Внешний вид натяжного болтового немагнитного зажима
Излом проводников в зажиме вызван отсутствием на нем антивибрационного бандажа, что предопределило возможность колебания провода в месте крепления.
На ВЛ с расщепленными фазами, состоящими из двух и более проводов, при неудовлетворительном состоянии КС одного из проводов возможен нагрев металлической арматуры, соединяющей натяжную гирлянду изоляторов с проводами (рис.3-52).
а) ВЛ-500 кВ. Нагрев металлической арматуры натяжной гирлянды | |
б) нагрев контактного соединителя провода в пролете между опорами | |
в) нагрев сварного контактного соединителя Температура: точка 1 - 29,5 °С; точка 2 - 21,8 °С |
Рис.3-52
Рис.3-53. Схема протекания токов при дефектном соединителе одного из проводов шлейфа:
1 - регулирующее промзвено; 2 - изоляторы; 3 - коромысло; 4 - контактный соединитель;
5 и 6 - провода шлейфов
Так, при дефектном соединителе шлейфа провода 1 двухпроводной фазы (рис.3-53) ток I1 будет протекать по металлическому коромыслу 3 и далее, суммируясь с током I2, - по шлейфу провода 6.
Значение тока, протекающего по коромыслу, будет зависеть от переходного сопротивления соединителя шлейфа и количества проводов в фазе и может оказаться весьма значительным.
Так, при осмотрах почвы под опорами, металлическая арматура которых имела повышенные нагревы, во многих случаях находили оплавленные частицы металла. Следует отметить, что аналогичные перегревы металлической арматуры ВЛ с двухпроводными фазами обнаруживались и на зарубежных линиях электропередачи.
На рис.3-54 показана схема протекания токов и фотографии выявленных дефектов при ревизии узла соединения проводов с гирляндой изоляторов ВЛ 400 кВ, забракованного по нагреву с помощью тепловизора в Швеции.
Отбраковка КС и поддерживающих зажимов по нагреву должна вестись с учетом их конструктивного исполнения и способа термографической съемки (с вертолета или с земли):
- для болтовых КС отбраковка должна вестись по превышению температуры (ГОСТ 8024-90), если ИК-контроль ведется с вертолета;
- для опрессованных и сварных КС, а также КС, выполненных скруткой, - по значению избыточной температуры или коэффициенту дефектности.
This high resistance jumper connection was found during a regular thermographic inspection. The arcing ring and corona shield by-passed the current to the parallel line with badly burnt components as the result.
Это петлевое соединение с высоким сопротивлением было обнаружено в ходе текущего термографического контроля. Дугоотводящее кольцо и дугогаситель шунтировали ток на параллельную линию, в результате чего компоненты сильно обгорели.
Рис.3-54. Схема протекания токов при дефектном контактном соединителе одного из проводов шлейфа ВЛ-400 кВ (Швеция)
Методика ИК-контроля
Проведению ИК-контроля ВЛ должна предшествовать проработка вопросов, связанных с ее протяженностью, трассой (длина пролетов, типы опор, виды КС и др.), рельефом местности, маркой и конструкцией проводов фазы (расщепленная, единичный провод) и т.п.
Должна быть составлена маршрутная карта полетов с обозначением мест заправки вертолета горючим, учтено время нахождения вертолета в полете над ВЛ и ухода его на заправку.
Проведен необходимый инструктаж экипажа вертолета об условиях полета и взаимодействии экипажа и операторов. Бригада операторов на период полета должна быть оснащена:
- высокочувствительным тепловизором;
- видеокамерой или фотоаппаратом (электронным или обычным);
- биноклем (подзорной трубой);
- диктофоном.
Тепловизоры, используемые для контроля КС проводов, должны обеспечивать:
- высокую разрешающую способность (не хуже 0,1 °С);
- достаточный угол зрения (в пределах 7°);
- питание от бортовой сети вертолета;
- одновременную запись термографической съемки и речевых комментариев к ней;
- возможность размещения сканера тепловизора на внешнем шарнирном устройстве, обеспечивающем угол поворота на 90° в любой плоскости;
- стойкость к вибрационным воздействиям от вертолета (частотой до 15 Гц).
Аэротермографическая съемка проводов ВЛ осуществляется при скорости вертолета 60-100 км/ч в зависимости от типа вертолета (МИ-2 или МИ-8). В зависимости от рельефа местности и номинального напряжения ВЛ съемка ведется при нахождении вертолета в точке: на расстоянии 10-30 м над ВЛ и 30-60 м сбоку от нее.
Съемка ведется под углом поворота сканера 40-50° в направлении полета, фиксируя "набегающие" провода ВЛ.
Токовая нагрузка на ВЛ в момент термографической съемки должна быть не менее 50% номинальной при минимальной скорости ветра.
Съемку лучше проводить в пасмурную погоду, при низкой температуре и высоких облаках.
В ясную солнечную погоду возможно появление бликов на поверхностях КС и ошибки в оценке их состояния.
Термографическая съемка КС проводов ВЛ обычно ведется бригадой операторов, состоящей из двух-трех человек и представителя линейной службы, хорошо знающего трассу прохождения ВЛ.
При использовании вертолета МИ-2 один из операторов с тепловизором размещается на месте штурмана, справа от пилота.
Сканер тепловизора устанавливается на шарнирном устройстве, укрепленном на двери кабины вертолета (при снятом оконном блистере).
Этот оператор осуществляет наблюдение за КС проводов ВЛ, руководит режимом полета и проводит съемку.
Второй оператор совместно с линейщиком ведет запись речевых комментариев полета и выполняет разного рода вспомогательные функции.
Третий оператор ведет съемку трассы ВЛ с помощью видеокамеры и других средств записи.
Линейщик осуществляет запись номеров опор трассы ВЛ в процессе полета и выявленных неполадок при визуальном осмотре ВЛ. Оценка состояния КС по нагреву производится как непосредственно в процессе термографической съемки, так и при повторном просмотре видеозаписей в стационарных условиях.