Автотрансформаторы, особенности конструкции

И режимы работы

Вустановках 110 кВ и выше широкое применение находят автотрансформаторы (AT) большой мощности. Объясняется это рядом преимуществ, которые они имеют по сравнению с трансформаторами.

Однофазный автотрансформатор имеет электрически связанные обмотки 0В и 0С (рис.4.18). Часть обмотки, заключенная между выводами В и С, называется последовательной, а между С и 0 — общей.

При работе автотрансформатора в режиме понижения напряжения в последовательной обмотке проходит ток IВ, который, создавая магнитный поток, наводит в общей обмотке ток I0. Ток нагрузки вторичной обмотки IС складывается из тока IВ, проходящего благодаря гальванической (электрической) связи обмоток, и тока I0, созданного магнитной связью этих обмоток: Автотрансформаторы, особенности конструкции - student2.ru , откуда Автотрансформаторы, особенности конструкции - student2.ru .

Автотрансформаторы, особенности конструкции - student2.ru

Рис. 4.18. Схема однофазного автотрансформатора

Полная мощность, передаваемая автотрансформатором из первичной сети во вторичную, называется проходной.

Если пренебречь потерями в сопротивлениях обмоток автотранс­форматора, можно записать следующее выражение:

Автотрансформаторы, особенности конструкции - student2.ru

Преобразуя правую часть выражения, получаем

Автотрансформаторы, особенности конструкции - student2.ru

где Автотрансформаторы, особенности конструкции - student2.ru — трансформаторная мощность, передаваемая магнитным путем из первичной обмотки во вторичную; Автотрансформаторы, особенности конструкции - student2.ru —электрическая мощность, передаваемая из первичной обмотки во вторичную за счет их гальванической связи, без трансформации.

Эта мощность не нагружает общую обмотку, потому что ток Автотрансформаторы, особенности конструкции - student2.ru из последовательной обмотки проходит на вывод С, минуя обмотку 0С.

В номинальном режиме проходная мощность является номинальной мощностью автотрансформатора S=SH0M,а трансформаторная мощность —типовой мощностью Sт = Sтип.

Размеры магнитопровода, а следовательно, его масса определяются трансформаторной (типовой) мощностью, которая составляет лишь часть номинальной мощности:

Автотрансформаторы, особенности конструкции - student2.ru

где nBC=UB/UC —коэффициент трансформации; Автотрансформаторы, особенности конструкции - student2.ru — коэффициент выгодности или коэффициент типовой мощности.

Из последней формулы следует, что чем ближе Автотрансформаторы, особенности конструкции - student2.ru к Автотрансформаторы, особенности конструкции - student2.ru , тем меньше Автотрансформаторы, особенности конструкции - student2.ru и меньшую долю номинальной составляет типовая мощность. Это означает, что размеры автотрансформатора, его масса, расход активных материалов уменьшаются по сравнению с трансформатором одинаковой номинальной мощности.

Например, при Автотрансформаторы, особенности конструкции - student2.ru и Автотрансформаторы, особенности конструкции - student2.ru Автотрансформаторы, особенности конструкции - student2.ru , а при Автотрансформаторы, особенности конструкции - student2.ru и Автотрансформаторы, особенности конструкции - student2.ru Автотрансформаторы, особенности конструкции - student2.ru .

Наиболее целесообразно применение автотрансформаторов при сочетании напряжений 220/110; 330/150; 500/220; 750/330.

Из схемы (рис. 4.18) видно, что мощность последовательной обмотки

Автотрансформаторы, особенности конструкции - student2.ru

Мощность общей обмотки

Автотрансформаторы, особенности конструкции - student2.ru

Таким образом, еще раз можно подчеркнуть, что обмотки и магнитопровод автотрансформатора рассчитываются на типовую мощность, которую иногда называют расчетной мощностью. Какая бы мощность ни подводилась к зажимам В или С, последовательную и общую обмотки загружать больше чем на Автотрансформаторы, особенности конструкции - student2.ru нельзя. Этот вывод особенно важен при рассмотрении комбинированных режимов работы автотрансформатора. Такие режимы возникают, если имеется третья обмотка, связанная с автотрансформаторными обмотками только магнитным путём.

Третья обмотка автотрансформатора (обмотка НН) используется для питания нагрузки, для присоединения источников активной или реактивной мощности (генераторов и синхронных компенсаторов), а в некоторых случаях служит лишь для компенсации токов третьих гармоник. Мощность обмотки НН SHHне может быть больше Автотрансформаторы, особенности конструкции - student2.ru , так как иначе размеры автотрансформатора будут определяться мощностью этой обмотки. Номинальная мощность обмотки НН указывается в паспортных данных автотрансформатора.

Для АТ возможны различные режимы работы: передача мощности со стороны ВН на СН при отключенной обмотке НН; передача мощности из обмотки НН в СН или ВН; передача из обмоток ВН и НН в обмотку СН и другие режимы. Во всех случаях необходимо контролировать загрузку общей, последовательной обмоток и вывода СН, для этого устанавливают трансформаторы тока ТА1, ТА2и ТАО(рис. 4.19). Трансформаторы ТА1иTA2 устанавливаются на выводах Ви Савтотрансформатора, а ТАОвстраивается в общую обмотку.

Выводы, приведённые для однофазного AT, справедливы и для трёхфазного.

К особенностям конструкции автотрансформаторов следует отнести необходимость глухого заземления нейтрали, общей для обмоток ВН и СН. Объясняется это следующим. Если в системе с эффективно заземлённой нейт­ралью включить понижающий автотрансформатор с незаземленной нейтралью, то при замыкании на землю одной фазы в сети СН на последовательную обмотку этой фазы будет воздействовать полное напряжение Автотрансформаторы, особенности конструкции - student2.ru вместо Автотрансформаторы, особенности конструкции - student2.ru , напряжение выводов обмотки СН возрастет примерно до Uв, резко увеличится напряжение, приложенное к обмоткам неповрежденных фаз. Аналогичная картина наблюдается в случае присоединения повышающего автотрансформатора с незаземлённой нейтралью к системе с эффективно заземлённой нейтралью.

Автотрансформаторы, особенности конструкции - student2.ru Такие перенапряже

Рис. 4.19. Схема включения трансформаторов тока для контроля нагрузок обмоток
ния недопустимы, поэтому нейтрали всех ав­тотрансформаторов глухо заземляются. В этом случае заземления на линии со стороны ВН или СН не вызывают опасных перенапряжений, однако в системах ВН и СН возрастают токи однофазного КЗ.

Таким образом, можно отметить следующие преимущества автотрансформаторов по сравнению с трансформаторами той же мощности:

• меньший расход меди, стали, изоляционных материалов;

• меньшая масса, а, следовательно, меньшие габариты, что позволяет создавать автотрансформаторы больших номинальных мощностей, чем трансформаторы;

• меньшие потери и больший КПД; более лёгкие условия охлаждения.

Недостатки автотрансформаторов:

• необходимость глухого заземления нейтрали, что приводит к увеличению токов однофазного КЗ;

• сложность регулирования напряжения;

• опасность перехода атмосферных перенапряжений вследствие электрической связи обмоток ВН и СН.

Вопросы для самопроверки: к разделу 4:

1. Определите число пар полюсов гидрогенератора при частоте вращения 60 об/мин?

2. В чем состоит конструктивное отличие турбогенераторов от гидрогенераторов?

3. Назовите системы охлаждения, применяемые в современных синхронных генераторах и дайте краткую характеристику этих систем?

4. Как называются системы возбуждения синхронных генераторов в зависимости от источника энергии, используемого для возбуждения?

5. Изобразите на рисунке схему тнристорного возбуждения генератора, назовите элементы схемы и их назначение?

6. Изобразите на рисунке схему бесщеточного возбуждения генератора, назовите элементы схемы и их назначение?

7. С какой целью применяется форсировка возбуждения генераторов н как она реализуется технически?

8. Назовите назначение и принцип действия автоматов гашения поля синхронных машин.?

9. Опишите последовательность операций при включении синхронного генератора на параллельную работу способом самосинхронизации, способом точной синхронизации?

10. С какой целью устанавливают автоматические регуляторы возбуждения генераторов? Назовите их типы и параметры регулирования.

11. Конструктивная схема трансформатора с естественным масляным охлаждением и назначение основных элементов?

12. Назовите условия параллельной работы трансформаторов?

13. Чем отличаются системы охлаждения трансформатора ДЦ и Ц? Изобразите на рисунке принципиальные схемы охладителен этих систем.

14. Напишите формулу для определения номинальной мощности трансформатора, если известны номинальные значения тока и напряжения.

15. Определите типовую мощность автотрансформатора АТДЦНТ-125000/220 110-98У1. Дайте расшифровку условных обозначении типа автотрансформатора.

16. Дайте характеристику устройств регулирования напряжения трансформаторов.

17. В чем отличие систем охлаждения трансформаторов М и Д? Изобразите на рисунке принципиальные схемы охладителей этих систем.

18. Изобразите на рисунке упрощенную схему распределения температуры масла и обмотки по высоте обмотки трансформатора.

19. Изобразите на рисунке возможные схемы соединения двухобмоточ-ных и трёхобмоточных трансформаторов и укажите их группы.

РАЗДЕЛ 5

Наши рекомендации