Колесный (бортовой) редуктор.
Представляет собой планетарный механизм. Он расположен в ступице ведущих колес. Состоит из: солнечной шестерни, 3 сателлитов и планетарной шестерни. Колесный (бортовой) редуктор служит для передачи вращательных усилий с полуоси на ведущее колесо. При этом происходит уменьшение числа оборотов и увеличение тяговых усилий. Колесный (бортовой) редуктор состоит из подвижных и неподвижных частей.
Неподвижные части редуктора:
· Рукав балки
· Соединительная муфта
· Коронная шестерня
· Планетарная шестерня
Подвижные части редуктора:
· Полуоси
· Солнечная шестерня
· Сателлиты
· Водило
· Ступица
· Крышка редуктора
· Колесо
Работа бортового (колесного) редуктора.
Крутящий момент от ТЭД через карданный вал передается валу ведущей шестерни центрального редуктора. Ведущая шестерня входит в зацепление с ведомой шестерней. Крутящий момент через дифференциал и полуось передает солнечной шестерне и далее на сателлиты водила, которые находятся в зацеплении с планетарной шестерней. Сателлиты вращаются на осях водила, а водило жестко закреплено со ступицей. На ступице расположено колесо, которое вращается вместе с ней.
Механические тормоза.
Назначение тормозной системы ТБ – принудительное снижение скорости движения до полной остановки или определенной скорости. Тормозная система ТБ состоит из тормозных механизмов и их привода. Функции механических тормозов: нормальное служебное и экстренное торможение; длительная стоянка на уклоне.
Ножной пневматический тормоз.
Имеет две самостоятельные системы. Первая действует на передние колеса, вторая на задние колеса. На ТБ используется механический тормоз барабанного типа с внутренними разжимными колодками.
Передние колеса.
Торможение колес управляемого моста осуществляется от тормозных цилиндров, которые расположены на суппорте под осью моста. Ход штока тормозных цилиндров – 30 мм.
Тормозные механизмы состоят:
· Суппорт (держатель колодок) крепится к площадке цапфы болтами. К суппорту крепятся 2 колодки (верхняя и нижняя). В суппорте имеется кронштейн для крепления вала разжимного кулака.
· Тормозной барабан. Отлит из серого чугуна. Крепится к венчику ступицы.
· Стальные тормозные колодки. Одним концом крепятся к тормозному суппорту, а на другом конце имеются роликовые упоры, которые упираются в разжимной кулак.
· Тормозные накладки. Прикреплены к колодкам алюминиевыми заклепками. Материал: асбесто текстолит с металлической стружкой. Ширина накладки 140 мм. Зазор между накладкой и тормозным барабаном 0,1-0,6 мм. Тормозные накладки должны иметь касание с тормозным барабаном не менее 50% площади прижимания. Есть 3 допуска толщины тормозных накладок:
o 18,75 ± мм
o 20 ± мм
o 21,25 ± мм, при этом для одной колодки по возможности следует применять накладки с одним допуском на толщину.
· Стяжная пружина. Колодки стянуты пружиной в нормальном положении. Пружина возвращает колодки в исходное положение после прекращения торможения.
· Вал разжимного кулака. Вращается в бронзовых втулках, расположен в кронштейне суппорта.
· Разжимной кулак. Выполнен за одно с валом. Кулак служит для разжимания тормозных колодок. Кулачковое разжимное устройство обеспечивает равенство перемещения колодок.
· Пустотелый тормозной рычаг установлен на другом конце вала. Внутри корпуса установлена червячная пара. Червячный винт (червяк) находится в зацеплении с червячной шестерней. Червячная шестерня крепится на валу разжимного кулака с помощью двух шпонок. Червячный винт запрессован на оси. Ось червяка выведена наружу из рычага и имеет плоскость под 14 ключ. Нижняя часть рычага с помощью пальца и вилки соединяется со штоком тормозного цилиндра.
Работа.
При нажатии на тормозную педаль сжатый воздух из тормозных резервуаров через тормозной кран поступает в тормозные цилиндры. Шток тормозного цилиндра через тормозной рычаг поворачивает вал разжимного кулака и разжимной кулак. Вал разжимного кулака через ролики раздвигает тормозные колодки с накладками. Накладки прижимаются к тормозному барабану, осуществляется торможение. При отпускании тормозной педали сжатый воздух из тормозных цилиндров через тормозной кран выходит наружу. Шток под действием пружины тормозного цилиндра возвращается в первоначальное положение, поворачивая назад разжимной кулак. Тормозные колодки с накладками возвращаются в исходное положение под действием стяжной пружины.
Регулировка тормозов.
Тормозной рычаг является так же и регулировочным механизмом. В процессе эксплуатации тормозные накладки изнашиваются, и увеличивается зазор между ними и тормозным барабаном. Для регулировки зазора:
1. Вывешивается мост
2. Вращаем колесо
3. Вращаем ключом на 14 червяк по часовой стрелке до тех пор, пока тормозные накладки не начнут прихватывать тормозной барабан
4. После этого вращают червяк в обратном направлении на 2-3 щелчка фиксатора шарика трещотки. Зазор должен быть 0,1-0,6 мм
5. Отрегулировав тормоза, проверяют одновременность торможения обоих колес