Основная формула трансформаторной эдс
Возьмем катушку с ферромагнитным сердечником и вынесем отдельным элементом омическое сопротивление обмотки как это показано на рис.2.8[3].
Рисунок 2.8 – К выводу формулы трансформаторной ЭДС
При включении переменного напряжения ec в катушке, cогласно закону электромагнитной индукции, возникает ЭДС самоиндукции еL.
(2.8)
где ψ – потокосцепление,
W – число витков в обмотке,
Ф – основной магнитный поток.
Потоком рассеяния пренебрегаем. Приложенное к катушке напряжение и наведённая ЭДС уравновешиваются. По второму закону Кирхгофа для входной цепи можно записать:
еc + еL = i * Rобм, (2.9)
где Rобм – активное сопротивление обмотки.
Поскольку еL >> i * Rобм , то падением напряжения на омическом сопротивлении пренебрегаем, тогда еc ≈ – . Если напряжение сети гармоническое ес = Em cos ωt, то Em cos ωt = , откуда . Найдём магнитный поток. Для этого берём неопределённый интеграл от правой и левой частей. Получаем
, (2.10)
но так как магнитопровод считаем линейным, в цепи протекает только гармонический ток и нет постоянного магнита или постоянной составляющей, то постоянная интегрирования с = 0. Тогда дробь перед гармоническим множителем есть амплитуда магнитного потока , откуда выразим Em = Фm*W*ω. Его действующее значение равно
или получаем
(2.11)
где s – сечение магнитопровода (сердечника, стали).
Выражение (2.11) называют основной формулой трансформаторной ЭДС, которая справедлива только для гармонического напряжения. Обычно её видоизменяют и вводят так называемый коэффициент формы, равный отношению действующего значения к среднему:
. (2.12)
Найдем его для гармонического сигнала, но среднее значение находим на интервале
Тогда коэффициент формы равен и основная формула трансформаторной ЭДС принимает окончательный вид:
(2.13)
Если сигнал меандр, то амплитудное, действующее и среднее значения за половину периода равны между собой и его . Можно найти коэффициент формы и для других сигналов. Основная формула трансформаторной ЭДС будет справедлива.
Построим векторную диаграмму катушки с ферромагнитным сердечником. При синусоидальном напряжении на зажимах катушки её магнитный поток тоже синусоидальный и отстаёт по фазе от напряжения на угол π/2 как показано на рис.2.9а.
а) б)
Рисунок 2.9 – Векторная диаграмма катушки с ферромагнитным
сердечником а) без потерь; б) с потерями
В катушке без потерь намагничивающий ток – реактивный ток ( Ip ) совпадает по фазе с магнитным потоком Фm. Если имеют место потери в сердечнике ( ), то угол – угол потерь на перемагничивание сердечника. Активная составляющая тока Iа характеризует потери в магнитопроводе.
Управление индуктивностью
Из основной формулы трансформаторнй ЭДС (2.13) следует, что магнитный поток однозначно связан с величиной приложенного напряжения и не зависит от материала сердечника. Из курса общей физики известно, что потокосцепление (ψ) связано с током ( i ) коэффициентом пропорциональности ( L)
ψ= L* i (2.14)
На основании закона полного тока для магнитной цепи выполняется соотношение
Н * lср = i * W, (2.15)
где lср – длина средней магнитной силовой линии сердечника,
W – число витков,
H – напряжённость магнитного поля.
Найдём этот коэффициент пропорциональности, который называют индуктивностью (L)
, ( 2.16)
где – абсолютная магнитная проницаемость; s – сечение магнитопровода. Отношение – называют магнитным сопротивлением. Тогда
, ( 2.17)
то есть индуктивность пропорциональна квадрату числа витков.
Индуктивность измеряется в генри ( ). Воздействовать на индуктивность можно двумя путями, которые ведут к одному – увеличению RМ, то есть индуктивность можно только уменьшать.
Первый путь – введение немагнитного зазора шириной в магнитную цепь (рис.2.10), который существенно влияет на результирующую магнитную проницаемость.
Рисунок 2.10 – Введение немагнитного зазора шириной
Зависимости и результирующей магнитной проницаемости при различной ширине зазора приведены на рис.2.11.
Рисунок 2.11 – Влияние немагнитного зазора на индуктивность
Видно, что при увеличении зазора индуктивность падает, но расширяется область независимости индуктивности от тока нагрузки. Это используется в дросселях сглаживающих фильтров, когда постоянная составляющая тока нагрузки может сместить рабочую точку в область насыщения, где индуктивность практически равна нулю и переменная составляющая проходит в нагрузку. Величина зазора выбирается минимально возможной и находится в пределах от долей до единиц миллиметров.
Второй путь– введение постоянного подмагничивания сердечника. Схема управления индуктивностью рабочей обмотки показана на рис.2.12.
Индуктивность LУ служит для ограничения тока индуцированного в обмотке WУПР из рабочей обмотки WР. Для магнитопровода по любой обмотке (рабочей или управляющей) справедливо соотношение (2.15)
Н * lср = Iр * Wр или Н * lср = IУПР * WУПР ,
Рисунок 2.12 – Схема управления индуктивностью
откуда следует, что изменение тока управления приводит к изменению напряженности в сердечнике и, следовательно, индуктивности рабочей обмотки. Здесь имеет место электронное управление индуктивностью рабочей обмотки, то есть LР =F(IУПР). Эта зависимость приведена на рис.2.13.
Рисунок 2.13 – Зависимость индуктивности от тока управлении
Если в цепь рабочей обмотки включить сопротивление нагрузки (Rн), как показано на рис.2.12, то путём изменения IУПР можно в широких пределах изменять ток рабочей обмотки и мощность в нагрузке. На этом принципе работают магнитные усилители (МУ), которым присущи: высокий КПД ( 0,85… 0,95 ), широкий диапазон рабочих температур (буквально до точки Кюри), высокие надёжность и чувствительность (сигналы до 10-17 Вт), радиационная стойкость. Основная характеристика МУ вход – выход, то есть зависимость тока рабочей обмотки от тока управления. Она приведена на рисунке 2.14.
Эта характеристика не чувствительна к знаку тока управления, поэтому МУ называются однотактными, нейтральными или нереверсивными. Коэффициент усиления по току равен
Кi=∆Iр/∆Iупр =Wупр/Wр. ( 2.18)
Рисунок 2.14 – Зависимость тока нагрузки (IР) от тока управления
Число витков управляющей обмотки может быть очень большим, поэтому можно управлять десятками киловатт с помощью очень малых токов, так как здесь важны ампервитки – произведение IУПР * WУПР. В этом заключается только принцип действия, а на практике применяют более сложные и совершенные схемы МУ. К недостаткам магнитных усилителей можно отнести: инерционность (рабочий диапазон частот ферромагнетиков – сотни килогерц) и нелинейные искажения сигналов за счёт гистерезиса. Поэтому областью применения МУ остаются системы автоматики, управление приводами механизмов и предварительная стабилизация напряжения в мощных системах.
Трансформаторы
Основные понятия и классификация трансформаторов
Трансформатор - это статический электромагнитный аппарат, преобразующий параметры электрической энергии переменного тока (напряжение, ток, форму, число фаз и пр.). Трансформатор представляет собой магнитопровод с нанесенной на него одной или несколькими обмотками [1].
В зависимости от назначения трансформаторы делят на силовые, согласующие и импульсные.
По схемному исполнению различают однообмоточные или автотрансформаторы и многообмоточные (рис.2.15).
Рисунок 2.15–Автотрансформатор (а) и многообмоточный трансформатор (б)
По конструктивному исполнению трансформаторы различают: броневые, стержневые, тороидальные, трёхфазные, кольцевые и кабельные. Все они отличаются условиями охлаждения и индуктивностью рассеяния. Расположение обмоток на магнитопроводах (сердечниках) чёрным цветом показано на рис.2.16.
Рисунок 2.16 – Конструктивное исполнение трансформаторов
Часть магнитопровода, на которую нанесена обмотка, называется стержень, а открытая часть – ярмо. Наименьшей индуктивностью рассеяния обладает тороидальный трансформатор (весь магнитопровод охвачен обмотками!), а наибольшей – кабельный. Наихудшими условиями охлаждения сердечника также обладает тороидальный трансформатор, поскольку потерям (теплу) из сердечника уходить некуда. Наиболее известны и распространены первые три конструкции. Их расположение в порядке возрастания индуктивности рассеяния: в, б, а. Расположение в порядке улучшения условий охлаждения сердечника такое же: в, б, а. Именно проблема отвода тепла привела к появлению трансформаторов с воздушными радиаторами, с водяным и с масляным охлаждением, но это уже специальные типы трансформаторов.