Электродвигатель ДКМ-1МГ для компрессорного агрегата подъема токоприемника
Назначение
Электродвигатель ДКМ-1МГ УХЛ4 постоянного тока независимого возбуждения предназначен для привода компрессорного агрегата подъема токоприемника ЭПКУ-0,05/6С. Агрегат и двигатель соединены торовой муфтой и смонтированы на общей плите. На рисунке 21 показана конструкция компрессорного агрегата подъема токоприемника.
Технические характеристики электродвигателя
Основные параметры двигателя ДКМ-1 МГ УХЛ4:
- номинальная мощность 0,5 кВт;
- номинальное напряжение 110 В;
- номинальный ток якоря 12,35 А;
- напряжение возбуждения 110 В;
- ток возбуждения 0,5 А;
- частота вращения 1500/2200 об/мин;
- режим работы – S1 (продолжительный);
- класс изоляции – F;
- степень защиты IP44;
- масса 41 кг.
Обмотки якоря и возбуждения двигателя включаются параллельно к сети 110 В через контакторы.
Указания по эксплуатации и обслуживанию
Проверку состояния электродвигателя осуществлять совместно при техническом обслуживании компрессорного агрегата ЭПКУ-0,05/6С.
Рисунок 21 - Конструкция агрегата компрессорного ЭПКУ-0,05/6С
1 – компрессор; 2 – электродвигатель; 3 – плита в сборе;
4 – муфта торовая в сборе.
5.
Устройство и принцип работы асинхронных электродвигателей
Рис 22 Устройство асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором
короткозамыкающие кольца обмотки ротора;
2 и 10 – подшипниковые щиты; 3 – вентиляционные лопатки;
4 – обмотка статора; 5 – коробка выводов; 6 – корпус (станина);
7 – сердечник статора; 8 – сердечник ротора; 9 – вал; 11 – кожух вентилятора; 12 – вентилятор.
Асинхронные машины с короткозамкнутым ротором – наиболее распространенные электрические машины. Это объясняется простотой конструкции, надежностью и высоким значением КПД.
Устройство двигателя приведено на рисунке 22.
Сердечник статора (магнитопровод) набирается из отштампованных, кольцеобразных листов электротехнической стали толщиной 0,35 – 0,5 мм. На неподвижном статоре расположена трехфазная обмотка, которая укладывается в пазы сердечника рисунок 23.
Рис. 23 Конструкция сердечника статора и штампованный лист
Ротор машины также состоит из пакета листов электротехнической стали с выштампованными пазами. Пазы заливаются алюминием, при этом образуется стержни беличьей клетки. Одновременно отливаются короткозамыкающие торцевые кольца и вентиляционные лопасти. Обмотка ротора, выполненная в виде беличьей клетки, является короткозамкнутой.
Внутри машины воздух перемешивается вентиляционными лопатками, На корпусе крепится коробка выводов, в которой установлена клеммная панель с выведенными концами обмотки статора.
Рис. 4.3 Конструкция короткозамкнутого ротора.
а) - конструкция беличьей клетки; б) и в) – конструкции ротора
1 – сердечник ротора; 2 – короткозамыкающие кольца; 3 – стержни беличьей клетки; 4 – вентиляционные лопатки.
При питании обмотки трехфазным синусоидальным током в магнитопроводе статора создается вращающееся магнитное поле, частота вращения (об/мин) которого зависит от частоты питающей сети (f ) и числа пар полюсов (2р). Вращающееся магнитное поле статора (как в трансформаторах) индуцирует в замкнутой обмотки ротора ЭДС и по ней протекает ток, который в свою очередь образует электромагнитный момент, увлекающий ротор за вращающимся магнитным полем.
Ротор двигателя вращается в подшипниках качения, которые установлены в подшипниковых щитах, закрепленных на корпусе статора.
Асинхронный двигатель может обеспечивать тормозной режим с рекуперацией – «генератор», тяговый режим – «двигатель» и электрическое (реостатное) торможение – «электромагнитный тормоз».
Синхронная частота вращения магнитного поля статора – n1, или частота вращения асинхронных двигателей регулируется на электровозе преобразователем частоты (ПЧ). Инвертор тока преобразователя частоты изменяет частоту питающего трехфазного напряжения и регулирует скорость вращения двигателя