Назначение и устройство реле перехода RE 21 и РД 3010.
Реле перехода (РП1, РП2) предназначено для автоматического включения и выключения контакторов ослабления возбуждения в зависимости от определенного соотношения тока и напряжения тягового генератора (скорости движения тепловоза). Реле перехода тепловоза ЧМЭ3 RE21 конструктивно одинаковы
Реле перехода типа RE21: 1 —
неподвижный контактный палец 2 —
притирающая пружина; 3 — текстолитовая
колодочка; 4 — стальная планка; S —
регулировочный болт; б — упорный болт,
7 — якорь; S — поляризационная катушка;
9 — катушка напряжения; 10 — токовая
катушка; 11 — изоляционная прокладка; 12
— сердечник; 13 — ярмо; 14 —
текстолитовая панель; 15 —
ограничительная скоба; 16— противовес; 17
— отключающая пружина; I8 —
текстолитовый кубик; 19 — гетинаксовая
планка; 20 — подвижный контакт; 21 —
контргайка
На общем сердечнике 12 установлены три катушки — токовая 10, напряжения 9 и поляризаци- онная 8. Токовая катушка представляет собой виток полосовой меди, прикрепленный двумя болтами к текстолитовой панели 14. Две другие катушки намотаны из изолированного медного провода на общем каркасе и имеют соответственно 16 400 и 1710 витков. Сердечник прикреплен бол- том к стальному ярму 13. Между ярмом и токовой катушкой поставлена прокладка 11 из изоляционного картона. Ярмо двумя болтами прикреплено к панели. Снизу к ярму присоединена четырьмя винтами ограничительная скоба 15, на которую острой кромкой опирается якорь 7. К якорю прикреплена двумя винтами стальная планка 4, на нижнем конце которой укреплен противовес 16. К нему через текстолитовый кубик 18 прикреплена гетинаксовая планка 19 с подвижными контактами 20, изготовленными в виде болтов с контактными наплавками на головках. Неподвижные контактные пальцы 1 вместе с притирающими пружинами 2 укреплены на текстолитовой колодочке 3, которая притянута двумя болтами к скобе 15. Через вырез в верхней части скобы проходит латунный регулировочный болт 5, ввернутый в якорь. В якорь также ввернуты два болта 6, которыми он в отключенном положении упирается в ограничительную скобу. Для отключения реле служит пружина 17, один конец которой закреплен на скобе 75, а другой — на планке 4. Токовые катушки обоих реле включены в силовую цепь последовательно с обмотками третьего и четвертого тяговых электродвигателей, поэтому магнитный поток этих катушек пропорционален току нагрузки. Катушки напряжения вместе с добавочным резистором R7 подключены к "плюсу" и "минусу" тягового генератора т. е. их магнитный поток пропорционален напряжению генератора. Поляризационные катушки вместе с добавочными резисторами R18 и R19 подключены к проводу 202 т. е. они возбуждаются с момента включения контактора КУ. Так как эти катушки питаются от вспомогательного генератора, то их магнитный поток практически постоянен. Катушки напряжения и поляризационная образуют так 87 называемую комбинированную систему, т. е. создаваемые ими магнитные потоки действуют согласованно и направлены встречно магнитному потоку токовой катушки. Поляризационные катушки поляризуют магнитный поток, не допускают включение реле при больших токах во время трогания тепловоза
На тепловозах ТЭ10 применяется дифференциальное реле перехода РД-3010. На магнитопроводе (ярме) 1 П-образной формы укреплены катушки с сердечниками 5 и 3, токовая 6 и напряжения 2. Сердечник 5 токовой катушки с помощью винта может перемещаться для изменения воздушного зазора между якорем и сердечником 3. Якорь 4 Г- образной формы поворачивается на оси. При обесточенных катушках якорь прижимается пружиной к упорному винту. Неподвижные контакты 8 реле установлены на изоляционной колодке, а подвижные 9— на якоре. Реле имеет один замыкающий контакт с двойным разрывом. Раствор контактов регулируют перемещением неподвижных контактов, а сов- падение центров замыкающих поверхностей — перемещением подвижных контактов на контактодержателе. Раствор контактов не менее 2 мм, а нажатие 4 Н. Контактная система закрыта кожухом 7. Катушка напряжения включается на напряжение генератора Г, так что ток в ней пропорционален напряжению тягового генератора. Ток в токовой катушке пропорционален току тягового генератора. Реле срабатывает под воздействием электромагнитного усилия, создаваемого катушкой напряжения 2, которому противодействует усилие токовой катушки 6 и пружины Катушка напряжения при возрастании тока в ней (напряжения генератора) вызывает срабатывание реле, а токовая катушка при возрастании тока в ней (тока тягового генератора) вызывает отпадание реле Срабатывание и отпадание реле происходят в зависимости от определенного соотношения напряжения и тока генератора