Конструкция и регулировка реле
Конструкция реле поясняется рис. 75-78. Катушки реле включают в силовую цепь электровоза последовательно с якорями двигателей. Ток уставки реле регулируют изменением натяжения пружин, удерживающих якорь в разомкнутом положении, и изменением воздушного зазора под якорем.
Рис. 75. Реле перегрузки РТ-430Б:
1 - панель; 2 - блок - контакты; 3 - изоляционная планка; 4 - стойка; 5 - пружина регулировочная; 6 - якорь; 7 - ярмо; 8 - катушка;
Рис. 76. Реле перегрузки РТ-500:
1 - панель; 2 - катушка; 3 - магнитопровод; 4 - наконечник полюсный; 5 - якорь; 6 - шпилька; 7 - шпилька регулировочная; 8 - пружина; 9 - блокировка;
Рис. 77. Реле перегрузки РТ-406В:
1 - панель; 2 - блокировочные контакты; 3 - изоляционная планка; 4 - указатель; 5 - якорь; 6 - стойка; 7 - пружина регулировочная; 8 - якорь; 9 - катушка;
Рис. 78. Реле перегрузки РТ-502;
1-9 - то же, что и на рис. 76; 10 - шпилька;
Дифференциальное реле Д-4
Реле Д-4 служит для защиты от токов короткого замыкания силовой и вспомогательной цепей электровоза в тяговом режиме.
Блокировочные контакты реле, защищающего силовую цепь, включены в цепь удерживающей катушки быстродействующего выключателя БВП-ЗА; блокировочные контакты реле, защищающие вспомогательную цепь, включены в цепь катушки электромагнитного контактора КВЦ-2А.
Основные технические данные реле:
Ток уставки (небаланса) при одном витке в рамке магнитопровода и номинальном напряжении на катушке с добавочным резистором сопротивлением 300 Ом | 100 А |
Собственное время срабатывания при скорости нарастания тока свыше 105 А/с | 0,0065 с |
Номинальное напряжение включающей катушки блокировочных контактов | 50 В |
Ток блокировочных контактов | 5 А |
Сопротивление катушки при 20°С | 6,7-7,2 Ом |
Наибольшая продолжительность включения низковольтной катушки (без добавочного резистора) | 60с |
Напряжение восстановления реле при подаче его непосредственно на катушку (без добавочного резистора) | 30 В |
Провал блокировочных контактов Рабочий зазор по центру полюса, при открытом якоре | 2-3 мм 30-12 мм |
Масса | 17 кг |
Рис. 80. Дифференциальное реле Д- 4:
1 - кожух; 2 - блок-контакты; 3 - якорь; 4 - катушка; 5 - магнито-провод; 6 - панель; 7 - пружина регулировочная; 8 - планка ограничительная;
Конструкция
Реле Д-4 электромагнитное клапанного типа. Оно состоит из шихтованного магнитопровода 5 (рис. 80), включающей катушки 4, добавочного резистора, якоря 3 и блокировочных контактов 2.
Рис. 81. Схема распределения магнитных потоков в магнитопроводе реле Д-4
В верхней части магнитопровода на выступах боковых кронштейнов, скрепляющих пакеты магнитопровода, установлена изоляционная панель 6. На один из выступающих пакетов надета катушка, на другой установлен якорь 3 с отключающей пружиной 7 и мостиковым контактом. Между кронштейнами закреплен пакет из электротехнической стали, выполняющий роль магнитного шунта.
На изоляционной панели закреплены добавочный резистор, блокировочные контакты и выводные зажимы. Кабели начала и конца цепи, защищаемой дифференциальным реле, пропущены через окно магнитопровода дифференциального реле.
Принцип действия
Катушка является как включающей, так и удерживающей. При включении на катушку подается напряжение 50 В. Добавочный резистор вводится в цепь катушки после включения реле. Направление магнитного потока, создаваемого катушкой, показано на рис. 81 сплошной линией; возникающего от прохождения тока небаланса в силовых кабелях - штриховой. Таким образом, в рабочем зазореауказанные потоки направлены встречно. При отсутствии короткого замыкания в зоне, защищаемой дифференциальным реле, магнитный поток, создаваемый токами, протекающими по силовым кабелям, равен нулю, и под действием магнитного потока катушки якорь находится в притянутом положении, при этом блокировочные контакты замкнуты. При возникновении короткого замыкания в зоне, защищаемой дифференциальным реле, возникает ток небаланса. Магнитный поток от тока небаланса увеличивается и при достижении током небаланса значения, равного току уставки реле, становится таким, что усилие от результирующего потока в зоне рабочего зазора становится меньше усилия выключающей пружины; якорь реле отпадает, блокировочные контакты размыкаются и разрывают цепь питания удерживающей катушки БВП или КВЦ, которые выключаются и разрывают ток короткого замыкания.
Магнитный шунт Шн служит, для того, чтобы при коротком замыкании не произошло обратного включения якоря реле, так как ток короткого замыкания сразу не прекращается. При отпадании якоря еще некоторое время ток короткого замыкания протекает по силовым кабелям и магнитный поток от этого тока стремится снова притянуть якорь. При наличии магнитного шунта поток от тока небаланса в основном будет протекать по нему, так как проводимость этого участка магнитной цепи {АБ) значительно больше, чем проводимость участка магнитной цепи через якорь и воздушный рабочий зазор (АВГИБ).
РЕГУЛИРОВКА РЕЛЕ
Реле Д-4 силовой цепи регулируют на ток небаланса
100 А при одном проводе, заведенном в рамку.
Реле Д-4 вспомогательной цепи регулируют на ток небаланса не более 50А при двух витках провода, заведенных в рамку.
Якорь должен притягиваться при напряжении на катушке (без добавочного резистора) 30В и надежно удерживаться при
40В, когда в цепь катушки включен добавочный резистор. По проводу, заведенному в рамку, пропускают ток, равный току небаланса и направленный, как указано на рис. 81. Поскольку реле поляризованное, при испытаниях и монтаже следует строго придерживаться указанной полярности подсоединения. Якорь должен отпадать при токе небаланса, на который регулируют реле, и напряжении на катушке с включенным добавочным резистором 50В. Реле регулируют затяжкой пружины. Если якорь реле при прохождении тока по проводу не отпадает, нужно изменить полярность катушки реле.
Проверку регулировки реле на электровозе проводят следующим образом. Перед испытанием необходимо убедиться, что размыкание контактов реле вручную вызывает отключение быстродействующего выключателя (БВ). Для испытания необходимо сделать короткое замыкание перед тяговым двигателем V, для чего поставить перемычку от ножа отключателя ОД5-6 (зажим 001) на землю.
Для проверки полярности релепри включенном БВ и заторможенном электровозе установить главную рукоятку контроллера на 1, 2 и 3-ю позиции. Если блокировка реле не размыкается и БВ не отключается, необходимо изменить полярность катушки реле.
Для проверки уставки релепри включенном БВ и заторможенном электровозе установить главную рукоятку контроллера машиниста на 1-ю позицию; если контакты реле не размыкаются и БВ не выключается, необходимо увеличить натяжение регулировочной пружины реле.
Перед испытанием реле Д-4 вспомогательных цепей на электровозе необходимо убедиться, что размыкание контактов реле вручную вызывает отключение КВЦ. Для испытания необходим.0 сделать короткое замыкание после вентилятора электродвигателя В2 на переключателе вентиляторов или пусковом резисторе на зажиме Р60. Затем следует поднять токоприемник и включить кнопку Низкая скорость вентиляторов. Блокировочные контакты реле должны разомкнуться, а КВЦ выключиться. В противном случае необходимо проверить полярность реле или увеличить натяжение пружины. Перед пуском электровоза в эксплуатацию необходимо проверить правильность включения и регулировку реле на срабатывание и восстановление реле путем включения его без добавочного резистора при напряжении 30В в цепи управления. Натяжение регулировочной пружины должно быть не менее
18,6 кгс.
Резисторы,