Тема 2.2. Проверка контактной системы, определение параметров срабатывания и отпускания аппаратов. Наиболее характерные неисправности.
При вводе в эксплуатацию большого числа контакторов выборочно производится проверка контактной системы, при которой измеряются величины растворов и провалов главных и вспомогательных контактов и выполняется их регулировка.
Раствором называется кратчайшее расстояние между подвижным и неподвижным контактами в разомкнутом состоянии.
Провалом называется расстояние между подвижным контактом и упором, ограничивающем его ход в замкнутом состоянии.
Раствор А и провал В главных контактов измеряются шаблонами, с помощью набора щупов или нутромером в местах, указанных на рисунке: А - раствор; В - зазор, контролирующий провал. В случае отклонения от паспортных данных размеров раствора и провала их регулируют с помощью специальных винтов.
Кроме этого при проверке контактной системы с помощью динамометра определяется сила нажатия контактов, которая при необходимости регулируется специальным винтом с пружиной. Сила нажатия главных контактов составляет 0,2 15 кг·с, блок - контактов 0,07 0,1 кг·с.
Далее определяется ток срабатывания, напряжение срабатывания, ток отпускания и напряжение отпускания. В некоторых случаях также определяется время срабатывания и время отпускания контакторов. Измерение тока и напряжения срабатывания (отпускания) производится по следующим схемам:
а) на переменном токе; б) на постоянном токе.
Напряжение срабатывания должно быть на уровне 0,85 Uн. Измерение параметров проводят 3-4 раза, а затем вычисляют среднее арифметическое. Полученное значение сверяют с паспортными данными и при отклонении более чем на 15-20 % производят регулировку путем изменения натяжения возвратной пружины, регулировкой воздушного зазора между сердечником и якорем.
К наиболее характерным неисправностям контакторов относятся:
1. Подгорание, глубокая коррозия контактов по линии их первоначального касания. Причина этого - недостаточное начальное нажатие контактов, их вибрация в момент замыкания. Устраняется путем увеличения начального нажатия контактов (установкой новой контактной пружины или регулировкой степени сжатия старой).
2. Затяжное гашение дуги. Этот дефект может быть вызван несоответствием разрывной мощности контактора характеру и току нагрузки или неправильным включением дугогасящей катушки. Исправление дефекта - проверка соответствия контактора нагрузке и правильности включения дугогасительной катушки.
3. Повышенный нагрев контактов при длительном режиме работы. Причины - несоответствие контактора режиму работу при выборе по повторно-кратковременному режиму; недостаточное конечное нажатие, вследствие этого увеличение переходного сопротивления контактов; ухудшение контактной поверхности. Дефект устраняется путем зачистки оплавлений контактной поверхности надфилем; увеличением конечного нажатия контактов; заменой контактора в соответствии с характером нагрузки.
4. Вибрация магнитопровода контакторов переменного тока из-за неисправности магнитной системы. Для устранения дефекта необходимо проверить наличие и целость короткозамкнутого витка; зачистить плоскости прилегания электромагнита; проверить плотность прилегания поверхностей электромагнитов прокладкой из тонкой чистой копировальной бумаги. Поверхность соприкосновения при включении контактора должна быть не меньше 60—75%.
5. Неодновременное включение контактов в многополюсных контакторах - устраняется регулировкой контактов.
СР Тема 2.3. Проверка и регулировка электромагнитных реле.
Дорофеюк. Справочник по наладке электроустановок. С.301 - 302
Осмотр реле. Проверка контактной системы. Регулировка напряжения (тока) срабатывания и возврата. Проверка магнитной системы.