Примечание: Электронасос уплотнения генератора отключается после полного вытеснения водорода из корпуса генератора углекислым газом и затем вытеснения углекислого газа воздухом.

17.3.22. Оставить небольшой пропуск циркуляционной воды через конденсатор.

После снижения температуры выхлопной части турбины до 55 °С закрыть арматуру на

подводе и на сливе охлаждающей воды на конденсаторе.

17.3.23. После снижения температуры металла ЦВД до 150 °С открыть арматуру на дренажных линиях в расширитель дренажей турбины:

- из перепускных труб ЦВД;

- из перепускных труб ЦВД;

- из ЦВД;

- из ЦНД;

- из трубопроводов отбора пара на ПНД, ПВД, к потребителям собственных нужд, до и после КОС;

- из трубопроводов на обогрев фланцев и шпилек.

17.3.24. Для предупреждения попадания пара и воды в оставленную в резерв турбину, необходимо выполнить следующие операции:

- открыть вентили 1ПП-6, 1ПП-7 (2ПП-6, 2ПП-7) на линии обеспаривания трубопровода острого пара между ГПЗ и стопорным клапаном турбины;

- проверить закрытое положение задвижек 1ПП-5, 1ПФ-2, 1ПФ-3, (2ПП-5, 2ПФ-2, 2ПФ-3) и отсутствие давления на отключенном участке трубопровода (пар на обогрев фланцев и шпилек);

- проверить закрытое положение задвижек 1ПП-1, 1ПП-2 (2ПП-1, 2ПП-2) и отсутствие давления между ними (продувка трубопровода острого пара);

- проверить закрытое положение задвижек 1ПП-3, 1ПП-4 (2ПП-3, 2ПП-4) и отсутствие давления между ними (пар на переднее уплотнение ЦВД);

- закрыть задвижку ПП-23 (ПП-33) и ее байпас, обеспарить участок трубопровода до задвижки ПП-24 (ПП-34) и открыть воздушники на нем (перегретый пар);

- закрыть задвижки 1ПП-51, 1ПП-52, 1ПП-53, 1ПП-48, 1ПП-49 (2ПП-51, 2ПП-52, 2ПП-53, 2ПП-48, 2ПП-49), участок трубопровода между ними обеспарить и открыть на нем воздушники (пар на уплотнения турбины и эжектора);

- закрыть задвижки ПШ-11, ПШ-12 (ПШ-21, ПШ-22), открыть воздушник на участке трубопровода между задвижкой ПШ-11 (ПШ-22) и турбиной (пар от штоков регулирующих клапанов турбины);

- закрыть задвижку 1ПП-6а (2ПП-6а) (конденсат калориферов котлов);

- закрыть задвижку 1ПП-7 (2ПП-7) (отсос паровоздушной смеси пиковых бойлеров);

- закрыть задвижку ПО-1 (ПО-2) и ее байпас, обеспарить участок трубопровода до задвижек 1ПО-3а, 1ПО-3б (2ПО-3а, 2ПО-3б) и открыть на нем воздушники (пар от производственного отбора);

- закрыть задвижку 1Кр-48 (2Кр-48), участок трубопровода до задвижки 1Кр-47 (2Кр-47) опорожнить и открыть на нем воздушник (конденсат греющего пара ПВД-5,6,7);

- закрыть задвижку 1 Др-9Кр (дренажи парового объема 1ПВД-5,6,7 в РДНД);

- проверить закрытое положение задвижек ПВ-25, ПВ-26 (ПВ-35, ПВ-36) и их байпасов, участок трубопровода между задвижками опорожнить и открыть воздушники из трубной системы ПВД-5,6,7 (питательная вода);

- закрыть задвижки 1КО-32, 1КО-33 (2КО-32, 2КО-33) (основной конденсат в деаэраторы 7 ата и РОУ-4,5);

- закрыть задвижку 1КО-25а (2КО-25а) (химически обессоленная вода от насосов НПД-1,2);

- закрыть задвижку 1КО-9 (2КО-9) (основной конденсат на уплотнения насосов ПЭН-1,2,3);

- закрыть задвижку 1КО-7 (2КО-7) (основной конденсат на кислородомеры котлов);

- открыть задвижку 1КО-39 (2КО-39) (опорожнение конденсатосборника конденсатора);

- закрыть задвижку ХВ-29 (ХВ-30) (химически обессоленная вода от насосов НХОВ-1,2,3);

- закрыть задвижку 1ПТ-11 (2ПТ-11) (химически обессоленная вода от насосов НХОВ-1.2.3 и химически очищенная вода от насосов НПТС-1,2,3,4);

- проверить закрытое положение задвижек 1ПС-4, 1ПС-5, 1ПС-6, 1ПС-7 (2ПС-4, 2ПС-5, 2ПС-6, 2ПС-7) отключенные участки трубопроводов сетевой воды опорожнить (сетевая вода);

- проверить закрытое положение задвижек 1ЦВ-1а, 1ЦВ-1б, 1ЦВ-3а, 1ЦВ-3б (2ЦВ-1а, 2ЦВ-1б, 2ЦВ-3а, 2ЦВ-3б), отключенные участки циркуляционных трубопроводов опорожнить (циркуляционная вода);

На отключенных участках трубопроводов арматура на дренажных линиях, заведенных в дренажные коллекторы должна быть закрыта.

ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ.

18.1. Оперативный персонал до назначения на самостоятельную работу обязан пройти производственное обучение на рабочем месте, проверку знания оборудования, ПТЭ, ПТБ, ППБ и производственных инструкций, дублирование на рабочем месте сроком не менее двенадцати рабочих смен под руководством опытного работника.

18.2. Во время эксплуатации системы маслоснабжения турбоагрегата выполнять следующие мероприятия:

- содержать маслосистему в чистоте и исправном состоянии;

- запрещать огневые работы на расстоянии до 10 м от маслосистемы и оборудования, содержащего водород (огневые работы близи генератора и на маслонаполненном оборудовании должны выполняться по наряду допуску, выданному начальником станции №2, при наличии разрешения инспектора пожарной безопасности).

- курение в котлотурбинном цехе-2 категорически запрещается (курение разрешается в специально отведенных местах, отмеченных надписью «Курить здесь»); около генератора и устройств газомасляной системы должны быть вывешены плакаты «Не курить!», «Водород»;

- следить за тщательной изоляцией поверхностей турбоустановки, расположенных вблизи маслопроводов, участки маслопроводов высокого давления (Р больше 0,68 МПа) должны быть заключены в специальные короба, а их фланцевые соединения, включая смежные участки труб длиной 100-120 мм в каждую сторону – в специальные кожуха из листовой стали с дренажем масла в бак слива масла;

- при работающей турбине или работающем масляном насосе запретить проведение работ на маслопроводах и узлах системы регулирования, парораспределения, маслоснабжения (исключение составляют работы по замене манометров, наладочные работы и работы по доливке масла, выполняемые по специальной программе, утвержденной начальником станции №2);

- следить за готовностью к действию средств пожаротушения (пожарные краны, огнетушители, ящики с песком, асбестовые полотна и т.д.) и исправностью задвижки на линии аварийного слива масла из маслобака;

- следить за отсутствием водорода в масле, сливающемся в маслобак (по анализам химцеха-2); содержание кислорода в корпусе генератора, заполненного водородом, не должно превышать 1,2 %, в поплавковом затворе, бачке продувки, в водоотделительном баке маслоочистительной установки – 2 %, в картерах подшипников генератора – 1 %, в воздушном объеме масляного бака турбоагрегата водород должен отсутствовать.

19.3.При воспламенении масла, вызванном нарушением плотности маслосистемы, и невозможности немедленно ликвидировать пожар имеющимися в распоряжении персонала станции №2 КТЭЦ первичными средствами пожаротушения, работающий турбоагрегат необходимо остановить автоматом безопасности турбины со срывом вакуума при отключенных пусковом (ПМН), резервном (РМН) и аварийном (АМН) маслонасосах. Снабжение маслом радиальных уплотнений вала турбогенератора производить маслонасосами МНУВ до останова ротора турбоагрегата и в течении всего времени вытеснения водорода из корпуса генератора. За 15 минут до окончания вытеснения водорода из корпуса генератора необходимо отключить маслонасосы МНУВ и подавать масло на радиальные уплотнения вала турбогенератора из демпферного бака.

19.4.Аварийный слив масла из маслобака МБТ турбоагрегата осуществлять в бак БАСМ в исключительных случаях для локализации пожара за 15 минут до окончания вытеснения водорода из корпуса турбогенератора (после отключения маслонасосов МНУВ и подачи масла на радиальные уплотнения вала турбогенератора из демпферного бака).

19.5.В случае возникновения чрезмерной или опасной вибрации маслопроводов, пульсации давления масла и гидравлических ударов, угрожающих плотности маслосистемы, турбоагрегат должен быть аварийно остановлен для выявления и устранения причин нарушения в работе маслосистемы. Во избежание появления гидроударов и вибрации маслопроводов из-за наличия воздуха в маслосистеме, заполнение ее маслом производить медленным открытием задвижки на напорной линии маслонасоса. Перед включением ПМН включить РМН на 10-15 минут для вытеснения воздуха. Содержание воздуха на всасе ПМН не должно превышать 1,5 %.

19.6.При проведении ремонтных работ по маслосистеме руководствуйтесь следующими указаниями:

- работы проводить по наряду только после вытеснения водорода из генератора и полного слива масла с маслопроводов агрегата;

- закрыть всасывающие и напорные задвижки, электрические схемы насосов и задвижек разобрать, линии ремонтируемых трубопроводов отглушить, пропарить, сдренировать;

- не допускать газовую сварку; электродуговая сварка должна производиться дипломированными сварщиками;

- пропаривание труб масляной системы производить насыщенным паром при давлении не выше 0,59 МПа (6 кгс/см²) на специально оборудованной площадке, вентиль для подачи пара следует устанавливать непосредственно на рабочем месте, применение резиновых шлангов для подвода пара запрещается;

- работы внутри маслобака разрешается только после удаления масла и шлама;

- запретить промывку маслобаков легковоспламеняющимися жидкостями;

- следить за взрывобезопасностью переносного освещения;

- маслопроводы после монтажа и ремонта необходимо подвергать гидравлическим испытаниям;

19.7.При пуске и останове, а также во время работы турбоустановки запрещается нахождение лиц на площадках обслуживания, а также около фланцевых соединений и арматуры, за исключением эксплуатационного персонала, производящего пуск, останов и обслуживание агрегатов.

19.8.Все горячие поверхности турбоустановки и паропроводов, расположенные вблизи маслопроводов, должны быть тщательно заизолированы и обшиты металлическими листами для предохранения изоляции от пропитки маслом. Маслопроводы должны быть отделены от горячих поверхностей металлическими защитными экранами.

19.9.Эксплуатационный персонал при обслуживании турбоустановки должен, в основном, руководствоваться «Правилами техники безопасности при эксплуатации теплосилового оборудования электростанций».

19.10. Полы помещения турбинного цеха должны быть сухими и чистыми. Пролитое масло должно немедленно вытираться.

19.11. Категорически запрещается курение в колотурбинном цехе-2, на рабочих местах и ремонтных площадках. Для курения должны быть отведены специальные места, обеспеченные урнами.

19.12. При испытании автомата безопасности нахождение на площадке обслуживания лиц, непосредственно не участвующих в испытаниях, запрещается. Испытание должно производиться под непосредственным руководством начальника цеха или его заместителя, наблюдающего за скоростью вращения турбины по тахометру. Остальной персонал, участвующий в испытаниях, должен быть расставлен следующим образом:

один – непосредственно у автомата безопасности;

один – у стопорного клапана;

один – у байпаса главной паровой задвижки.

В случае, если при проверке автомата безопасности скорость вращения ротора турбины повысилась до уровня нормальной установки автомата, а автомат не сработал, турбина должна быть немедленно остановлена ручным выключением. При отказе ручного выключения турбина должна быть остановлена быстрым закрытием байпаса ГПЗ.

Повторное испытание автомата безопасности с увеличением скорости вращения допускается в этом случае только после выявления и устранения дефектов.

19.13. Не допускать пропаривания разъемов ПВД. В случае пропаривания необходимо оградить зону пропаривания. На ограждении вывесить предупредительный плакат «Опасная зона». Из опасной зоны вывести весь ремонтный персонал и закрыть наряд на производство работ в этой зоне до устранения места пропаривания. Работа ПВД запрещается, если истек срок очередного освидетельствования или выявлены дефекты в их работе, угрожающие надежной и безопасной их эксплуатации.

Эксплуатация регенеративной установки запрещается:

- если давление в подогревателе поднимается выше разрешенного;

- при обнаружении трещин на корпусе подогревателя;

- при пропусках, парениях в сварных швах и болтовых соединениях;

- при разрыве прокладок во фланцевых разъемах;

- при неисправности контрольно-измерительных приборов и невозможности определить давление по другим приборам.

Наши рекомендации