Система регулирования турбины.
Турбина ПТ-80/100-130/13 имеет гидравлическую систему регулирования, посредством которой передается воздействие на регулирующие клапаны ЦВД, ЧСД и поворотную диафрагму ЧНД при изменении тепловой и электрической нагрузок.
Каждый из регуляторов: регулятор скорости, регулятор давления производственного отбора, регулятор давления теплофикационного отбора, действуют одновременно на все регулирующие органы паровпуска турбины. При этом передаточные связи между регуляторами и сервомотором регулирующих органов выполнены таким образом, что изменение одного регулируемого параметра не вызывает существенных изменений остальных двух параметров.
Управление турбиной при пуске, а также при работе под нагрузкой на конденсационном режиме осуществляется посредством блока золотников регулятора скорости. Блок золотников РС имеет ручной привод управления, размещенный на блоке регулирования турбины и дистанционный с ГЩУ и ЦТЩУ.
При работе турбины с включенными регуляторами давления управление турбиной осуществляется посредством блоков золотников РС и РД. При изменении частоты вращения ротора меняется положение блока ЗРС, который управляет суммирующим золотником № 1. При изменении давления в камере регулируемого отбора происходит перемещение соответствующего золотника регулятора давления, который через исполнительные органы управляет парораспределением турбины. Конструктивно регуляторы давлений производственного и теплофикационного отборов выполнены одинаково. Различие заключается в том, что в регуляторах применены сильфоны различной жесткости для работы на разных давлениях и поддержания заданной неравномерности регулирования давлений в отборах. При увеличении давления в камере производственного отбора суммирующий золотник № 2, перемещаясь вниз, закрывает регулирующие клапаны и открывает регулирующие клапаны ЧСД и поворотную диафрагму ЧНД. При увеличении давления в камере теплофикационного отбора суммирующий золотник № 3, перемещаясь вниз, закрывает регулирующие клапаны ЦВД и ЧСД и открывает поворотную диафрагму ЧНД.
Отсечные золотники сервомоторов регулирующих клапанов ЦВД, ЧСД, ЧНД выполняют конструктивно одинаковыми. Отсечной золотник нагружен сверху давлением масла от насоса 20 кгс/см², которое передается на небольшую концевую поверхность в верхней части золотника.
Снизу на торцевую поверхность золотника действует управляющее давление Р упр = 10 кгс/см² соответствующей импульсной линии. Подвод масла в импульсные линии ВД, СД, НД осуществляется через окна самовыключения в буксах отсеченных золотников.
При работе турбины на конденсационном режиме осуществляется дополнительный подвод масла в импульсные линии СД и НД через шайбы Ø 5 мм, которые установлены в золотниках переключателей. Слив масла из импульсных линий ВД, СД, НД осуществляется в спецлинию на всас главного масляного насоса через золотники обратной связи и суммирующие золотники № 1, 2, 3. Понижение давления масла в любой импульсной линии ведет к закрытию соответствующего органа паровпуска. Понижение давления в импульсной линии управления суммирующим золотником № 1 ведет к одновременному закрытию всех органов парораспределения турбины.
При срабатывании одного из золотников блока регулятора безопасности осуществляется слив масла из импульсной линии управления суммирующим золотником № 1 из линии к отсечному золотнику сервомотора клапана автоматического затвора. Этим достигается закрытие КАЗ, регулирующих клапанов ЦВД, ЧСД и поворотной диафрагмы ЧНД. Для обеспечения удержания сброса нагрузки при отключении выключателей генератора от сети, предусмотрен электрогидравлический преобразователь (ЭГП). При отключении генератора подается электрический сигнал на полное закрытие регулирующих клапанов. Интенсивность этого сигнала составляет около четырех неравномерностей. Продолжительность сигнала – 0,5 сек. После исчезновения этого сигнала клапаны открываются до положения холостого хода по сигналу регулятора скорости. Закрытие клапанов от ЭГП происходит посредством слива масла исполнительным золотником ЭГП из управляющей линии суммирующего золотника № 1. На ЭГП могут быть поданы дополнительные сигналы от технологической автоматики турбоагрегата и противоаварийной автоматики энергосистемы.
При работе турбины под нагрузкой маслоснабжение турбоагрегата обеспечивается главным масляным насосом, работающим непосредственно от вала турбины. На валу ГМН крепится бесшарнирный регулятор скорости типа РС-3000-4. При пусках турбины маслоснабжение обеспечивается пусковым электромасляным насосом (ПМН) высокого давления. Для подачи масла в систему смазки при останове турбины и работе валоповоротного устройства служит резервный электромасляный насос низкого давления переменного тока (РМН), а в случае потери собственных нужд – аварийный маслонасос низкого давления постоянного тока (АМН).