стороны (плюсовой или минусовой) включающей катушки аппарата должен быть разрыв цепи, предусмотренный схемой. Если разрыв предусмотрен с плюсовой стороны, тогда от контактного зажима (ближайшего к аппарату), к которому подсоединен плюсовый провод, идущий к аппарату, отсоединяют все провода. Затем восстанавливают цепь в том положении, при котором была обнаружена неисправность. Один конец контрольной лампы заземляют, а другим поочередно касаются отсоединенных проводов. Загорание контрольной лампы указывает на то, что данный провод получает питание со стороны. В этом случае необходимо прозвонить весь путь этого провода и найти неисправность.
Если разрыв цепи схемой предусмотрен с минусовой стороны, то указанным выше способом проверяют минусовые провода с той лишь разницей, что питание на контрольную лампу подают от аккумуляторной батареи, а другим концом отыскивают провод с непредусмотренным схемой заземлением.
Контрольные вопросы:
1.Включение аппаратов. (БВ-1; БВЗ; МВ; МК.)
2.Работа панелей управления.
3.Схема включения токоприёмников.
4. Схемы силовых цепей тяговых дигателей.
5. Цепи вспомогательных машин.
6. Силовые цепи рекуперативного режима.
7. Низковольтные цепи управления тяговыми двигателями.
8. Низковольтные цепи рекуперативного торможения.
9. Силовые цепи при отключении неисправных ТЭД.