Соединение грудного и фальцетного регистров
_ _ _ _
Когда звуки грудного регистра отработаны, переходят к упражнениям, сглаживающим грудной и фальцетный регистры. Необходимо прежде всего, чтобы ученица в грудных нотах не переходила МИ1, или, самое большее – ФА1. Эти ноты должны быть границей грудного и фальцетного регистров. Разница в тембре обоих регистров вначале столь заметна для слуха, что чувствуется перерыв между ними… нечто вроде известного «йодельн» у швейцарцев, тирольцев и других горцев, только мягче и без гортанных звуков. Нелегко передать отчётливо словами процесс, долженствующий обусловить слияние двух регистров. Ученица, прежде всего, должна многократно слышать, как педагог, или кто-нибудь другой, сливают оба регистра, чтобы понять, что требуется и как нужно сделать требуемое. Надо при нижеследующих упражнениях наблюдать внимательно за тем, чтобы грудной звук не был оставляем раньше, чем он укрепится твёрдо в памяти с фальцетным звуком(стало быть раньше. Чем этот последний взят), с которым ему надо слиться!
Конечно нельзя искать голосом необходимый фальцетный звук; нельзя также оставлять перерывов между двумя звуками. Ученице должна уверенно взять звук грудного регистра с его надлежащим тембром, и затем сразу – звук фальцетного регистра, уже с его тембром (столь отличающимся от тембра грудного регистра) и тогда уже выдерживать последнюю неизменно. Когда плавность перехода достигнута, то подобные упражнения делают в обратном порядке, переходя от фальцетного регистра к грудным звукам. Надо рекомендовать крайнюю осторожность и умеренность в употреблении этих упражнений, не смотря на их пользу и необходимость; они слишком утомляют голосовой аппарат. Случается даже, что в начале этих упражнений появляется кашель или хрипота, быстро исчезающие при небольшом отдыхе, или после того, как горло освежилось глотком воды.
После того, как грудные ноты сформировались, случается нередко, что низкие фальцетные звуки ФА-ДИЕЗ1 – ДО2, по своей звучности и продолжительности выдерживания оказываются слабее высоких грудных тонов ФА1 – РЕ1, точно так же, как один и тот же звук оказывается гораздо сильнее, будучи взят грудью, а не фальцетом.
В этом случае следует так вести голос, чтобы фальцетные тоны постепенно приобретали глубину, силу-качество грудных тонов. Надо только остерегаться ослаблять грудные тоны ради сближения со слабыми фальцетными. Фальцетный голос, если он только не имеет неприятного, пронзительного, крикливого характера – никогда не бывает достаточно силён и звучен. Таким образом, важной задачей педагога является укрепление слабых (фальцетных) тонов, но никак не ослабление сильных (грудных)!!!
Звуки головного регистра (di testa) должны быть употребляемы в упражнениях редко, даже если эти звуки от природы весьма лёгки; вообще, только в редких случаях можно переходить СОЛЬ2.
Нередко вначале первого периода занятий с грудными тонами ноты, лежащие ниже предельного тона ФА1, т.е. МИ1, МИ-БЕМОЛЬ1, РЕ1, РЕ-БЕМОЛЬ1, ДО1 – получаются недостаточно чистыми…
При восходящих и нисходящих гаммах они кажутся слишком низкими, тогда как лежащие с ним рядом звуки фальцетного регистра ФА-ДИЕЗ1, СОЛЬ1, СОЛЬ-ДИЕЗ1, ЛЯ1, СИ-БЕМОЛЬ1, СИ1, ДО2 оказываются слишком высокими. Это явление чаще сего заметно тогда, когда одни и те же звуки берутся попеременно грудным и фальцетным регистрами (при этом грудные тоны представляются низкими, а фальцетные – высокими)…
Обратив внимание ученицы на этот недостаток, следует немедленно заняться исправлением его. Начиная от ноты РЕ1 и выше отверстие глотки надо открывать шире и свободнее. В нижеследующем упражнении звуки МИ-БЕМОЛЬ1, МИ1, ФА1, необходимо петь тёмным (сумбрированным) тембром фальцета и постепенно переходить на светлый тембр грудного регистра, и потом точно так же постепенно переходить опять на прежний (тёмный) тембр фальцета. Это трудный, но чрезвычайно полезный приём, которым вначале рекомендуется пользоваться осторожно:
Особенно трудно делать это упражнение на тонах обоих регистров, близко лежащих от их предельной ноты ФА1.
Далее следует упражняться, беря звуки, лежащие ниже этого предельного тона, попеременно то грудным, то фальцетным регистрами. Эти упражнения делаются сперва медленно, но потом темп можно постепенно ускорить.