Назначение некоторых аппаратов и блок-контактов.

Рассмотрим подробнее работу и назначение некоторых наиболее важных аппаратов и блокировочных контактов. В схему управления тяговыми двигателями введен контактор КВХ. Он необходим для того, чтобы при сбросе контроллера в течение 1,2 с удерживать включенными линейные контакторы. Контактор Ш отключается сразу, а контакторы ЛК и ЛКТ — с задержкой, разрывая цепь с уменьшившимся током. Аналогично при отключении тормоза действует контактор КВТ, отключая Т и ЛКТ.

Реле пневматического тормоза РПТ включается при отсутствии воздуха в камере выдержки времени ЭПК. Своими блокировками оно подает напряжение на тормозной 47 и отпускной 49 провода, вызывая полное служебное торможение ЭПТ. Своей обратной блокировкой ЗОК — ЗОЛ реле отключает контактор КВХ, Реле можно включить кнопкой «Аварийный ЭПТ». Отключают его при неисправности ЭПК (перекрытых кранах) выключателем ВА.

Коммутирующая возможность блокировок промежуточных реле РО и РТ гораздо выше микровыключателей крана машиниста. Поэтому их используют для подачи питания на отпускной и тормозной провода ЭПТ, имеющие значительную индуктивную нагрузку.

Срывной клапан СК контролирует целостность проводов ЭПТ в момент торможения. Блокировкой РКТ 40Р — 45 А разрывается цепь питания, СК запитывается через контакты ППТ и реле контроля отпуска РКО хвостового вагона по обратному проводу 45 через блокировку РКТ 45 —- 45 А. При обрыве любого провода ЭПТ СК обесточивается.

Если при электрическом торможении применили малую ступень ЭПТ (давление в ТЦ менее 1,5 кгс/см2), блокировкой РКТ 47 — 50 включается реле РТП1, и оно встает на самоподхват. Последующее применение четвертого положения эффекта не даст, причем в этом случае разберется схема электрического тормоза.

В некоторые цепи управления моторного вагона введены контакторы разъединителя РУМ, которые отключают управление тяговыми двигателями и сигнализацию при неисправностях электрооборудования. Блокировки реверсора 11А—11Б или 12А—11Б замыкаются после поворота вала РТП в требуемое положение, т.е. вал поворачивается при несобравшейся схеме (контактор ЛКТ не включился).

Контакторы Т, ЛКТ и тормозной переключатель РТП имеют повторители: ПТ и ПЛКТ включаются после включения контакторов Т и ЛКТ, ПТПМ — после установки РТП в моторное положение и замыкания ТП10, ПТПТ — после установки в тормозное положение и замыкания ТП11.

Блокировка ПЛКТ 1Б — 1В разрешает ход РК только при собранной силовой схеме и исключает его хронометрическое вращение при срабатывании защиты (когда штурвал контроллера находится в ходовых положениях). Блокировки ЛКТ 11Б - 11В отключают контактор ЛКТ при сбросе контроллера. Силовая цепь разрывается в двух местах, и дугогашение контакторов облегчается.

Блокировка контактора ОВ11Б — ИГ предотвращает возможность неотключения реле ПРП при быстром переводе штурвала из тяговых положений в тормозные (такое может случиться, например, при проскакивании нулевого положения при сбросе КМ). В этом случае питание на проводе 11 сохраняется за счет выдержки времени КВХ. В тормозных положениях по проводу 11 продолжает запитываться контактор КВТ.

Только после разбора силовой схемы, отключения ЛК, ЛКТ и реле времени ПЛКТ, возврата РК в первую позицию включится 0В и отключится ПРП. Затем запитывается вентиль ТП — Т, и начинает собираться тормозная схема. Блокировка ОВ 603 — 638 шунтирует вход блока БРУ для быстрого перевода РК во вторую позицию при переходе на самовозбуждение,

В цепь катушки Ш введена блокировка БВ. Срабатывая при пробое якоря на «землю» в режиме тяги на позициях ослабления возбуждения, БВ отключает контактор Ш, который вводит в шунтирующую цепь резистор К23. Это увеличивает скорость спада тока возбуждения (двигатели размагничиваются), следовательно, быстро уменьшается аварийный ток якорей.

Блокировки повторителя реле боксования ПРБ, реле ПРМН и РЗТ в цепи проводов 87И, 87ИВ снижают уставку блока САУТ при срабатывании соответствующих аппаратов. В эксплуатации не* редко бывает, что один из моторных вагонов не выходит на самовозбуждение (например, вагон работает только на маневровой позиции). Это легко проверить, переведя штурвал при торможении из положения 2 или 3 в положение 1.

Если поезд «отпускает», значит, все вагоны работают нормально. Если поезд продолжает интенсивно тормозить, значит, на одном из вагонов РК находится в первой позиции: провод 1 запитывается от провода 40 неисправного вагона и продолжает переключение реостатных контроллеров остальных вагонов. Цепь соединения проводов 40 и 1: блокировка РК1—2, провод 40К, диоды Д16, Д17, блокировка РК1—10,Ш,РК1—13.,

Для защиты от боксования и юза служат устройства Э1 ...ЭЗ, выполненные на базе герконовых реле Р51 и РРБ1. При срабатывании РБ1 включается его повторитель ПРБ, который останавливает реостатный контроллер, обесточивая провод 1Ф, или снижает уставку блока САУТ. Так ликвидируется боксование или юз. Если двигатель доведен до разносного боксования, срабатывает вторая ступень ~ реле РРБ1 — и отключает контактор Л К (в режиме торможения срабатывает контактор Т).

Контакты РК1 ЗОЕ — 30 и ЗОС — ЗОД совместно с контактами ЛКТ ЗОИР — 30 и ПТ ЗОС — ЗОД блокируют первую позицию РК: контакторы Ж и Т могут включаться, если контроллер находится на позиции 1.

Кнопка «Торможение» позволяет отключить тормоз на данном вагоне при неисправности. При этом сохраняется режим тяги и действует замещение ЭПТ. Блокировка ВЗТ 40М — 40Г отключает электрическое торможение при срабатывании ВЗТ. Реле симметрии фаз РСФ контролирует работу автомата РЗ и другие неисправности в цепях независимого возбуждения.

Наши рекомендации