Назначение и устройство кузова.

Кузов троллейбуса предназначен для размещения пассажиров и обслуживающего персонала - водителя и кондуктора, а также части электротягового и механического оборудования.

Кузов троллейбуса ЗИУ-9 состоит из следующих частей:

Все части кузова соединены болтами.

Секции боковых бортов кузова троллейбуса состоят из каркасов, сваренных из трубчатых профилей, покрытых антикоррозийной мастикой и обшитых стальными листами. Наружная обшивка крепится электроконтактной сваркой. Внутренняя поверхность обшивки покрыта шумопоглощающей мастикой.

С правой стороныимеются люки для подхода:

•к инструментальному ящику:

•к аккумуляторной батарее,

•к регулятору уровня пола и пневмоэлементу;

•к пневмоэлементу.

С левой стороны- люки для подхода:

•к тормозным кранам и насосу гидроусилителя;

•к групповому реостатному контроллеру;

•к вспомогательному двигателю (двигателю-вентилятору);

•к компрессору;

•к регулятору уровня пола и пневмоэлементу;

•к пневмоэлементу.

Передняя и задняя части кузова представляют собой сварные конструкции обтекаемой формы, обшитые дюралюминиевыми и стальными листами.

На задней части кузоварасполагаются:

- потайная подножка для влезания на крышу,

- в верхней части купол для установки номера маршрута,

- внизу 2 штампованных буфера,

- лестница с откидной площадкой для ремонта головок токоприемников и смены вставок.

- световая сигнализация

На передней части кузоварасполагаются:

- купола фар,

-жалюзи,

-гнездо для размещения маршрутного указателя,

-буфер, ниже уровня пола сплошной,

-зеркала заднего вида,

-ручка, обеспечивающая удобство при очистке и мытье окон,

-световая сигнализация.

Крышакузова представляет сварной каркас из стальных профилей, обшитый дюралюминиевыми листами.

На крыше:

- трубы-лиры для удержания токоприемников в горизонтальном положении,

- 3 вентиляционных люка,

- плита для установки токоприемников,

- коврик из рифленой диэлектрической резины.

Полв троллейбусе выполнен из щитов бакелизированной фанеры (10 мм), покрыт релином, в проходе и на накопительной площадке резиновым рифленым ковриком. В полу люки,закрытые крышками:

- над ведущим мостом,

- над тяговым электродвигателем,

- над амортизаторами (4 шт.)

- над тепловыми элементами

- над ведомым мостом

Кабина водителяотделена от пассажирского салона перегородкой. Дверь кабины- задвижная, перемещается на роликах по специальным направляющим. Дверь снабжена замком.

Окнас раздвижной верхней частью изготовлены из сталинита (5 мм). Стекла установлены в резиновых уплотнителях.

Подножкивыполнены из стальных листов, снизу усилены П-образными профилями. Для изоляции подножек от корпуса ступеньки покрыты диэлектрической листовой резиной.

Дверные и потолочные поручнипокрыты изоляционным материалом.

Внутренняя обшивка кузовавыполнена из декоративной фанеры или слоистого пластика. Обшивка крепится винтами и шурупами, стыки закрыты декоративными профилями.

В салоне троллейбусаустановлены двух и одноместные сидения.

Шасси и его основные элементы.

Шасси троллейбуса- агрегаты и механизмы, вместе с основанием, на котором они размещены.

Шасси является опорой кузова и обеспечивает:

• передачу веса кузова через подвеску на мосты,

•передачу вращающего момента от вала тягового электродвигателя

через карданный вал и редуктор на колеса, •управление движением троллейбуса.

Основание кузова - сварная конструкция.

Основаниесостоит из отдельных секций решетчатой конструкции, изготовленных из прямоугольных трубчатых профилей.

Лонжероны- продольные секции. Фермы- поперечные секции.

Секции лонжероноввварены между фермами. Лонжероны секций ведущего и ведомого мостов выгнуты внутрь салона, в местах изгиба усилены пластинами, здесь же к лонжеронам приварены надколесные кожухи. Для увеличения жесткости основания между лонжеронами и фермами вварены раскосы. К основание приварены балки и площадки крепления пневмоэлементов. Для буксировки троллейбуса в верхней части основания 2 буксирных серьги, в задней - одна серьга.

1- лонжероны

2 - фермы

3 - раскосы

4 - буксирные серьги.

Расположение оборудования на шасси:

1. Пневмоэлемент

2. Колесо заднего моста

3. Центральный редуктор

4. Карданный вал

5. Тяговый электродвигатель

6. Двигатель компрессора

7. Компрессор

8. Генератор

9. Вспомогательный двигатель

10. Влагомаслоотделитель

11. Пуско-тормозные реостаты

12. Групповой реостатный контроллер

13. Колесо переднего моста

14. Насос гидроусилителя

15. Тормозные краны

16. Двигатель насоса гидроусилителя

17. Рулевое управление в сборе

18. Педали (пусковая и тормозная)

19. Тормозные воздушные резервуары

20. Гидроусилитель

21. Шунтирующие резисторы

22. Магистральный воздушный резервуар

23. Резервуар пневмоподвески

24. Аккумуляторная батарея

Вентиляция и отопление

Вентиляция салонаосуществляется в летнее время как за счет отсасывания воздуха из салона центробежным вентилятором, так и через открытые форточки боковых окон, вентиляционные люки, расположенные на крыше троллейбуса и двери, открываемые на остановках.

В зимнее время приток свежего воздуха осуществляется только через двери на остановках.

Вентиляция кабиныводителя естественная и осуществляется через раздвижное окно.

Троллейбус оборудован системой отопления, использующей тепло пускотормозных реостатов, выделяемое при реостатном пуске тягового двигателя и электрическом торможении, а также тепло электрической печи. Нагретый воздух в пассажирский салон поступает через систему каналов, расположенных в салоне под полом. Отопление кабины водителя и обгорев ветровых стекол горячим воздухом осуществляются при помощи электрической печи, установленной в кабине.

1 - центробежный вентилятор

2 - ящик пускотормозных реостатов (ПТР)

3 - канал салона

4 - заборник воздуха

5 - поперечный канал с заслонкой

6 - электрическая печь салона

7 - электрическая печь кабины водителя

8 - распределитель воздуха с гибкими рукавами,

9 - дополнительные электрические печи салона

Система отопления работает следующим образом: центробежный вентилятор засасывает воздух из салона через заборник и гонит его в ящик ПТР, откуда нагретый воздух поступает в электрическую печь салона, где дополнительно подогревается и через поперечный канал поступает в канал салона. Через отверстия в канале нагретый воздух поступает в салон. Для уменьшения потерь тепла поперечный канал и электрическая печь оклеены асбестом и мешковиной.

Электрические печи салона (9) представляют собой электронагреватель, помешенный в металлический кожух и оснащенный вентилятором с электроприводом.

Уход и обслуживание

1.Для предупреждения ослабления болтовых соединений до опасных пределов необходимо периодически, не реже двух раз в год осматривать их и обязательно подтягивать.

2.Кузов троллейбуса необходимо регулярно мыть снаружи, плотно закрыв двери, окна и потолочные люки. Грязь и пыль надо смывать струей теплой или холодной воды. В зимнее время не следует мыть кузов на морозе или выезжать на маршрут с мокрым кузовом, так как это может вызвать трещины в окраске.

3.Панели внутренней облицовки из декоративной фанеры при ежедневной уборке салона следует протирать сухой мягкой тряпкой, слоистый пластик обшивки промыть водой или мыльным раствором и протереть насухо.

4.Поверхности полированных деталей ежедневно необходимо протирать чистой тряпкой.

5.Стекла после мойки кузова протирают замшей или мягкой сухой тряпкой. Во избежание мелких царапин не рекомендуется протирать сухие грязные стекла сухой тряпкой, а также чистить сухое грязное ветровое стекло щетками стеклоочистителя.

6.Подушки и спинки пассажирских сидений следует протирать влажной чистой тряпкой, а в случае сильного загрязнения мыть теплым мыльным раствором.

7.Смазку трущихся соединений необходимо выполнять согласно карте смазки.

8.При буксировке троллейбуса буксир следует крепить к двум буксирным серьгам.

Механизм открывания дверей

Механизм открывания и закрывания дверей снабжен электромеханическим приводом с дистанционным управлением из кабины водителя.

Установлен механизм в кожухе над дверным проемом, в котором имеются два люка, один - для подхода ко всему механизму, а другой - для регулировки фрикционного механизма. Сбоку на кожухе имеется кнопка звукового сигнала для связи пассажиров с водителем и переключатель аварийного открывания дверей.

Кинематическая схема механизма состоит:

При работе дверей вращающий момент от электродвигателя через редуктор передается на коромысло. Тяги, совершая возвратно-поступательное движение, поворачивают рычаги и оси дверей и обеспечивая открывание и закрывание дверей. Под кожухом расположены так же предохранитель, реле и концевые выключатели. При открывании и закрывании дверей на концевые выключатели воздействуют специальные кронштейны, в результате при полностью открытой или закрытой двери отключается двигатель

Червячный вали промежуточный вал вращаются на конических роликовых подшипниках, ведомый вал вращается на двух шариковых подшипниках.

Вращение с электродвигателя через соединительную муфту передается на червяк и червячную шестерню, вместе с которой вращаете: фрикцион. Фрикцион передает вращение на промежуточный вал иведомую шестерню, вместе с ведомым валом поворачивается коромысло.

Фрикционпредназначен:

•для предотвращения травмирования пассажиров,

•для предотвращения поломок привода в случае перегрузок в момент открывания и закрывания дверей.

У механизма открывания дверей имеются следующие регулировки:

•с помощью фрикционного механизма регулируется усилие открывания и закрывания дверей (16кг);

•с помощью тяг с правой и левой резьбой регулируется плотность закрывания створок;

•с помощью кронштейна и ролика, находящегося на нем устраняете механическое заедание и выдавливание ролика из направляющей

•с помощью нижней опоры (подпятник) осуществляется подъем створок.

Переключатель аварийного открывания дверейработает только тогда, когда переключатель на панели управления установлен в положении "Закрыто"

Неисправности:

•перегорание предохранителя;

•механическое заедание (тяги, редуктор, ролик);

•неисправность концевых выключателей;

•замерзание редуктора или двигателя;

•проседание створок, попадание посторонних предметов на подножки;

•порыв муфты;

•ослабление крепления узлов механизма.

Передний мост

Назначение и устройство переднего моста.

Передний (ведомый) мост:

•воспринимает приходящуюся на него массу кузова,

•обеспечивает изменение направления движения троллейбуса поворотом колес.

Устройство переднего моста

На балке моста - площадки для установки пневмоэлементов и рессор, а в середине кронштейн двуплечего рычага. Балка несущая, имеет двутавровое сечение. Кулаки имеют конические отверстии под шкворень. Шкворень плотно сидит в конусе кулака, а поворотные кулаки свободно вращаются во втулках вокруг шкворня, это обеспечивает поворот колес. Легкость обеспечивается упорным шариковым подшипником.

Регулировочные шайбы дают возможность регулировать зазор между кулаком и вилкой поворотной цапфы.

Ступица посажена на ось поворотной цапфы при помощи 2-х роликовых подшипников. Подшипники крепятся и регулируются гайкой, контргайкой, замковой шайбой. Для сохранения смазки и предотвращения ее вытекания из ступицы, с лобовой стороны она закрыта крынкой с прокладкой, а с внутренней стороны - сальником.

К ступице крепится тормозной барабан и с помощью прижимов -бездисковое колесо.

К суппорту крепится тормозной цилиндр, шарнирно - тормозные колодки, в суппорте - отверстие под ось разжимного кулака.

Тяги рулевой трапеции шарнирно связаны с рычагами, закрепленными в конусных отверстиях в нижней части поворотных цапф.

На правом переднем колесе установлен датчик спидометра, который закреплен на суппорте и изолирован от корпуса текстолитом.

1-балка моста,6-упорный подшипник, 10-сальник, 2.-шкворень, 7-регулировочные шайбы, 11-тормозной барабан, 3-поворотная цапфа, 12-прижим колеса, 4-Суппорт, 8-ступица, 13-бездисковое колесо, 5- втулки, 9-крышка, 14-тормозной цилиндр.

1-балка моста, 4-левая тяга, 2 - peccopa, 5-правая тяга, 3-двуплечий рычаг-маятник


Схема переднего моста (рулевая трапеция):

1. колесо,

2. поворотная цапфа (ось),

3. шкворень

4. кулак балки моста

5. балка моста

6. двуплечий рычаг (маятник),

7. левая тяга рулевой трапеции

1. правая тяга рулевой трапеции,

9. поворотные рычаги

Балка кованая стальная заканчивается кулаками. Кулаки через шкворни крепятся к поворотным цапфам. Отросток поворотной цапфы служит осью колеса.

Рулевая трапецияобразуется осью, поворотными рычагами, правой и левой тягами. Тяги состоят из труб с наконечниками.

Длина тяги может меняться, тем самым устанавливается угол схождения колес.Этот угол должен быть таким, чтобы при скорости движения троллейбуса свыше 40 км/ч плоскости управляемых колес были параллельны. Правильно установленный угол схождения колес снижает износ шин, сопротивление движению и усилие для поворота колес.

Необходимому углу схождения колес соответствует разность расстояний между передними и задними торцами тормозных барабанов, т.е. a- b = 4-6 мм.

Угол развала колесзадается конструкцией балки моста и составляет 1°20'.

Шкворень расположен под углом к вертикали, что обеспечивает стабилизацию колес, то есть стремление их вернуться в положение, обеспечивающее прямолинейное движение. Угол поперечного наклона шкворня составляет 8o, продольного -1°30'

Наши рекомендации