Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем

Математические модели асинхронного двигателя

Наиболее точным математическим описанием асинхронного двигате­ля являются уравнения Парка - Горева, записанные аналогично синхрон­ной машине с учетом следующих отличий: отсутствие обмотки возбужде­ния, магнитной и электрической симметрии ротора. Это позволяет несколь­ко упростить уравнения и выбрать наиболее удобную систему координат. Поскольку ротор и статор асинхронного двигателя симметричны, то его дифференциальные уравнения переходных процессов, записанные в сис­теме координат как жестко связанных с ротором, так и вращающихся с постоянной скоростью, не будут содержать переменных коэффициен­тов.

При расчетах электромеханических переходных процессов в асинхрон­ных двигателях часто пренебрегают электромагнитными переходными про­цессами в его обмотках, т. е. полагают в уравнениях производными, равными нулю Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru . В этом случае уравнения имеют вид

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

где Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru , Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru , Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru , Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru - потокосцепление обмоток по осям d и q статора и ротора соответственно;

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru , Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru , Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru , Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru - токи в обмотках статора и ротора; Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru - активные сопротивления статора и ротора.

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

В переходных и установив­шихся режимах асинхронный двигатель может быть представлен схе­мой замещения, показанной на рис. 1.23, а. Это известная и широко используемая в расчетах Т-образная схема замещения. При выполне­нии приближенных расчетов сопротивление х которое много больше + jxv выносят на зажимы обмотки статора. Активным сопротивлени­ем r, в расчетах устойчивости обычно пренебрегают, сопротивления рассеяния объединяют в сопротивление х, = х + х2. Таким образом по­лучаем Г-образную схему замещения, приведенную на рис. 1.23, б.

Cледует отметить, что полученные выше уравнения определяют пара­метры при условии, что активные и реактивные сопротивления асинхрон­ного двигателя не зависят от скольжения.

Влияние параметров схемы на характеристики мощности.

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

Характеристики мощности генераторов с АРВ.

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

Действительный предел мощности.

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

Векторные диаграммы и характеристики мощности синхронных машин.

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

Упрощенное представление генераторов в расчетах статической устойчивости.

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

14. Векторные диаграммы явнополюсного синхронного генератора.

Напряжение на выходе синхронного генератора с явновыраженными полюсами

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru , (15.6)

отражение на рис. 15.2, а. Через падение напряжений напряжения на выходе этого генератора

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru . (15.7)

Векторная диаграмма, соответствующая (15.7), приведена на рис. 15.2, б. Нагрузка на генератор активно-индуктивная.

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

Рис. 15.2. Векторные диаграммы синхронного генератора при работе на активно-индуктивной нагрузке, выраженные через: а – векторы эдс; б – векторы падений напряжений

Выражения (15.6) и (15.7) представляют собой уравнения напряжений явнополюсного синхронного генератора.

Упрощенные векторные диаграммы синхронного генератора.

Лавина частоты

Статическая частотная характеристика энергосистемы с учетом АРС генераторов может быть представленна в виде:

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

41 лавина частоты (продолжение)

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru .

При больших дефецитах мощности Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru вызывающих глу-

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Важнейшими элементами электроэнергетической системы с точки зре­ния устойчивости являются синхронные генераторы и двигатели. При от­сутствии АРВ или использовании регуляторов с зоной нечувствительнос­ти на статическую устойчивость системы существенное влияние оказыва­ет величина синхронного сопротивления xd на динамическую - переход­ное сопротивление х'd синхронных машин.

Это прежде всего относится к синхронным двигателям, имеющим именно такие виды регулирования возбуждения.

Генераторы современных электрических систем оснащены, как пра­вило, АРВ, не имеющими зоны нечувствительности, поэтому на статичес­кую и динамическую устойчивость оказывает влияние лишь переходное индуктивное сопротивление х'd гак как реакция якоря не успевает заметно проявиться в начале переходного процесса.

Синхронное сопротивление электрических машин имеет преоблада­ющее значение в суммарном сопротивлении системы электроснабжения. На рис. 8.1 показано соотношение между индуктивными сопротивления­ми отдельных элементов типовой системы электроснабжения с синхрон­ными двигателями. Поэтому при отсутствии АРВ на синхронных двигате­лях значение их индуктивных сопротивлений оказывает существенное вли­яние на статическую устойчивость системы.

У турбогенераторов синхронное сопротивление в относительных едини­цах, если за базисные величины принять номинальные значения напряжения и мощности, обычно составляют 1.0-1,4, у гидрогенераторов оно увеличива­ется и достигает 1.8-2,0, а у синхронных двигателей - 1,5-3 и больше.

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

Для рассматриваемой системы электроснабжения (см. рис. 8.1) влия­ние уменьшения сопротивления электрических машин на статическую устойчивость очевидно из выражения предельной передаваемой мощности

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

На рис. 8.2 показан характер изменения Рпр при изменении xd и отсут­ствии автоматических регуляторов на машинах. Как видно, чем меньше сопротивление синхронных машин, тем лучше условия статической ус­тойчивости системы электроснабжения. Синхронное сопротивление элек­трической машины, определяемое двумя составляющими xds + xad мож­но уменьшить в основном за счет реактивного сопротивления реакции якоря xad. Практически это можно сделать путем увеличения воздушного зазора в машине. Однако при увеличении воздушного зазора приходится увели­чивать ток и количество витков обмотки возбуждения. Это приводит к уве­личению размеров и удорожанию синхронной машины.

При наличии АРВ ПД предельная передаваемая мощность Рпр по ус­ловиям статической устойчивости, как известно, будет определяться пере­ходной ЭДС E'd и переходным сопротивлением х'd Однако при этом харак­тер зависимости Рпр = f(х'd ) будет аналогичен рис. 8.2, но несколько более пологий, так как значение х'd в общем сопротивлении системы значительно меньше, чем хd

Переходное индуктивное сопротивление синхронных машин невели­ко, и для генераторов оно не превышает обычно 0,2-0,3, для двигателей 0,2-0,5. Поскольку переходное индуктивное сопротивление является фак­тически сопротивлением рассеяния, то его уменьшение связано с больши­ми трудностями. Так, например, если хd в два раза увеличива­ет стоимость машины на 30 %, то такое же уменьшение переходного ин­дуктивного сопротивления приводит к удорожанию более чем на 50 %.

Влияние уменьшения переходного сопротивления на динамическую устойчивость сводится к повышению амплитуды мощности в переходном режиме. Однако, как уже отмечалось, значение х'd в общем сопротивлении системы (рис. 8.1, б) значительно меньше, чем хd. Поэтому, как видно из рис. 8.3, уменьшение переходного сопротивления на 30 % не оказывает существенного влияния на динамическую устойчивость. Причем эффек­тивность снижения ^зависит от скорости отключения КЗ - чем быстрее отключается КЗ, тем меньший эффект дает уменьшение х'd (рис. 8.3).

Индуктивное сопротивление рассеяния асинхронного двигателя явля­ется одним из важнейших параметров, определяющих степень его устой­чивости. Напомним, что его значение оказывает влияние на величину мак­симальной мощности и критического скольжения асинхронного двигателя

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

Для повышения устойчивости асинхронных двигателей желательно иметь как можно большие значения Рм и sкр. Этого можно добиться, уменьшая хs. Однако снижение сопротивления рассеяния асинхронного двигателя связано с техническими трудностями как и при снижении х'd синхрон­ных машин, что приводит к удорожанию асинхронного двигателя.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Как известно, постоянная инерции TJ не оказывает влияния на пре­дельное значение угла отключения КЗ для синхронной машины и скольжения для асинхронного двигателя. Однако от величины постоянной механической инерции зависит скорость изменения угла и скольжения элект­рических машин. Чем больше постоянная инерции машины, тем медлен­нее изменяется ее угол и скольжение в переходном процессе, а следова­тельно, будет больше и предельное время отключения КЗ.

Влияние постоянной механической инерции на время отключения можно оценить, если рассмотреть режимы электрических машин при трех­фазных коротких замыканиях на их шинах. В данном случае, как известно, предельное время отключения короткого замыкания для синхронной ма­шины определяется уравнением (3.14, а), а для асинхронного двигателя - уравнением (4.27).

Как следует из данных уравнений, увеличение постоянной инерции увеличивает tпр, в течение которого достигается предельный угол δпр или предельное скольжение sпр. При этом для повышения в п раз предельного времени отключения в рассматриваемом режиме постоянную инерции син­хронной машины необходимо увеличить в п2 раз, а асинхронного двигате­ля -в п раз.

Как видно из рис. 8.4, 8.5, увеличение постоянной инерции неявнопо­люсной синхронной машины вдвое по сравнению с ее обычным значени­ем повышает стоимость машины на 20 % и увеличивает предельное время отключения на 45 %.

При изменении постоянной механической инерции машины обычно изменяются и другие параметры электрических машин. Поэтому прак­тически для повышения постоянной инерции электрических агрегатов

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru

Рис. 8.5. Зависимость предельного времени отключения трехфазного короткого замыкания от величины постоянной инерции синхронной машины

необходимо рекомендовать установку на вал машины или приводного механизма специальных устройств - маховиков.

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем

Проблемы устойчивости возникли впервые в механике при изучении равновесных положений системы. По мере развития науки и техники в середине XIX столетия появились задачи обеспечения устойчивости не только равновесия, но и движения. Так, например, центробежные регуля­торы, установленные на паровых машинах небольшой мощности, устой­чиво сохраняли заданные обороты двигателя. С увеличением мощности машин регуляторы, построенные по тем же схемам, не только не обеспе­чивали надежного регулирования, но даже разгоняли двигатели, создавая неустойчивый режим работы.

В конце XIX века начался процесс исторического становления комп­лексной энергетики. Появившиеся в эти годы электрические станции ста­новятся фабриками нового товара - электроэнергии, который находит ши­рокий спрос в быту и промышленности. На первых электростанциях вна­чале все генераторы работали изолированно друг от друга, т. е. каждый генератор питал через отдельную линию свою группу потребителей. Од­нако необходимость отключения потребителей электроэнергии при ремонте питающего их генератора, трудности с выделением потребителей на опре­деленную линию привели к потребности объединения генераторов на па­раллельную работу. Так возникла проблема обеспечения устойчивости па­раллельной работы синхронных машин, первоначально связанная с нерав­номерностью хода первичных двигателей, вращающих генераторы. Таким образом, впервые стала рассматриваться устойчивость во взаимосвязи элек­трической и механической части или в более широком смысле - электро­механические переходные процессы.

Дальнейшее развитие энергетики вызвало потребность передавать элек­троэнергию на значительные расстояния и объединять работу нескольких электростанций на общую сеть. При передаче энергии на значительные расстояния и при объеди­нении электростанций на первых порах величина нагрузки линий элек­тропередачи ограничивалась нагревом проводов и потерей напряже­ния. Однако затем на основе эксплуатационных наблюдений и теоре­тических исследований было выявлено, что существует предельное значение мощности, передаваемой по линии, прямо пропорциональ­ное квадрату напряжения и обратно пропорциональное реактивному сопротивлению рассматриваемой системы электропередачи. Если на­грузка линии превзойдет это значение или напряжение на линии пони­зится, то электростанции, работающие в таком предельном режиме, выпадают из синхронизма. Это означает, что достигнут предел устой­чивой работы энергосистемы. При нарушении устойчивости наблюда­ются большие периодические изменения тока, напряжения, мощности (так называемые «качания»), при которых длительная работа станций и приемников энергии становится невозможной.

Изучение электромеханических переходных процессов позволило в 1930-х годах предложить ряд мероприятий по повышению устойчивости энергосистем Советского Союза. Именно в эти годы проводятся первые эксперименты по автоматическому повторному включению (АПВ) линий электропередачи после их отключения из-за перекрытия изоляции. При кратковременном отключении электрическая дуга гаснет в 70-80 % всех повреждений и не возникает вновь после обратного включения. Широко стала применяться автоматическая частотная разгрузка (АЧР) энергосис­тем, т. е. автоматическое отключение части приемников энергии при от­ключении источников питания или иных аварийных состояниях системы, сопровождающихся снижением частоты. Наиболее существенно были улуч­шены условия сохранения устойчивости энергосистем за счет использова­ния автоматических регуляторов возбуждения (АРВ) синхронных машин.

В современных условиях объединенных энергосистем проблема со­хранения устойчивости становится еще более актуальной. Объясняется это, прежде всего, все возрастающими катастрофическими последствиями си­стемных аварий с нарушением устойчивости. Так на северо-востоке США в результате аварии 1965 года были отключены потребители мощностью 20 ООО МВт, а время восстановления электроснабжения составило 13 ч. В результате аварии в США 2003 года общая потеря нагрузки состави­ла 61 800 МВт, отключилась 21 электростанция, включая 10 атомных. Без электроснабжения осталось 50 млн человек, проживающих на террито­рии 24 тыс. км2.

Таким образом, по мере развития энергосистем вопросам обеспече­ния их устойчивой работы как при проектировании, так и при эксплуата­ции необходимо уделять должное внимание. Недостаточные или недосто­верные исследования устойчивости энергосистем, несовершенство средств противоаварийного управления являются наиболее существенными при­чинами появления крупных системных аварий.

2. Основные понятия и определения

Под электроэнергетической (электрической) системой понимают электрическую часть энергосистемы и питающиеся от нее приемники элек­трической энергии, объединенные общностью процесса производства, пе­редачи, распределения и потребления электроэнергии.

Электроэнергетическая система состоит из элементов, которые мож­но представить двумя группами:

- силовые элементы - вырабатывающие (например, генераторы, син­хронные компенсаторы), преобразующие (трансформаторы, выпрямители), передающие и распределяющие (кабельные и воздушные линии электро­передачи) и потребляющие (двигатели, осветительные установки, печи) электрическую энергию;

- элементы управления — регулирующие и изменяющие состоя­ния системы (автоматические регуляторы, коммутационные аппара­ты, реле и т. п.).

Состояние системы, характеризующееся совокупностью условий и величин в какой-либо момент времени или на интервале времени, назы­вается режимом системы. Режим характеризуется количественными показателями, которые называются параметрами режима. К ним отно­сятся значения мощности, напряжения, частоты, тока, ЭДС и т. д. Пара­метры режима связаны между собой зависимостями, в которые входят параметры системы.

Параметры системы - это показатели, количественно определяющи­еся физическими свойствами элементов системы, схемой их соединения, а также расчетными данными. К параметрам системы относятся сопротив­ления и проводимости элементов, коэффициенты трансформации, посто­янные времени и т. д.

В качестве примера приведем известные выражения:

Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru где Р, U, Q, Краткая история возникновения и развития проблемы устойчивости электроэнергетических систем - student2.ru - параметры режима; R,X- параметры системы.

Режим энергосистемы может быть установившимся или переходным, нормальным или аварийным. Причины, вызывающие изменение парамет­ров режима, называются возмущающими воздействиями.

Различают следующие основные виды режимов электрических систем:

- нормальный установившийся режим, при котором обеспечивается снабжение всех потребителей электроэнергией надлежащего качества, а параметры режима могут приниматься неизменными;

- нормальный переходный режим, во время которого энергосистема переходит от одного нормального рабочего состояния к другому;

- аварийный переходный режим обусловлен возникновением ава­рийных ситуаций, при которых скорости изменения параметров на­столько значительны, что они должны учитываться при эксплуатации энергосистем;

- аварийный установившийся режим, при котором не обеспечивает­ся снабжение электроэнергией всех потребителей или (и) параметры ре­жима не находятся в установленных допустимых пределах. В таких режи­мах требуется устранение аварийных условий;

- длительный переходный режим обусловлен возмущениями; при нем вступает в действие автоматика турбин, котлов электростанций, противоаварийная автоматика энергосистем, предпринимаются меры диспет­чером по предотвращению развития аварии;

- восстановительный режим, при котором обеспечивается возврат системы к нормальному функционированию.

При переходе от одного режима к другому изменяется не только элек­тромагнитное состояние системы, но изменяются и механические харак­теристики ее элементов (турбин, приводных механизмов). Это означает, что переходный процесс характеризуется совокупностью электромагнит­ных и механических изменений в системе, которые взаимно связаны и пред­ставляют собой единое целое. Поэтому изучение устойчивости базируется на рассмотрении электромеханических переходных процессов, происхо­дящих в электроэнергетической системе.

Применительно к малым возмущениям введено понятие ста­тической устойчивости. Статическая устойчивость — это способность электроэнергетичес­кой системы самостоятельно восстанавливать исходный установившийся режим после малых возмущений или режим, весьма близкий к исходному, если возмущение не снято.

Исходя из определения статической устойчивости системы, можно заключить, что существует такой режим, при котором очень малое увели­чение нагрузки вызывает нарушение его устойчивости. Такой режим на­зывают предельным, а нагрузки системы — максимальными или предель­ными нагрузками по условиям статической устойчивости.

Ограничение нагрузок может быть вызвано и другими факторами, на­пример уровнями напряжения в узлах, нагревом генераторов, трансфор­маторов или линий электропередачи.

Пропускной способностью элемента электроэнергетической системы называют наибольшую мощность, которую можно передать через этот эле­мент с учетом всех ограничивающих факторов (устойчивости, нагрева, напряжения в узлах и т. п.). Иногда пропускную способность определяют только по одному фактору и говорят, например, о пропускной способнос­ти по статической устойчивости.

Аварийные режимы в электроэнергетической системе возникают так­же и при больших возмущениях, например, при КЗ на электрооборудова­нии с последующим отключением линий, трансформаторов, генераторов. При этом возникают значительные и резкие отклонения параметров режи­ма от их исходного состояния. По отношению к большим возмущениям введено понятие динамической устойчивости.

Динамическая устойчивость - это способность электроэнергетичес­кой системы восстанавливать после большого возмущения исходное со­стояние или практически близкое к нему.

Если после возмущения синхронная работа генераторов или двигате­лей системы нарушается, а затем, по прошествию определенного, допус­тимого по условиям эксплуатации времени восстанавливается, то такую систему принято считать обладающей результирующей устойчивостью.

При исследовании устойчивости широко используются статические и динамические характеристики элементов системы. Под статическими ха­рактеристиками понимают аналитические или графические зависимости параметров режима, определенные при медленных их изменениях, когда каж­дый режим можно считать установившимся. Примером могут служить зави­симости активной Р или реактивной О мощности нагрузки от напряжения U и частоты f.

P = F1(U,f); Q = F2(U,f).

Динамические характеристики - это зависимости параметров режи­ма системы, определенные при быстрых изменениях режима с учетом вре­мени и скорости его изменения.

Наши рекомендации