Математические модели и схемы замещения синхронной машины
Трехфазная симметричная модель синхронной машины.Рассмотрим двухполюсную синхронную машину, состоящую из неподвижной части - статора, на которой расположены три фазные обмотки, и вращающейся части - ротора, с расположенной на ней обмоткой возбуждения. Ротор такой модели машины имеет две оси симметрии. Ось, совпадающую с осью полюсов, принято называть продольной осью ротора, а ось к ней перпендикулярную - поперечной его осью. Примем, что продольная ось опережает по направлению вращения поперечную.
Обмотки статора расположены симметрично как относительно друг друга, так и относительно осей вращения. Тогда магнитные оси трех фаз статора сдвинуты друг относительно друга на 120 электрических градусов. Если пренебречь потерями в стали и не учитывать насыщения во всех частях машины, то мгновенное значение напряжения на выводах любой из ее обмоток можно записать в виде
где r - активное сопротивление обмотки;
i - ток; - результирующее потокосцепление обмотки;
- ЭДС индуктируемая в обмотке.
Таким образом, для каждой обмотки приложенное к ней внешнее напряжение, за вычетом активного падения в обмотке, уравновешивается обратной ЭДС. Поскольку рассматриваемые четыре электрические цепи машины (три статорные обмотки и обмотка возбуждения) являются индуктивно связанными, то результирующее потокосцепление любой обмотки зависит от собственной индуктивности обмотки, взаимных индуктивностей между нею и другими обмотками и токов, протекающих в обмотках:
В общем случае ротор машины, кроме обмотки возбуждения, имеет еще и демпферную обмотку. Обычно демпферная обмотка представляет собой короткозамкнутую клетку, состоящую из металлических стержней, уложенных в специальные пазы в полюсных наконечниках и соединенных между собой по торцам полюсов. В неявнополюсной машине с массивным ротором специальной демпферной обмотки может и не быть. Роль такой обмотки выполняет тогда массив ротора.
В магнитном поле по продольной оси машины короткозамкнутые стержни образуют несколько контуров с токами. Эти контуры, работающие параллельно, можно заменить одним эквивалентным продольным демпферным контуром с током iD и параметрами: активным r и индуктивным xD сопротивлениями демпферной обмотки по продольной оси.
Наличие демпферной обмотки усложняет анализ переходных процессов в синхронной машине, поскольку систему дифференциальных уравнений машины необходимо дополнить уравнениями для демпферных контуров по продольной и поперечной осям.
По этому уравнению построена схема замещения для определения продольного переходного индуктивного сопротивления.
Переходное индуктивное сопротивление по продольной оси можно измерить в режимах машины, аналогичных для определения синхронного индуктивного сопротивления по этой же оси. Отличие состоит лишь в том, что токи в обмотку статора подаются мгновенно, и в этот же момент производится измерение величины напряжения на выводах статора машины. Скачкообразное изменение тока в обмотке статора обусловливает мгновенное возникновение магнитного поля, стремящегося создать поток через полюса машины. Такой поток был бы сцеплен с обмоткой возбуждения. Но, согласно теореме о постоянстве потокосцепления, в момент подачи тока в статор потокосцепление обмотки возбуждения должно остаться равным нулю. Поэтому в начальный момент может возникнуть только поток рассеяния, не сцепленный с обмоткой возбуждения, а проходящий через обладающие большим магнитным сопротивлением пути рассеяния, преимущественно в воздухе. Возникновению потока через полюса противодействует возникающий в обмотке возбуждения ток ( ), стремящийся поддержать потокосцепление обмотки неизменным, т. е. равным нулю. В этих условиях даже значительное изменение тока ( ) приводит к малому изменению потокосцепления ( ) по продольной оси, определяемого только величиной изменения тока в статоре. Поэтому очевидно, что отношение и в рассматриваемых условиях определяет индуктивное сопротивление, называемое переходным:
При отсутствии демпферной обмотки на роторе магнитные потоки в поперечной оси машины связаны только с обмоткой статора и зависят только от поперечной составляющей тока статора.
Если не учитывать магнитные потоки рассеяния, то в продольной оси нагруженной машины существуют два магнитных потока, пронизывающих обмотку статора и ротора: полезный поток создаваемый током возбуждения, величина которого пропорциональна ЭДС синхронной машины; продольный магнитный поток реакции статора вызываемый продольной составляющей тока статора . Как известно, кроме магнитных потоков и существуют еще магнитные потоки рассеяния статора и ротора, сцепленные только со своими обмотками. Поскольку они не оказывают влияния на качественный анализ процессов в синхронной машине, то в дальнейшем мы их рассматривать не будем. Таким образом, результирующий магнитный поток сцепленный с обмоткой возбуждения, равен
Такое упрощенное представление синхронной машины в расчетах динамической устойчивости тем более правомерно при оснащении синхронных машин автоматическими регуляторами возбуждения, которые в переходных режимах увеличивают напряжение возбуждения. Тем самым предотвращается снижение тока в обмотке ротора, что способствует стабилизации на более длительном интервале времени.
5 ФИЗИЧЕСКИЙ СМЫСЛ УГЛА δ
С электрической точки зрения угол δ- это угловой сдвиг во времени синусоид напряжения на шинах бесконечной мощности и ЭДС генератора. Эта же величина имеет вполне определенный механический смысл, что позволяет связать в единых уравнениях как электрические, так и механические величины, характеризующие электромеханические переходные процессы. Известно, что ток возбуждения генератора создает магнитный поток, основная часть которого пронизывает воздушный зазор, пересекает обмотку статора машины и при вращении ротора наводит в ней ЭДС Еq , (рис. 2.4). Векторы Фd и Еq можно считать жестко связанными с ротором и вращающимися со скоростью ω. При этом вектор Еq отстает от Фd на 90°. На угол δ вектор Еq опережает вектор напряжения шин системы U.
Проведем в роторе условную пространственную ось, параллельную вектору U, и будем считать, что она вращается с постоянной синхронной скоростью ω 0, так же как и вектор U. Угол, который составляет эта ось с поперечной осью полюсов ротора или вектора Еq в пространстве, равен углу δ. Предположим, что генератор снижает свою активную мощность до нуля (Р = 0, Ia = 0 ). В таком режиме вектор ЭДС будет совпадать по фазе с вектором U на шинах системы (рис. 2.5).
Поскольку ось полюсов вращается с такой же скоростью, как и вектор ЭДС, то при повороте вектора Еq на некоторый угол она повернется на такой же угол. Таким образом, при работе генератора на холостом ходу поперечная ось полюсов совпадет с проведенной нами выше синхронно вращающейся осью. Следовательно, с механической точки зрения угол δ представляет собой угол в пространстве между поперечной осью полюсов
ротора при данной активной мощности и синхронно вращающейся в пространстве осью, с которой поперечная ось полюсов совпадала при нулевой активной мощности генератора. Поскольку синхронно вращающаяся в пространстве ось совпадает с вектором U, то с механической точки зрения угол δ характеризует положение ротора относительно оси, совпадающей с вектором U системы и вращающейся в пространстве со скоростью ω 0. С математической точки зрения угол δ в произвольный момент Т
где δ0 - начальное значение угла.
Рис. 2.4. Схема взаимного расположения
векторов напряжения, и ЭДС в простейшей системе
Eгол δ отражает связь между механическим состоянием агрегата, состоящего из первичного двигателя и генератора и его электрическим состоянием. Следовательно, угол δ может рассматриваться как один из наиболее важных и информативных параметров режима системы.
Рис. 2.5. Векторная диаграмма режима системы при P=0 генератора