Назначение и устройство реле заземления RA 110 и РМ 1110.

Реле заземления (РЗ) служит для снятия нагрузки с тягового генератора при пробое изоляции на корпус.На тепловозе ЧМЭ3 реле заземления RA11. срабатывает при протекании по катушке тока 0,045 А, т. е. при разности потенциалов на катушке реле РЗ не менее 38 В На тепловозе ТЭ10В реле может сработать, если потенциал в точке пробоя изоляции относительно корпуса не менее 80—90 В. На части тепловозов установлены РЗ типа Р-45Г2-11 (сопротивление катушки 0,106 Ом, ток срабатывания 10 А). По конструкции реле заземления отличается от реле управления типа Р-45М наличием защелки, удерживающей якорь в притянутом положении после срабатывания, а также усиленной изоляцией катушки.Катушка реле РЗ последовательно с разъединителем ВРЗ и резистором СРЗ включена между корпусом тепловоза и минусовым зажимом тягового . генератора. При пробое изоляции на корпус часть тока проходит от плюса генератора Г, через корпус тепловоза, катушку РЗ, резистор СРЗ, выключатель ВРЗ, минус генератора Г. Реле срабатывает, и его контакты отключают контакторы возбуждения возбудителя и генератора, в результате чего снимается напряжение с генератора Г, а реле становится на защелку. Реле заземления срабатывает при повреждении изоляции в плюсовой силовой цепи , пробой изоляции в участках цепи, расположенных вблизи подключения реле заземления, не вызывает срабатывания реле из-за малого значения падения напряжения на этой части цепи. Часть элементов силовой цепи — обмотки возбуждения двигателей, контакторы и резисторы ослабления возбуждения, реверсор, шунт амперметра — не защищена от зазем- ления. В случае замыкания на корпус в плюсовой части силовой цепи пуска (или при замыкании на корпус в плюсовой части низковольтных цепей реле РЗ может сработать во время пуска.. Для повышения надежности тепловозов за счет своевременного обнаружения замыканий на корпус в любой точке силовой цепи в последнее время на тепловозах 2ТЭ10М и У применяются реле заземления типа РМ-1110.

Номинальное напряжение, 11О В

Ток рабочей катушки (ток уставки) 0,04

Ток удерживающей катушки, 0,16 А

Раствор контактов, 1 — 1,5 мм

Конечное нажатие контактов, 0,25 — 1Н

Реле состоит из электромагнита 1 и блока контактов, установленных на панели 5 Электромагнит включает в себя ярмо 12, якорь 9, сердечник 1 1 , удерживающую РЗ (У) и рабочую РЗ (Р) катушки. Якорь 9 прикреплен к противовесу 2, поворачивающемуся вокруг оси 4, размещенной в пазу ярма 12. Сердечник 11 электромагнита закреплен на ярме при помощи пружинного плоского кольца 14. Блок контактов состоит из колодки, на которой укреплены один замыкающий и один размыкающий контакты. Каждый контакт имеет две пары контактов, соединенных последовательно. При включении электромагнита траверза 6 перемещает подвижные контакты 7, вследствие чего замыкающий контакт замыкается с неподвижным 8, а размыкающий — размыкается. Контакты реле имеют серебряные наплавки. Реле закрыто кожухом. Для регулировки нажатия возвратной пружины 3 используется винт (упор) 13. Обмотки катушек размещены в пластмассовых обоймах и залиты эпоксидным компаундом. Ход якоря регулируется винтом (упором) 10 Удерживающая катушка постоянно включена на напряжение цепи управления тепловоза 75В. через соответствующий резистор но ее м. д. с. недостаточна для включения реле. Если в силовой цепи тепловоза произошло замыкание на корпус, то через рабочую катушку реле будет протекать ток. Так как м. д. с. обмоток РЗ (Р) и РЗ (У) направлены согласно, то в результате их совместного действия реле включится и якорь при- тянется к сердечнику. Траверса, прикрепленная к якорю, произведет переключение контактов. При снятии напряжения с катушки РЗ (Р) реле останется под действием м. д. с. катушки РЗ (У) во включенном состоянии. Для отключения его необходимо снять на- пряжение с удерживающей катушки при помощи кнопки КРЗ Реле не имеет защелки, ее функции выполняет катушка РЗ (У). Катушка РЗ(Р) подключена к выпрямительному мосту БВЗ, который соединен с корпусом тепловоза и через рубильник ВР32 с делителем напряжения СР32 — СР31. Резистор СР31 соединен с «минусом» тягового генератора Г, а СР32 через рубильник ВР31 — с его «плюсом». Такое подключение катушки РЗ(Р) обеспечивает срабатывание реле заземления при повреждении изоляции в любой точке силовой цепи. Например, при замыкании на корпус плюсового провода ток по рабочей катушке потечет по следующей цепи: плюс генератора Г, корпус тепловоза, диод Д2, резистор СРЗЗ, катушка РЗ(Р), диод ДЗ, рубильник ВР32, резистор СР31, шунт амперметра 104, обмотка добавочных полюсов, минус Г (сплошные стрелки). Если произошло замыкание минусового провода в точке А, то создается следующая цепь: плюс Г, рубильник ВР31, резистор СР32, рубильник ВР32, диод Д4, катушка РЗ(Р), диод Д1, корпус тепловоза, место пробоя А, шунт амперметра 104 и далее на минус Г, (штриховая линия). Ток независимо от места повреждения изоляции по рабочей обмотке РЗ(Р) протекает в одном направлении. При отключении неисправного электродвигателя необходимо выключить и рубильник ВР31, так как при появлении нагрузки реле РЗ будет срабатывать. При отключении рубильника ВР32 реле заземления отключается полностью





Наши рекомендации