Регулирование режима реактивной мощности
Выбор величины потребляемой и генерируемой реактивной мощности, а соответственно, и коэффициента мощности синхронной машины в электроэнергетической системе производится, как правило, исходя из требуемого режима напряжения или реактивной мощности на электростанции или в узле нагрузки. Вместе с тем значение коэффициента мощности является весьма важным с точки зрения обеспечения устойчивости синхронной машины. Рассмотрим условия потребления (аналогично и передачи) одной и той же активной мощности Р при различных cos синхронной машины, включенной по схеме, изображенной на рис. 8.45, а. Построим векторную диаграмму (рис. 8.45, в) для трех режимов: режим потребления реактивной мощности ( ); режим потребления только активной мощности ( ); режим выдачи реактивной мощности ( ). Из диаграммы видно, что значение ЭДС Е уменьшается при увеличении cos в режиме потребления реактивной мощности. Это приводит к понижению амплитуды характеристики мощности и ухудшению
Рис. 8.45. Влияние коэффициента мощности синхронной машины на режим ЭДС
> , Рис. 8.46. Изменение характеристик мощности
в зависимости от режима реактивной мощности
условий устойчивости. При увеличении потребления реактивной мощности значение ЭДС Е продолжает уменьшаться и при определенной ее величине достигается предел передаваемой мощности по условиям устойчивости (рис. 8.46). Поэтому практически осуществимые режимы потребления реактивной мощности ограничиваются максимально допустимой величиной по условиям статической или динамической устойчивости. Следовательно, для повышения устойчивости синхронных машин следует создавать режимы с максимально возможной величиной генерации реактивной мощности.
55. Использование переключающих пунктов на линиях электропередачи для повышения устойчивости.
Из многообразия схем электропередач можно выделить две наиболее типовые схемы: блочную (рисунок «а») или связанную (рисунок «б»). В блочной схеме электропередача построена по принципу блоков: генератор-трансформатор-линия. Число блоков равно числу цепей линий электропередачи. При данной схеме возмущение на одном из блоков (например, КЗ на шинах генератора) не будет существенно сказываться на работе других блоков и, следовательно, вопроса о сохранении устойчивости, как правило, на них не возникает. Недостатком блочной схемы является проблема обеспечения динамической устойчивости блока и возможность потери части генераторной мощности при любом устойчивом повреждении в одном из элементов системы электропередачи. При связанной схеме повреждение на каком-либо элементе сопровождается отключением только одной из параллельных цепей линии, а по остальным цепям линии может передаваться вся мощность от электростанции. Для повышения пропускной способности связанных электропередач применяются переключательные пункты (рисунок «в»).
При такой схеме в случае КЗ на линии отключается не вся цепь, а лишь поврежденный участок. Это уменьшает сопротивление электропередачи и увеличивает предельную передаваемую мощность в последовательном режиме. Вместе с тем схема электропередачи с переключательными пунктами (ПП) требует большого количества выключателей, что приводит к значительному увеличению стоимости электропередачи. Тем не менее именно эта схема наиболее часто применяется в дальних электропередачах энергообъединений, так как она позволяет иметь промежуточные подстанции, связанные с местными энергосистемами, которые или потребляют мощность от электропередачи, или выдают в неё часть избыточной мощности. Только для повышения устойчивости переключательные пункты на линиях, как правило, не сооружаются.