Выбор сечений токоведущих жил проводов и кабелей
Силовая и осветительная сети (рис. 3.16) получают электроэнергию от источника питания ИП (электростанция, подстанция или распределительный пункт) через распределительный щит РЩ. Присоединение электродвигателей Д1…Д4 осуществляется при помощи силовых щитов СЩ1 и СЩ2. Требуется определить сечения жил проводов и кабелей сети, исходя из условий выбора их по допускаемому нагреву.
Вначале необходимо расставить предохранители и определить номинальные токи их плавких вставок. Выбор предохранителей диктуется соображениями обеспечения надежной работы отдельных потребителей и экономии цветного металла.
Предохранители П1…П4, стоящие на ответвлениях к отдельным электродвигателям, необходимы потому, что без них каждое повреждение на каком-либо из этих ответвлений или ненормальная работа одного из двигателей Д1…Д4 приводили бы к перегоранию предохранителя П6, т.е. к перерыву работы всех двигателей, что не приемлемо. Оправданным будет такая работа предохранителей, чтобы отключался только поврежденный участок сети. Это и достигается установкой предохранителей П1…П4. Кроме того, такая расстановка предохранителей, как правило, дает экономию цветных металлов. Дело в том, что при отсутствии предохранителей П1…П4 сечения проводов ответвлений
Рис. 3.16. Схема сети
должны выбираться в соответствии с номиналом предохранителя П6. Номинальный ток его плавких вставок определяется суммарным током всех двигателей и потому будет значительно большим, чем номинальные токи плавких вставок на ответвлениях к отдельным Д1…Д4. Установка предохранителей П1…П4 позволяет выполнить ответвления с сечениями проводов меньшими, чем магистралей Л1 и Л2. Такие же соображения заставляют иногда предусмотреть установку предохранителя П5. Предохранители П6 и П7 обеспечивают работу внешней сети (ИП - РЩ) при неисправностях во внутренней сети.
Перейдем к определению номинальных токов плавких вставок и к выбору сечений жил проводов и кабелей:
а) Ответвления к отдельным электродвигателям.
Рабочий ток трехфазного электродвигателя равен
,
где Рн – номинальная мощность двигателя, кВт;
Uн – номинальное линейное напряжение двигателя, В;
b – коэффициент загрузки двигателя, равный отношению действительной потребной мощности для машины-орудия к номинальной мощности двигателя;
cos j - коэффициент мощности двигателя при действительной нагрузке его;
h - КПД двигателя при действительной нагрузке его.
Пусковой ток двигателя зависит от его типа и принимается по заводским данным.
Плавкий предохранитель должен быть выбран, исходя из двух условий:
1) при нормальной работе Iн ³ Iр;
2) при пуске двигателя ,
где Iн – номинальный ток плавкой вставки.
Из найденных величин нужно взять бόльшую и округлить до ближайшего значения номинального тока стандартных плавких вставок.
Сечения проводов (кабелей), ответвлений следует выбирать также, исходя из двух условий:
1) допускаемый ток по проводу (кабелю) должен быть больше или равен длительному рабочему току двигателя, т.е. Iд ³ Iр;
2) сечение провода (кабеля) должно быть больше или равно сечению, соответствующему выбранному плавкому предохранителю (при заданных условиях работы). Например, для ответвления к электродвигателю, выполненного проводами с медными жилами с резиновой изоляцией, проложенными открыто на изолирующих опорах, при номинальном токе плавких вставок Iн = 80 А можно взять сечение проводов не менее 10 мм2.
По головному участку Л1 магистрали проходит рабочий ток
,
где - сумма рабочих токов всех электродвигателей;
m – коэффициент одновременности, учитывающий, что не все электродвигатели одновременно имеют наибольшую нагрузку.
Номинальный ток плавких вставок предохранителя П6 должен быть больше или равен току Ip(6).