Автотрансформаторы, особенности конструкции
И режимы работы
Вустановках 110 кВ и выше широкое применение находят автотрансформаторы (AT) большой мощности. Объясняется это рядом преимуществ, которые они имеют по сравнению с трансформаторами.
Однофазный автотрансформатор имеет электрически связанные обмотки 0В и 0С (рис.4.18). Часть обмотки, заключенная между выводами В и С, называется последовательной, а между С и 0 — общей.
При работе автотрансформатора в режиме понижения напряжения в последовательной обмотке проходит ток IВ, который, создавая магнитный поток, наводит в общей обмотке ток I0. Ток нагрузки вторичной обмотки IС складывается из тока IВ, проходящего благодаря гальванической (электрической) связи обмоток, и тока I0, созданного магнитной связью этих обмоток: , откуда .
Рис. 4.18. Схема однофазного автотрансформатора
Полная мощность, передаваемая автотрансформатором из первичной сети во вторичную, называется проходной.
Если пренебречь потерями в сопротивлениях обмоток автотрансформатора, можно записать следующее выражение:
Преобразуя правую часть выражения, получаем
где — трансформаторная мощность, передаваемая магнитным путем из первичной обмотки во вторичную; —электрическая мощность, передаваемая из первичной обмотки во вторичную за счет их гальванической связи, без трансформации.
Эта мощность не нагружает общую обмотку, потому что ток из последовательной обмотки проходит на вывод С, минуя обмотку 0С.
В номинальном режиме проходная мощность является номинальной мощностью автотрансформатора S=SH0M,а трансформаторная мощность —типовой мощностью Sт = Sтип.
Размеры магнитопровода, а следовательно, его масса определяются трансформаторной (типовой) мощностью, которая составляет лишь часть номинальной мощности:
где nBC=UB/UC —коэффициент трансформации; — коэффициент выгодности или коэффициент типовой мощности.
Из последней формулы следует, что чем ближе к , тем меньше и меньшую долю номинальной составляет типовая мощность. Это означает, что размеры автотрансформатора, его масса, расход активных материалов уменьшаются по сравнению с трансформатором одинаковой номинальной мощности.
Например, при и , а при и .
Наиболее целесообразно применение автотрансформаторов при сочетании напряжений 220/110; 330/150; 500/220; 750/330.
Из схемы (рис. 4.18) видно, что мощность последовательной обмотки
Мощность общей обмотки
Таким образом, еще раз можно подчеркнуть, что обмотки и магнитопровод автотрансформатора рассчитываются на типовую мощность, которую иногда называют расчетной мощностью. Какая бы мощность ни подводилась к зажимам В или С, последовательную и общую обмотки загружать больше чем на нельзя. Этот вывод особенно важен при рассмотрении комбинированных режимов работы автотрансформатора. Такие режимы возникают, если имеется третья обмотка, связанная с автотрансформаторными обмотками только магнитным путём.
Третья обмотка автотрансформатора (обмотка НН) используется для питания нагрузки, для присоединения источников активной или реактивной мощности (генераторов и синхронных компенсаторов), а в некоторых случаях служит лишь для компенсации токов третьих гармоник. Мощность обмотки НН SHHне может быть больше , так как иначе размеры автотрансформатора будут определяться мощностью этой обмотки. Номинальная мощность обмотки НН указывается в паспортных данных автотрансформатора.
Для АТ возможны различные режимы работы: передача мощности со стороны ВН на СН при отключенной обмотке НН; передача мощности из обмотки НН в СН или ВН; передача из обмоток ВН и НН в обмотку СН и другие режимы. Во всех случаях необходимо контролировать загрузку общей, последовательной обмоток и вывода СН, для этого устанавливают трансформаторы тока ТА1, ТА2и ТАО(рис. 4.19). Трансформаторы ТА1иTA2 устанавливаются на выводах Ви Савтотрансформатора, а ТАОвстраивается в общую обмотку.
Выводы, приведённые для однофазного AT, справедливы и для трёхфазного.
К особенностям конструкции автотрансформаторов следует отнести необходимость глухого заземления нейтрали, общей для обмоток ВН и СН. Объясняется это следующим. Если в системе с эффективно заземлённой нейтралью включить понижающий автотрансформатор с незаземленной нейтралью, то при замыкании на землю одной фазы в сети СН на последовательную обмотку этой фазы будет воздействовать полное напряжение вместо , напряжение выводов обмотки СН возрастет примерно до Uв, резко увеличится напряжение, приложенное к обмоткам неповрежденных фаз. Аналогичная картина наблюдается в случае присоединения повышающего автотрансформатора с незаземлённой нейтралью к системе с эффективно заземлённой нейтралью.
Такие перенапряже
Рис. 4.19. Схема включения трансформаторов тока для контроля нагрузок обмоток |
Таким образом, можно отметить следующие преимущества автотрансформаторов по сравнению с трансформаторами той же мощности:
• меньший расход меди, стали, изоляционных материалов;
• меньшая масса, а, следовательно, меньшие габариты, что позволяет создавать автотрансформаторы больших номинальных мощностей, чем трансформаторы;
• меньшие потери и больший КПД; более лёгкие условия охлаждения.
Недостатки автотрансформаторов:
• необходимость глухого заземления нейтрали, что приводит к увеличению токов однофазного КЗ;
• сложность регулирования напряжения;
• опасность перехода атмосферных перенапряжений вследствие электрической связи обмоток ВН и СН.
Вопросы для самопроверки: к разделу 4:
1. Определите число пар полюсов гидрогенератора при частоте вращения 60 об/мин?
2. В чем состоит конструктивное отличие турбогенераторов от гидрогенераторов?
3. Назовите системы охлаждения, применяемые в современных синхронных генераторах и дайте краткую характеристику этих систем?
4. Как называются системы возбуждения синхронных генераторов в зависимости от источника энергии, используемого для возбуждения?
5. Изобразите на рисунке схему тнристорного возбуждения генератора, назовите элементы схемы и их назначение?
6. Изобразите на рисунке схему бесщеточного возбуждения генератора, назовите элементы схемы и их назначение?
7. С какой целью применяется форсировка возбуждения генераторов н как она реализуется технически?
8. Назовите назначение и принцип действия автоматов гашения поля синхронных машин.?
9. Опишите последовательность операций при включении синхронного генератора на параллельную работу способом самосинхронизации, способом точной синхронизации?
10. С какой целью устанавливают автоматические регуляторы возбуждения генераторов? Назовите их типы и параметры регулирования.
11. Конструктивная схема трансформатора с естественным масляным охлаждением и назначение основных элементов?
12. Назовите условия параллельной работы трансформаторов?
13. Чем отличаются системы охлаждения трансформатора ДЦ и Ц? Изобразите на рисунке принципиальные схемы охладителен этих систем.
14. Напишите формулу для определения номинальной мощности трансформатора, если известны номинальные значения тока и напряжения.
15. Определите типовую мощность автотрансформатора АТДЦНТ-125000/220 110-98У1. Дайте расшифровку условных обозначении типа автотрансформатора.
16. Дайте характеристику устройств регулирования напряжения трансформаторов.
17. В чем отличие систем охлаждения трансформаторов М и Д? Изобразите на рисунке принципиальные схемы охладителей этих систем.
18. Изобразите на рисунке упрощенную схему распределения температуры масла и обмотки по высоте обмотки трансформатора.
19. Изобразите на рисунке возможные схемы соединения двухобмоточ-ных и трёхобмоточных трансформаторов и укажите их группы.
РАЗДЕЛ 5