Действия персонала при аварийном положении на турбине.

19.4.1. Осевой сдвиг ротора турбины.

19.4.1.1. Признаками осевого сдвига являются:

- повышение температуры масла на сливе и баббита колодок упорного подшипника;

- задевания в проточной части, уплотнениях турбины;

- вибрация.

19.4.1.2. Причинами осевого сдвига являются:

- гидравлический удар в турбине и вызванное им резкое повышение осевого давления;

- повышение осевого давления из-за заноса солями проточной части турбины;

- резкий наброс нагрузки на турбину или работа с перегрузкой;

- дефекты в подгонке баббитовых колодок упорного подшипника.

19.4.1.3. Действия персонала.

При обнаружении постепенного увеличения осевого сдвига ротора турбины:

- усилить наблюдения за осевым положением роторов и за температурой масла на сливе с колодок и температурой баббита колодок упорного подшипника турбины;

- сообщить старшему лицу оперативного персонала;

- осмотреть и периодически прослушивать турбину;

- следить за расходом свежего пара с его параметрами, за давлением пара в камере, регулирующей ступени, не допуская паровой перегрузки турбины;

- сообщить персоналу цеха ТАИ-2 с целью проверки правильности показаний прибора осевого сдвига;

- при правильности показаний прибора снизить нагрузку на турбине до уменьшения величины осевого сдвига;

- тщательно контролировать температуру масла на сливе и колодок упорного подшипника;

- по решению администрации цеха и станции, с уведомлением дежурного диспетчера энергосистемы, приступить к останову турбины для выяснения и устранения причины увеличения осевого сдвига.

Если же увеличение осевого сдвига сопровождается появлением посторонних шумов в турбине, вибрацией, ростом температуры масла на сливе и колодок упорного подшипника, аварийно отключить турбину.

При увеличении осевого сдвига ротора до 1,2 мм в сторону генератора или 1,7 мм в сторону переднего подшипника турбина отключается защитой со срывом вакуума. Если защита не сработала, оперативному персоналу выполнить эти операции немедленно.

Прослушать турбину при выбеге ротора, определить время выбега.

19.4.2. Снижение давления масла в системе смазки турбины.

19.4.2.1. Признаками аварии являются:

- уменьшение слива с подшипников;

- повышение температуры масла на сливе с подшипников;

- включение маслонасосов смазки от АВР.

19.4.2.2. Причинами аварий являются:

- аварийное понижение уровня в маслобаке турбины;

- наличие пропуска обратного клапана маслонасоса, стоящего в резерве;

- неисправность инжекторов маслосистемы турбины;

- закрытие задвижек на маслоохладителях;

- неисправность главного масляного насоса;

- неисправность сливного клапана на напорном маслопроводе;

- повреждение прокладки на фланцевых соединениях напорного маслопровода.

19.4.2.3. Действия персонала.

При снижении давления масла в системе смазки турбины ниже 1 кгс/ см² на уровне оси роторов:

- проверить отсутствие утечек масла из маслосистемы;

- проверить положение задвижек по маслу на включенных в работу маслоохладителях, задвижки должны быть полностью открыты;

- проверить плотность обратных клапанов маслонасосов, стоящих в резерве, по отсутствию вращения насосов;

- убедиться в исправности инжекторов маслосистемы по манометром за каждым инжектором. Первая ступень инжектора создает напор около 1 кгс/ см². После I ступени масло поступает в линию всасывания главного масляного насоса и на II ступень, которая доводит напор масла, поступающего в маслоохладители, до 3 кгс/ см²;

- убедиться в нормальной работе сливного клапана на напорном коллекторе системы смазки. Повышенный или резко меняющийся шум при истечении масла в клапане свидетельствует о его неисправности из-за выработки на золотнике клапана, возможного засорения клапана или поломки пружины;

- убедиться в отсутствии шума или треска в главном масляном насосе.

При снижении давления масла в системе смазки турбины до 0,7 кгс/ см², защита включает одновременно с подачей светового и звукового сигналов резервный маслонасос смазки переменного тока. Если защита не сработала, персоналу немедленно выполнить эту операцию:

- сообщить начальнику смены станции и начальнику смены турбинного отделения;

- принять экстренные меры к устранению причины снижения давления масла в системе смазки.

При снижении давления масла в системе смазки турбины до 0,6 кгс/ см², защита включает аварийный маслонасос смазки постоянного тока. Если защита не сработала, персоналу немедленно выполнить эту операцию и приступить к разгрузке турбины:

- если после включения аварийного маслонасоса смазки восстановить давление масла в системе смазки турбины до величины 0,3 кгс/ см² не удается, то через три секунды защита отключает турбину со срывом вакуума. Если защита не сработала, выполнить эту операцию немедленно.

Вызвать начальника смены электроцеха-2 на случай возможного вытеснения водорода из корпуса генератора.

19.4.3. Падение вакуума в конденсаторе турбины.

19.4.3.1. Признаком падения вакуума является повышение температуры выхлопа турбины.

19.4.3.2. Причинами падения вакуума в конденсаторе являются:

19.4.3.2.1. Увеличение присосов воздуха в вакуумную систему. Присосы через концевые уплотнения турбины из-за нарушения работы регулятора давления пара на уплотнения и понижения давления пара, подающегося на уплотнения турбины.

Присосы через теплообменники турбины, находящиеся под вакуумом: ПНД, ПСГ, ПН-100, ПС-50 или через ПВД, находящиеся в ремонте.

Присосы через арматуру:

- срыва вакуума;

- предохранительные клапана ПСГ и систему обогрева фланцев и шпилек;

- на подводе паровоздушной смеси к пусковому и основному эжекторам;

- присосы через сальниковые уплотнения стоящих конденсатных и сливного насосов;

- присосы через арматуру расширителя дренажей турбины и другую арматуру, находящуюся под вакуумом (см. схемы основного конденсата, отборов и дренажей турбины, обогрева фланцев и шпилек, подачи и отсоса пара с уплотнений).

Примечание: Периодически по графику должна проверяться плотность вакуумной системы и ее уплотнение, присосы воздуха в диапазоне нагрузок по пару 40-100 % от номинальной не должны превышать 13,2 кг/час.

Наши рекомендации