Основная схема прозвучивания, каналы и зоны контроля

ДЕФЕКТОСКОП УЛЬТРАЗВУКОВОЙ

УДС2-РДМ-22

Руководство по эксплуатации

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение……………………………………………………………………………...
2. Назначение…………………………………………………………………………...
3. Технические данные…………………………………………………………………
4. Состав дефектоскопа………………………………………………………………...
5. Устройство и работа дефектоскопа………………………………………………...
6. Маркирование и пломбирование…………………………………………………...
7. Указания мер безопасности…………………………………………………………
8. Порядок сборки и монтажа ………………………………………………………...
9. Подготовка к работе…………………………………………………………………
10. Виды выявляемых дефектов ………………………………………………………
11. Порядок работы…………………………………………………………………….
12. Методика поверки………………………………………………………………….
13. Техническое обслуживание………………………………………………………..
14. Правила транспортирования и хранения…………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Перечень терминов и сокращений………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Условные обозначения параметров и режимов работы, использованные в экранных формах…………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Расшифровка надписей, использованных в окнах экранных форм фрагментов меню параметров каналов контроля………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Перечень настроек, запрограммированных изготовителем для реализации типовых операций контроля………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Краткая памятка оператору по управлению процессом контроля с регистрацией дефектограмм пути в многоканальном режиме………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Дефектоскоп УДС2-РДМ-22. Схема электрическая принципиальная………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Блок электронный РДМ-22. Схема электрическая принципиальная………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Датчик пути. Схема электрическая принципиальная………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Элементы, применяемые в электрических схемах……………..

1 ВВЕДЕНИЕ

Руководство по эксплуатации ультразвукового дефектоскопа УДС2-РДМ-22 (в дальнейшем - дефектоскоп) содержит описание его устройства и принципа работы, технические характеристики, указания по эксплуатации, методику поверки, а также другие сведения, позволяющие реализовать в полном объеме технические возможности дефектоскопа.

Дефектоскоп выпускается по техническим условиям РТ МD 17-20454236-010:2005.

Дефектоскоп внесен в Государственные реестры средств измерений.

Сертификаты утверждения типа: Молдовы – № 406 от 21.01.2005

России – MD.C.27.999.AN20501

2 НАЗНАЧЕНИЕ

Дефектоскоп предназначен для обнаружения дефектов в обеих нитях железнодорожного пути по всей длине и сечению рельса, за исключением перьев подошвы, при сплошном контроле со скоростью движения до 4 км/ч, а также для выборочного ручного контроля сварных стыков, отдельных сечений и участков рельса, определения координат обнаруженных дефектов и их условной протяженности.

Контролю подлежат рельсы типа Р43, Р50, Р65, Р75, размеры, материал и состав которых соответствуют ГОСТ 7174, ГОСТ 8161, ГОСТ 16210, ГОСТ 24182 с качеством поверхности по ГОСТ 18576, а также рельсы соединительных путей, рельсы крестовины, усовики крестовины, остряки и рамные рельсы стрелочных переводов.

Коды выявляемых дефектов по классификатору дефектов рельсов НТД/ЦП-1-93 с дополнением по классификации дефектов и повреждений элементов стрелочных переводов: 20.1-2, 21.1-2, 24.1-2, 25.1-2, 26.3, 27.1-2, 30В.1-2, 30Г.1-2, 38.1, 50.1-2, 52.1-2, 53.1-2, 55.1-2, 56.3, 60.1-2, 66.3, 69.2, 70.1-2, 74.1-2, 79.1-2, ДО.20.2, ДСН.20.2, ДО.60.2, ДСН.60.2, ДР.21.2, ДУ.22.2, ДУН.21.2.

Дефектоскоп является переносной механизированной системой ультразвукового контроля с использованием эхо-метода (ЭМ) и зеркально-теневого метода (ЗТМ) при контактном способе ввода ультразвуковых колебаний (УЗК). Количество каналов возбуждения и приема УЗК, предусмотренных для работы с блоками пьезоэлектрических резонаторов (БП) в режиме сплошного контроля, для каждой из нитей пути – 8.

Количество каналов возбуждения и приема УЗК, предусмотренных для работы с ручными пьезоэлектрическими преобразователями (ПЭП), – 3.

Сигнализация о наличии дефектов - звуковая и цветовая по экрану матричного индикатора, индикация установленных значений условной чувствительности контроля каналов (дБ), коэффициента выявляемости дефекта (дБ), координат дефектов (мм), текущей путейской координаты контролируемого участка пути (км и м) - цифровая на экране матричного индикатора.

Предусмотрено непрерывное документирование (регистрация) результатов контроля в виде дефектограмм проконтролированных участков в формате развертки типа Б проконтролированных сечений рельсов, регистрируемых через 1 мм пути, с сопроводительной информацией об амплитудно-временных характеристиках зарегистрированных эхо-сигналов, установленной в каждом из каналов контроля условной чувствительности контроля и текущих значениях путейской координаты. Предусмотрена возможность оперативного просмотра зарегистрированных дефектограмм на матричном индикаторе дефектоскопа в соответствии с «Инструкцией по просмотру и расшифровке дефектограмм сплошного контроля с использованием экрана матричного индикатора дефектоскопа РДМ-22», а также вывод дефектограмм с сопроводительной информацией на персональный компьютер (ПК) для дальнейшей расшифровки в соответствии с «Инструкцией по считыванию и расшифровке на ПК результатов ультразвукового контроля рельсов в пути дефектоскопом УДС2-РДМ-22».

3 ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

3.1 Основные параметры и размеры дефектоскопа

3.1.2 Пороговая условная чувствительность по каналам эхо-метода для работы с ПЭП и резонаторами, установленными в БП, соответствует значениям, приведенным в табл. 1.

Таблица 1

Обозначение ПЭП и резонаторов Угол ввода, градус Пороговая условная чувствительность, дБ, не более
Резонатор РП РС 2
Резонатор РП 42-42
Резонатор РП 70
Резонатор РП 55
ПЭП П112-2,5
ПЭП П121-2,5-42
ПЭП П121-2,5-50
ПЭП П121-2,5-55
ПЭП П121-2,5-65
ПЭП П121-2,5-70

3.1.2 Отклонение пороговой условной чувствительности по каналам эхо-метода с однотипными по конструктивному исполнению и углу ввода ПЭП и резонаторами не более ± 4 дБ.

3.1.3 Запас чувствительности по каналам эхо-метода с ПЭП П121-2,5-42, П121-2,5-50, П121-2,5-55 не менее 25 дБ; с ПЭП П121-2,5-65, П121-2,5-70, П112-2,5 не менее 16 дБ.

3.1.4 Мертвая зона дефектоскопа, по стандартному образцу СО-3Р, с ПЭП П121-2,5-65, П121-2,5-70, П112-2,5 не более 3 мм; с ПЭП П121-2,5-42, П121-2,5-50, П121-2,5-55 не более 6 мм.

3.1.5 Условная чувствительность по каналам ЗТМ с ПЭП П112-2,5 и резонатором РП РС2 для донного сигнала, полученного в стандартном образце СО-3Р на расстоянии 66 мкс от точки ввода УЗК, устанавливается в пределах от 20 до 4 дБ с дискретностью 1 дБ.

3.1.6 Диапазон зоны контроля с ПЭП П121-2,5-42 по прямому лучу от точки ввода УЗК:

- нижняя граница – не более 5 мкс;

- верхняя граница – не менее 230 мкс.

3.1.7 Диапазон калиброванной регулировки усиления эхо-сигналов от 0 до 70 дБ.

3.1.8 Дискретность регулировки усиления – 1 дБ.

3.1.9 Основная абсолютная погрешность измерения координат отражателя не более ± (0,02 H(L) + 1) мм.

3.1.10 Основная абсолютная погрешность измерения расстояния S по сигнальным меткам датчика пути – не более ± (0,01S + 1мм).

3.1.11 Рабочая частота каналов сплошного контроля – (2,5 ± 0,25) МГц.

3.1.12 Потребляемый ток не более 1,5 А.

3.2 Дополнительные параметры и характеристики дефектоскопа

3.2.1 Электрическое питание дефектоскопа осуществляется постоянным током напряжением от 13,8 до 10,4 В. При напряжении 10,2 В происходит автоматическое выключение дефектоскопа.

3.2.2 Диапазон определения коэффициента выявляемости дефекта эхо-методом для эхо-сигналов, превышающих пороговый уровень, от минус Ку до {70 – (Кп + Ку)} дБ, где Ку – установленная условная чувствительность контроля в канале, Кп – пороговая условная чувствительность.

3.2.3 Основная погрешность измерения коэффициента выявляемости дефекта эхо-методом не более (1 + 0,05Кд), дБ, где Кд – измеренное значение коэффициента выявляемости дефекта.

3.2.4 Диапазон определения коэффициента выявляемости эхо-сигнала относительно порогового уровня от нуля до (70 - Кп), дБ, где Кп – пороговая условная чувствительность.

3.2.5 Основная погрешность определения коэффициента выявляемости эхо-сигнала не более ± (1 + 0,03ΔN), дБ, где ΔN – измеренное значение амплитуды эхо-сигнала на выходе приемника относительно порогового уровня индикации.

3.2.6 Нестабильность уровня срабатывания порогового индикатора при изменении амплитуды входного сигнала – не более ± 0,5 дБ.

3.2.7 Средний расход технологической жидкости для обеспечения акустического контакта (воды, спирта этилового технического ГОСТ 17299) не более 5 литров на 1 км проконтролированного пути.

3.2.8 Масса дефектоскопа в рабочем состоянии без запаса технологической жидкости не более 50 кг, масса ручного ПЭП с рабочей частотой 2,5 MГц – не более 0,1 кг.

3.2.9 Габаритные размеры дефектоскопа в рабочем состоянии не более 1820 мм х 1000 мм х 800 мм, в сложенном виде – 1320 мм х 760 мм х 480 мм.

3.2.10 Время установления рабочего режима – не более 5 мин.

3.2.11 Время непрерывной работы дефектоскопа от свежезаряженного аккумулятора при температуре (25 ± 15)°С не менее 10 ч.

3.2.12 Устойчивость к климатическим воздействиям

3.2.12.1 Дефектоскоп устойчив к воздействию температуры окружающего воздуха от минус 40 до 50°С.

3.2.12.2 Дефектоскоп устойчив к воздействию относительной влажности окружающего воздуха до 98% при температуре 35°С и более низких температурах без конденсации влаги.

3.2.12.3 Отклонение пороговой условной чувствительности по каналам эхо-метода при крайних значениях температур окружающего воздуха не более ± 4 дБ.

3.2.13 Дефектоскоп (без тележки) устойчив и прочен к воздействию синусоидальных вибраций в диапазоне частот от 10 до 55 Гц с амплитудой смещения 0,15 мм и прочен к одиночным механическим ударам со значением пикового ускорения 50 м/с2 и длительностью ударного импульса в пределах от 0,5 до 30 мс.

3.2.14 По защищенности от проникновения твердых тел (пыли) и воды электронный блок дефектоскопа соответствует степени защиты IP54 по ГОСТ 14254.

3.2.15 В ПЭП с частотой 2,5 МГц и резонаторах пьезоэлектрических (РП), устанавливаемых в БП, используется элемент пьезокерамический ЭП-1-04-ДК-021-19. Форма излучающей поверхности – плоская.

Фактические основные технические данные и характеристики ПЭП и резонаторов, входящих в БП, приведены в табл. 2, 3 ПАСПОРТА и табл. 7 настоящего РУКОВОДСТВА.

3.2.16 Дефектоскоп комплектуется герметичным необслуживаемым свинцово- кислотным аккумулятором S312/18Ah.

3.2.17 Средний срок службы дефектоскопа, с учетом ЗИП и технического обслуживания в соответствии с нормативной документацией, не менее 10 лет.

3.2.18 Средняя наработка до отказа ПЭП и резонатора, установленного в БП, при параметре шероховатости поверхности контролируемого рельса Rz £ 20 мкм не менее 1000 часов при скорости сканирования 0,5 м/с.

СОСТАВ ДЕФЕКТОСКОПА

4.1 Дефектоскоп состоит из следующих блоков и узлов:

блок электронный - 1 шт.

тележка - 1 шт.

датчик путейской координаты - 1 шт.

блок преобразователей БП1-Л - 1 шт.

блок преобразователей БП2-Л - 1 шт.

блок преобразователей БП1-П - 1 шт.

блок преобразователей БП2-П - 1 шт.

батарея аккумуляторная - 1 шт.

кабель питания - 1 шт.

кабель соединительный к БП - 2 шт.

телефоны головные - 1 шт.

комплект ЗИП - 1 компл.

5 УСТРОЙСТВО И РАБОТА ДЕФЕКТОСКОПА

Конструкция дефектоскопа

5.8.1 Для перемещения дефектоскопа по рельсам используется тележка (рис.13,14,16).

На центральной раме 1 устанавливается подъемное устройство 2 с электронным блоком 3, чемодан с аккумулятором питания 4, чемодан с принадлежностями 5 и баки с контактирующей жидкостью 9.

 
 
Рис. 13

Основная схема прозвучивания, каналы и зоны контроля - student2.ru Основная схема прозвучивания, каналы и зоны контроля - student2.ru Рис. 14

На боковых рамах 6 крепятся центрирующие механизмы 7 с БП 8 и колеса 10. Центрирующие механизмы закреплены между колесами и в нерабочем положении поднимаются вверх. За задним правым колесом на кронштейне 18 крепится датчик путейской координаты 19.

Центрирующие механизмы могут также закрепляться на специальных кронштейнах 18 за задними колесами. В этом случае датчик путейской координаты закрепляется между колесами.

Боковые рамы 6 при помощи ходового винта 11, приводимого в действие рукояткой 34, могут перемещаться по направляющим центральной рамы тележки, позволяя отслеживать, таким образом, изменение ширины колеи.

Для надежной фиксации боковых рам служат винты 12. На осях передних колес крепятся очистительные устройства 13. Задние колеса стопорятся тормозными устройствами 14. Для переноски тележки используются откидные рукоятки 15.

Для перемещения дефектоскопа по рельсам предназначена рукоятка 16, расположенная на подъемнике и имеющая возможность изменять свое положение и фиксироваться винтами 20. В транспортном положении подъемник фиксируется защелками 31. На рукоятке 16 крепятся стальные тросики 21, которые при помощи ручки 22 отклоняют и удерживают центрирующие механизмы при прохождении крестовин стрелочных переводов.

Головные телефоны 17 подключаются к разъему ТЛФ, расположенному на передней панели электронного блока 3. При работе в солнечную погоду к обрамлению на передней панели электронного блока крепится солнцезащитный тубус 23.

Основная схема прозвучивания, каналы и зоны контроля - student2.ru

Рис. 15

Электронный блок 3 закрепляется на кронштейне 24 при помощи винтов 25 и имеет возможность изменять свое положение в 2-х плоскостях. БП 8 подключаются к разъемам Л и П на задней стенке электронного блока при помощи соединительных кабелей 26. Аккумулятор питания подключается к электронному блоку кабелем питания 27, а датчик путейской координаты кабелем 28. Датчик путейской координаты 19 при прохождении стрелочных переводов вручную откидывается вверх. Баки с контактирующей жидкостью крепятся к раме тележки ремнями 29. Контактирующая жидкость подается к штуцерам БП от краников баков при помощи резиновых шлангов 30.

5.8.2 Центрирующие механизмы (по одному для каждого рельса) подвешиваются на каркасе тележки (рис. 16).

На каркасе 1 через изоляционные втулки закрепляется скоба 20, к которой через ось 21 крепится скоба 2, а к ней на оси 3 крепится кронштейн 4.

Кронштейн 4 заканчивается осью 5, на которой закреплены скобы 6 и держатель 7. На скобах 6 при помощи защелок 22 устанавливаются БП 8 и 9, имеющие возможность поворачиваться в 2-х плоскостях. БП через кабели 10 подключаются к ответным разъемам соединительных кабелей подключения БП к электронному блоку. Штуцеры 11 служат для подвода контактирующей жидкости.

В держателе 7 установлена вилка 12 со съемными следящими роликами 13, контактирующими с боковой поверхностью головки рельса 14.

При движении тележки по рельсам следящие ролики прижимаются к боковой поверхности головки рельса под действием пружин 15. Пружины 15 служат также для автоматического подъема центрирующего механизма в транспортное положение. Требуемое положение роликов устанавливается выдвижением вилки 12 и фиксацией ее в держателе 7 при помощи винта 23. Винт 16 позволяет центрировать БП, т.е. устанавливать их в необходимое положение по оси головки рельса. Гайка 24 служит для стопорения положения винта 16.

При работе со следящими роликами 13 рычаг 17 необходимо вывести из закрепления со скобой 18. При этом винты 19 необходимо отпустить, создав центрирующему механизму необходимую степень свободы.

При контроле изношенных рельсов, имеющих закаты, при наличии на рельсах наледи и т.п. использование следящих роликов затруднено, т.к. БП в таких условиях значительно смещаются с оси рельса. В этих случаях следящие ролики вместе с вилкой 12 снимаются, а ориентирование БП по оси рельса осуществляется шайбой 25, расположенной на рычаге 17, который необходимо ввести в зацепление со скобой 18. При этом надо производить более точную настройку межколесного расстояния тележки на ширину колеи и отслеживать ее изменение, используя рукоятку 34 на рис. 13.

5.8.3 БП (рис. 17) состоит из основания-корпуса 1, планки 2 с винтами 3 для крепления резонаторов 4, 5, 6.

На корпус 1 крепится рамка 7 с осями 8, 9 и штуцер 10 для подачи контактирующей жидкости. Вращением корпуса вокруг осей 9 обеспечивается плотное прилегание основания к поверхности катания головки рельса. Резонаторы 4, 5, 6 с подпаянными кабелями устанавливаются в отверстия корпуса БП, ориентируются по совмещению вертикальных рисок на корпусе резонатора с точками, нанесенными на поверхности корпуса БП, закрепляются планкой 2 при помощи винтов 3 и закрываются крышкой 11. Кабель 12 фиксируется на крышке зажимом 13.

Основная схема прозвучивания, каналы и зоны контроля - student2.ru

Рис. 16

Основная схема прозвучивания, каналы и зоны контроля - student2.ru

Рис. 17

Основная схема прозвучивания, каналы и зоны контроля - student2.ru

Рис. 17a

УКАЗАНИЕ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ

7.1 В соответствии с ГОСТ 12.0.003 в дефектоскопе отсyтствyют опасные и вpедные пpоизводственные фактоpы, влияющие на безопасность тpyда и экологию.

7.2 Дефектоскоп по способy защиты человека от поpажения электpическим током по ГОСТ 12.2.007.0 относится к классy 0, как не имеющий элементов заземления.

7.3 К pаботам по монтажy, пpовеpке и обслyживанию дефектоскопа допyскаются лица, имеющие 1 квалификационнyю гpyппy по технике безопасности.

7.4 Пpи пpоведении испытаний и электpических измеpений необходимо соблюдать тpебования ГОСТ 12.3.019 и ГОСТ 12.1.001.

7.5 Средние значения уровня звукового давления или колебательной скорости или интенсивности ультразвука в зоне контакта pyк опеpатоpа с pyчными ПЭП не пpевышают предельно допустимых значений согласно ГОСТ 12.1.001, равных соответственно 110 дБ, или 0,016 м/с, или 0,1 Вт/см2.

ПОРЯДОК СБОРКИ И МОНТАЖА

8.1 Распаковать дефектоскоп, убедиться в отсутствии внешних повреждений. Проверить комплектность поставки. С поверхности инструмента и принадлежностей сухой ветошью удалить смазку.

8.2 Провести сборку тележки (рис. 13, 14, 15) в следующей последовательности:

8.2.1 Провести сборку центральной рамы, для чего:

1) в центре рамы закрепить в 4-х опорах подъемное устройство 2, совмещенное с рукояткой 16;

2) на поперечных планках рамы винтами М5 снаружи и гайками изнутри закрепить чемодан ЗИПа 5 и чемодан 4, внутри которого на стойках крепится аккумулятор;

3) в специальных скобах установить баки для контактирующей жидкости 9 и закрепить их ремнями 29.

8.2.2 Провести сборку боковых рам, для чего:

1) закрепить оси колес в кронштейнах рам гайками М10 и шайбами гровера 10, на осях передних колес закрепить очистители, а сзади установить колеса с дисками стопорных устройств;

2) прикрепить винтами М3 штырь стопорного устройства к внутренним задним кронштейнам боковых рам;

3) закрепить на боковых рамах центрирующие механизмы, используя изолирующие втулки, винты и гайки М6;

4) закрепить рукоятки 15 для переноски тележки.

8.2.3 Провести полную сборку тележки:

1) вставить боковые рамы в направляющие центральной рамы и через пазы балки центральной рамы закрепить на боковых рамах упоры 32 с резьбовыми отверстиями;

2) вращением ходового винта 11 при помощи рукоятки 34 выставить необходимое расстояние между ребордами колес и закрутить винты 12, но не до упора.

8.3 Установить в скобы центрирующих механизмов, отжав фиксирующие пружины, БП таким образом, чтобы штуцеры подачи воды были расположены впереди по ходу движения дефектоскопа. Передними должны быть БП с маркировкой 1П и 1Л, задними – БП с маркировкой 2П и 2Л.

Соединить разъемы кабелей БП с разъемами соединительных кабелей подключения БП к электронному блоку, закрепленных на раме тележки.

Соединить шлангами подачи воды штуцеры на БП с кранами на баках.

9 ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

9.1 Освободить защелки на подъемном устройстве транспортной тележки и выдвинуть его до необходимой высоты, затянуть фиксирующие винты. Закрепить электронный блок на подъемном устройстве. Проверить возможность его разворота и фиксации в удобном для оператора положении. Закрепить датчик пути на кронштейне за правым задним колесом транспортной тележки.

9.2 Установить предварительно заряженный аккумулятор питания электронного блока в аккумуляторный ящик транспортной тележки и закрепить его предусмотренными для этой цели держателями.

9.3 Подключить наконечники кабеля питания к выходным контактам аккумулятора, при этом наконечник с маркировкой «+» подключить к контакту «+» аккумулятора, а наконечник с маркировкой «-» подключить к контакту «-» аккумулятора.

9.4 Установить тумблер ОТКЛ на задней стенке электронного блока в выключенное положение (ручка вниз).

9.5 Подключить разъем кабеля питания от аккумулятора к разъему 12В на задней стенке электронного блока. Подключить разъем кабеля от датчика пути к разъему ДП на задней стенке электронного блока.

9.6 Подключить разъемы соединительных кабелей БП левой стороны к разъему Л, а правой – к разъему П на задней стенке электронного блока.

9.7 Подключить разъем кабеля головных телефонов к разъему ТЛФ на лицевой панели электронного блока.

9.8 Установить тумблер ОТКЛ на задней стенке электронного блока во включенное положение (ручка вверх). Включить электронный блок, нажав на клавишу Основная схема прозвучивания, каналы и зоны контроля - student2.ru . Свидетельством включения электронного блока является засветка светодиодного индикатора, расположенного рядом с клавишей Основная схема прозвучивания, каналы и зоны контроля - student2.ru , и засветка экрана матричного индикатора дефектоскопа. Через ~ 15с дефектоскоп должен переключиться в многоканальный режим работы с выведенной на экран мнемосхемой с разверткой типа А осциллограммы канала 1 прозвучивания левой нити пути.

Рис. 21 Рис. 22

а) нажмите на клавишу Основная схема прозвучивания, каналы и зоны контроля - student2.ru и переключите дефектоскоп в одноканальный режим работы с ручным наклонным ПЭП с меню выбора режима работы на экране дефектоскопа (рис. 21). Вращая ручку энкодера на правой стороне электронного блока, установите информационное окно режима № 1;

б) подключите к дефектоскопу ручной ПЭП П121-2,5-70, имеющий порядковый номер, указанный в информационной строке меню; нажмите на клавишу F1,переключив дефектоскоп в одноканальный режим работы с ручным ПЭП в режиме с разверткой типа А. Подключенным ПЭП вначале прозвучьте головку рельса вдоль оси рельса с поверхности катания, устанавливая ПЭП на середину головки, а также смещая ПЭП в сторону вначале рабочей, а затем нерабочей грани. При перемещении ПЭП его акустическую ось разворачивать в пределах ± (5-10)° относительно продольной оси рельса. Контроль выполнить, направляя акустическую ось ПЭП вначале в сторону движения тележки, а затем в противоположную сторону. При наличии на экране индикатора эхо-сигнала максимальной амплитуды, совместите с ним маркер и отсчитайте индицируемые на экране координаты и коэффициент выявляемости дефекта, а также, нажав на клавишу ЗАП, произведите запись в память осциллограммы сигналов от отражателя в развертке типа А, путейской координаты, координаты Н и параметра Кд отражателя, а также информации о времени контроля и режиме прозвучивания. Нажмите на клавишу F4 и, перемещая ПЭП вдоль и поперек рельса, определите условную протяженность DL, условную высоту DH и условную ширину DХ дефекта и занесите эти данные, а также код выявленного дефекта, код оператора и информацию о зоне контроля в информационную страницу протокола контроля ручным ПЭП, выводимую на экран дефектоскопа при нажатии на клавишу ЗАП(рис. 20).

Переключите дефектоскоп в режим контроля ручным ПЭП с разверткой типа Б, для чего нажмите на клавишу А/Б. Введите в информационную строку на экране дефектоскопа (рис. 22) значение базы сканирования (L), находящейся в пределах от 100 до 500 мм и определяемой как расстояние в миллиметрах, на которое переместит оператор ПЭП за время формирования кадра. Для этой цели:

- вращая ручку энкодера установите световой маркер в информационное окно параметра База (мм), активизируйте окно торцевым нажатием на ручку энкодера и, используя цифровую клавиатуру, поразрядно введите в окно экспериментально определенное оператором значение базы прозвучивания. Ввод значения базы и изменение, при необходимости, ошибочно введенной информации производить по методике, описанной в 11.3.2. Разактивизируйте информационное окно торцевым нажатием на ручку энкодера. Вернитесь, нажав клавишу F4, в режим с разверткой типа Б на экране.

Нажмите установленную на корпусе ручного ПЭП кнопку и, удерживая ее нажатой, произведите сканирование участка рельса на заранее отмеченной на рельсе базе, отожмите установленную на корпусе ручного ПЭП кнопку, выключив режим формирования развертки типа Б.

Занесите сформированную часть файла протокола контроля ручным ПЭП с разверткой типа Б в память дефектоскопа, нажав на клавишу ЗАП. При этом на экран снова выводится страница протокола по рис. 22. Заполните оставшиеся информационные окна протокола и нажмите на клавишу F1.

После оценки дефектности рельса нажмите на клавишу Основная схема прозвучивания, каналы и зоны контроля - student2.ru и продолжите контроль.часть файлаовленнуюнажатой на экране.м и клавишу

11.10.5 Сечения головки рельса, приводящие к срабатыванию индикации в каналах 3, 6 и 8 должны быть также тщательно перепроверены и ручными наклонными ПЭП П121-2,5-55 следующим образом:

а) нажмите на клавишу Основная схема прозвучивания, каналы и зоны контроля - student2.ru и выведите на экран дефектоскопа меню выбора режима работы (номера настройки). Вращая ручку энкодера на правой стороне электронного блока установите информационное окно режима № 2;

б) замените подключенный к дефектоскопу ПЭП П121-2,5-70 на П121-2,5-55, имеющий порядковый номер, указанный в информационной строке меню; нажмите на

клавишу F1,переключив дефектоскоп в одноканальный режим работы с ручным ПЭП в режиме А-скан.

Подключенным ПЭП прозвучьте головку рельса с поверхности катания, разворачивая акустическую ось ПЭП относительно оси рельса в пределах от 0° до 35° сначала в сторону рабочей, а затем – нерабочей грани. Контроль выполните ориентируя направление акустической оси ПЭП как в сторону направления движения дефектоскопа, так и в противоположную направлению движения сторону. При обнаружении эхо-сигнала, превышающего пороговый уровень индикации, совместите маркер с эхо-сигналом и отсчитайте индицируемые на экране координаты и коэффициент выявляемости дефекта, а также определите его условную протяженность DL и (или) условную высоту DН, записав, при необходимости, в память дефектоскопа протоколы контроля с дефектограммами в режимах с разверткой типа А и Б также, как описано выше для ПЭП с углом ввода УЗК 70°.

11.10.6 Характерные признаки, используемые для распознавания дефектов выявленных в головке рельсов при контроле ручными наклонными ПЭП, следующие:

1) если индикация системы АСД дефектоскопа сохраняется при направлении акустической оси ручного ПЭП вдоль рельса, измеренная условная протяженность дефекта 8-12 мм, а условная высота менее 5 мм, то выявлен зарождающийся дефект второй группы;

2) если условная протяженность дефекта более 12 мм, условная высота более 5 мм и индикация системы АСД сохраняется и при перемещении ПЭП поперек рельса, то выявлен развитый дефект второй группы. Дефект такого размера выявляется, как правило, и при прозвучивании дефектного сечения в обратном направлении, а расстояние от точки ввода ПЭП до дефектного сечения сохраняется одинаковым при прозвучиваниях как в прямом, так и в обратном направлениях;

3) если условная протяженность дефекта более 15 мм, условная высота незначительна – то выявлен дефект кода 11 или 30.Г. Дополнительным признаком выявления дефекта кода 30.Г или 21.2 на фоне индикации дефекта кода 11 является сохранение срабатывания АСД и при уменьшении значения условной чувствительности контроля на 4-6 дБ. В этом случае надо подключить ручной РС ПЭП и провести им дополнительно контроль головки рельса с поверхности катания, устанавливая ПЭП ближе к нерабочей и к рабочей грани. При выявлении эхо-сигнала на глубине от 10 до 30 мм зафиксируйте наличие дефекта кода 30.Г.

11.10.7 На участках рельсов с механическими повреждениями поверхности катания вторичный контроль производите, руководствуясь методическими указаниями МУ 07.17-99, а также с использованием низкочастотного канала дефектоскопа в соответствии с Технологической инструкцией по контролю рельсов дефектоскопом УДС2-РДМ-22.

11.10.8 При необходимости реализовать эхо-зеркальный метод или метод «тандем» подключите наклонные ручные ПЭП через соединительные кабели к соединителям РС-Г и РС-П на задней стенке электронного блока, нажмите на клавишу Основная схема прозвучивания, каналы и зоны контроля - student2.ru и выведите на экран дефектоскопа меню выбора режима (номера настройки). Вращая ручку энкодера, установите в окне с номером настройки настройку № 4 при использовании двух ПЭП на угол ввода 70° или настройку № 5 при использовании двух ПЭП на угол ввода 50°, или настройку № 6 при использовании двух ПЭП на угол ввода 42°. Нажмите на клавишу F1, переключив дефектоскоп в одноканальный режим работы двумя ручными ПЭП по раздельной схеме излучения и приема УЗК.

При контроле головки рельса с боковых поверхностей двумя наклонными ПЭП эхо-зеркальным методом (рис. 7 МУ07.17-99) место расположения дефекта оценивается следующим образом:

- если эхо-сигнал от дефекта зафиксирован когда оба ПЭП располагаются примерно друг против друга, то дефект расположен в средней части головки рельса;

- если эхо-сигнал зафиксирован при расположении ПЭП на разных расстояниях от дефектного поперечного сечения рельса, то дефект расположен со стороны той грани, на которой располагается ПЭП, находящийся ближе к дефектному сечению.

11.10.9 При регистрации эхо-сигнала с амплитудой выше порогового уровня в каналах 4 и (или) 5 сплошного контроля определите, каким из каналов выявлен эхо-сигнал, переключите дефектоскоп в одноканальный режим работы с резонатором этого канала, установите тележку в месте, где наблюдается устойчивое срабатывание системы АСД канала. Получите устойчивый эхо-сигнал на экране дефектоскопа, вращая ручку энкодера на левой стороне электронного блока, совместите маркер с эхо-сигналом и отсчитайте индицируемую на экране координату Н отражателя. При этом:

а) если измеренная дефектоскопом координата Н примерно соответствует высоте контролируемого рельса, а измеренная условная высота дефекта более 5 мм, то это дефект кода 69.2 в средней части подошвы рельса. Характерным свойством эхо-сигналов от дефекта кода 69.2 является наличие четко выраженного максимума в эхо-сигнале, который при перемещении тележки плавно перемещается по экрану на фоне хаотичных отражений от коррозионных повреждений подошвы рельса. Регистрируемые эхо-сигналы от зоны подошвы могут быть вызваны также и неравномерной выработкой подошвы в зонах надшпальных подкладок. Амплитуда этих сигналов, как правило, незначительно превышает пороговый уровень индикации;

б) если индицируемая координата Н меньше высоты рельса, то это дефект пятой группы. Эти дефекты, как правило, имеют значительную условную протяженность. В этом случае следует также тщательно осмотреть боковые поверхности шейки рельса, т.к. при плохо отцентрированных БП или их смещении от продольной оси шейки на рельсах с изношенной рабочей гранью в зоне контроля могут появляться также и эхо-сигналы от заводских маркировочных знаков, нанесенных на боковой поверхности шейки.

10.10.10 После проведения уточняющего контроля участка рельса, на котором в многоканальном режиме сплошного контроля регистрировалось срабатывание звуковой индикации, необходимо нажать на клавишу Основная схема прозвучивания, каналы и зоны контроля - student2.ru , переведя дефектоскоп в многоканальный режим сплошного контроля без закрытия файла регистрации дефектограмм и продолжить движение тележки по контролируемому пути.

Рис. 26 Отображение режима работы регистратора

Возможны следующие варианты отображения режима работы регистратора:

- регистратор выключен (мигающий зеленый квадрат Основная схема прозвучивания, каналы и зоны контроля - student2.ru );

- регистратор находится в режиме записи дефектограммы (красный треугольник Основная схема прозвучивания, каналы и зоны контроля - student2.ru );

- регистратор находится в режиме паузы в записи дефектограмм при выходе из режима сплошного контроля в какой-либо другой (две зеленые вертикальные черты Основная схема прозвучивания, каналы и зоны контроля - student2.ru );

- регистратор находится в режиме паузы по требованию оператора (две мигающие зеленые вертикальные черты Основная схема прозвучивания, каналы и зоны контроля - student2.ru );

- фатальная ошибка (сбой в работе) регистратора (мигающее красное перекрестье Основная схема прозвучивания, каналы и зоны контроля - student2.ru ).

11.24 Просмотр дефектограмм сплошного контроля рельсов на экране дефектоскопа

11.24.1 Выбор протокола контроля для просмотра

При выведенной экранной форме индикации любого одноканального режима при нажатии клавиши РЕГ на экран выводится список протоколов, сохраненных в регистраторе. Перемещение курсора по списку протоколов осуществляется вращением ручки энкодера на правой боковой стенке корпуса электронного блока, вывод дефектограммы выбранного протокола производится при нажатии на ручку энкодера на правой боковой стенке корпуса электронного блока или на клавишу F1.

При установленной экранной форме многоканального режима с мнемосхемой при нажатии на клавишу РЕГ автоматически выполняются следующие действия:

- открывается последний сохраненный протокол контроля;

- выбирается та же нить, которая была выбрана в мнемосхеме клавишами Л и П;

- на экране дефектоскопа в формате развертки типа Б отображается дефектограмма последних 2,6 метров пути, записанная в открытом протоколе по всем каналам прозвучивания в выбранной нити пути.

11.24.2. Просмотр дефектограмм протоколов контроля.

В верхней части экрана (рис. 27) отображается информационная строка для выводимого на экран кадра дефектограммы.

Основная схема прозвучивания, каналы и зоны контроля - student2.ru

1 – установленный масштаб по оси Х (в данном случае 0,6 м на экран);

2 – выбранная нить (в данном случае - левая);

3 – путейская координата средней (по оси Х) части дефектограммы;

4 – порядковый номер файла в архиве протоколов;

5 – информация о представленных на дорожке дефектограммах каналов прозвучивания с указанием номера канала согласно схеме проз

Наши рекомендации