Возможные неисправности ящика с линейными контакторами типа ЛКМ - 762 У2 и способы их устранения
Внешнее проявление неисправности | Вероятная причина | Способы устранения |
Утечка воздуха через электромагнитный вентиль | Загрязнение или износ клапана | Прочистить клапан, а при износе -заменить его |
Износ уплотняющих шайб и прокладок | Заменить износившиеся шайбы и прокладки новыми | |
Утечка воздуха в цилиндре контактора | Износ уплотняющих манжент и прокладок | Заменить износившиеся манжеты и прокладки новыми |
Недопустимый нагрев главных контактов | Загрязнение или обгорание контактов | Зачистить или заменить обгоревшие контакты |
Недостаточное контактное нажатие | Заменить контактную пружину | |
Недопустимый нагрев прочих токоведущих частей | Ослабли контактные соединения | Затянуть болты и гайки контактных соединений |
Нарушение герметичности клапанов - утечка сжатого воздуха при невозбужденной или возбужденной катушке | Скол уплотняющих буртов корпуса - нижнего или верхнего | Заменить корпус |
Износ резиновых шайб клапанов -выпускного или впускного | Заменить выпускной или впускной клапан | |
Невключение вентиля при подаче напряжения на катушку(При подаче напряжения на включающую катушку вентиля контактор не срабатывает) | Обрыв цепи катушки | Проверить внешние соединения ; в случае их неисправности - исправить; в случае исправности внешних соединений -заменить катушку |
Увеличение рабочего зазора под якорем | Установить необходимый зазор под якорем | |
Напряжение на зажимах катушки меньше 80% от номинального | Повысить напряжение на зажимах катушки | |
Отсутствие поступления сжатого воздуха к приводу исполнительного устройства при подаче напряжения на вентили | Засорение калибровочного отверстия во впускном штуцере | Прочистить калибровочное отверстие Ø1,5 мм во впускном штуцере |
Потеря контакта у пальцев вспомогательных контактов | Износ контактной поверхности у пальцев или у контактных пластин | Заменить пальцы вспомогательных контактов или контактные пластины на новые |
Техническое обслуживание
Техническое обслуживание (ТО) и технический ремонт (ТР) ящика проводиться при техническом обслуживании и технических ремонтах оборудования вагона метрополитена для поддержания работоспособного состояния, предупреждения возникновения неисправностей и восстановления ресурсных показателей составных частей ящика.
При техническом обслуживании производится осмотр, проверка состояния и функционирования ящика, гарантирующие его работоспособность между соответствующими видами технического обслуживания.
При техническом обслуживании в объемах ТР производится восстановление, замена при необходимости отдельных узлов ящика и их регулировка.
При ТО-1 (через 14 часов работы вагона) следует:
- проверить крепления ящика к вагону;
- осмотреть состояние его подвесных изоляторов;
- проверить надежность закрытия ящика.
При ТО-2 (текущий осмотр после пробега, равного (3,75±1,0) тыс.км) следует:
- осмотреть состояние и крепление ящика, кожуха, щита, замков, болтов, изоляторов;
- убедиться в правильности закрытия кожуха и щита ящика;
- проверить состояние изоляции подводящих проводов к ящику на отсутствие повреждений и касания их оборудования, а также крепление проводов к клице.
При ТО-3 (текущий осмотр после пробега, равного(7,5±2,0)тыс.км) следует:
- протереть чистой ветошью изоляторы подвески;
- проверить исправность и надежность крепления подвески ящика, изоляторов, деревянных клиц;
- открыть замки, снять кожух и щит ящика;
- очистить от пыли, грязи внутренние поверхности рамы, каркаса ящика, дугогасительные камеры, их перегородки, внутренние поверхности кожуха, щита и подвески;
- проверить их исправность, а также исправность замков, петель и крючков ящика;
- снять дугогасительные камеры контакторов, очистить, продуть деионные решетки, проверить состояние стенок, крепления камеры, при необходимости очистить стенки камер от нагара и протереть;
- очистить поверхность стеклопластиковой пластины и изоляционной тяги;
- проверить состояние и крепление реек (планок), кронштейнов, рычагов, дугогасительных рогов, дугогасительных катушек и их выводов, шунтов, привода, осей, воздухопровода и всех других узлов и деталей;
- проверить стеклопластиковую пластину и изоляционную тягу на отсутствие трещин и сколов;
- проверить состояние и крепление проводных соединений, пайку наконечников, состояние и наличие шплинтов, крепление деталей и крышки цилиндра каждого контактора к стеклопластиковым пластинам и контакторов к рейкам ящиков;
- проверить состояние и крепление силовых контактов, их зазор и провал, отсутствие перекосов и смещения контактов, при необходимости контакты зачистить напильником, изношенные контакты заменить;
- проверить состояние и крепление контактодержателей вспомогательных контактов, контактных пластин, контактных пальцев (отсутствие трещин, изломов, смещения относительно контактных пластин) и их держателей. При необходимости очистить и промазать тонким слоем смазки ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74 поверхность контактных пластин;
- установить дугогасительные камеры и закрепить их болтами, а также проверить прилегание полюсов дугогасительных камер к сердечникам катушек контакторов, дефекты устранить;
- проверить состояние и расположение подводящих проводов, пайку наконечников и их крепление, отсутствие трения об оборудование;
- проверить работу электромагнитных вентилей согласно инструкции по техническому обслуживанию и ремонту электромагнитных вентилей;
- проверить действие привода, подвижных частей контакторов нажатием на кнопки электромагнитных вентилей, убедиться в четкости включения и отключения контакторов;
- навесить кожух и щит ,закрыть замки;
- проверить действие контакторов при управлении от контроллера машиниста.
При ТР-1 (текущий ремонт после пробега, равного(60±10)тыс.км)следует:
- выполнить работы, перечисленные в п.8.6 настоящего ТО:
дополнительно:
- продуть сухим сжатым воздухом;
- проверить состояние войлочного уплотнения;
- проверить состояние стеклотекстолитовой обклейки и окраски внутренних поверхностей, а при необходимости подклеить клеем БФ-2 ГОСТ 12172-74 и подкрасить темно-серой эмалью ПФ-223 ГОСТ 14923-78.
- с целью предотвращения загустения смазки в цилиндрах пневматических приводов контакторов периодически следует добавлять в них 1 - 5 куб.см трансформаторного масла ГОСТ 982-80.
При ТР-2(текущий ремонт после пробега, равного(175±15)тыс.км) следует:
- выполнить работы, перечисленные в п.8.7 настоящего ТО:
дополнительно:
- открыть крышки приводов контакторов, очистить внутренние поверхности цилиндров от смазки, осмотреть, проверить состояние, крепеж, промазать штоки, цилиндры, манжеты и кольца смазкой ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74.
При ТР-3(текущий ремонт после пробега, равного(350±20)тыс.км) следует:
- продуть ящик снаружи сухим сжатым воздухом, удалить пыль и грязь, протереть изоляторы подвески сухой чистой ветошью;
- открыть замки, снять кожух и щит ящика;
- вынуть из ящика, не снимая его с вагона, контакторы типа ПК-163;
- выполнить ремонт контакторов с полной их разборкой;
- при необходимости выпрессовать втулки шарниров;
- очистить и осмотреть каждую деталь, проверить ее на соответствие чертежам, нормам допусков и износов; детали, не соответствующие требованиям, отремонтировать или заменить;
- проверить работу и отремонтировать электромагнитные вентили согласно инструкции по техническому обслуживанию и ремонту электромагнитных вентилей;
- разобрать привода контакторов типа ПК - 163,после чего надо:
- промыть, протереть каждую деталь;
- осмотреть зеркало цилиндра на отсутствие царапин, ржавления и других повреждений;
- проверить каждую деталь на соответствие ее чертежам, нормам допусков и износов;
- детали, не соответствующие указанным требованиям, заменить;
- манжеты заменить на новые, прожированные;
- внутренние поверхности цилиндров, манжет, колец и штоки промазать смазкой ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74;
- промазать шарнирные соединения и контактные пластины вспомогательных контактов смазкой ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74;
- снять дугогасительные камеры с контакторов и разобрать их;
- очистить стенки камеры от копоти и пыли чистой, увлажненной бензином ветошью, не оставляющей ворса;
- очистить деионные решетки от копоти и попавших между стальными пластинами корольков металла, при этом следует иметь в виду, что пластины деионных решеток не должны быть электрически замкнуты попавшими между ними корольками металла;
- собрать дугогасительные камеры и установить их на контакторы;
- проверить состояние изоляции проводов внутреннего монтажа, состояние наконечников и их пайки;
- проверить наличие и соответствие маркировки проводов;
- проверить исправность и надежность крепления подвески ящика, состояние изоляторов, деревянных клиц;
- проверить исправность рамы, кожуха, щита, дугогасительной камеры, перегородок, уплотнений, стеклотекстолитовой обклейки;
- проверить чистой сухой ветошью изоляторы подвески;
- при необходимости покрасить снаружи черным лаком БТ-99 ГОСТ 8017-74 цилиндры контакторов типа ПКМ-163 , кожух, щит и каркас; по наружной поверхности серой эмалью ГФ-92-ХС ГОСТ 9151-75 красить детали дугогасительной камеры и темно-серой эмалью ПФ-223 ГОСТ 14923-78 внутри ящика - кожух, щит, каркас, перегородки и раму;
- при сборке соблюдать инструкцию чертежа ТИБЛ.650320.005 И1;
- после сборки проверить:
- величину сопротивления изоляции токоведущих цепей (силовых цепей и цепей управления) и подвески относительно корпуса ящика;
- правильность замыкания и размыкания, контактное нажатие главных и вспомогательных контактов;
- надежность крепления всех узлов, деталей, наконечников;
- правильность раскладки проводов, жгутов;
- четкость действия приводов и контакторов;
- отсутствие заедания подвижных частей контакторов;
- соответствие параметров требованиям чертежей, норм допусков и износов;
- отсутствие утечек воздуха в приводах контакторов и трубопроводе ящика;
- обнаруженные дефекты устранить;
- проверить действие контакторов на стенде, установить их в ящик на вагоне и также проверить их работу при управлении от контроллера машиниста.
Примечание: Независимо от пробега при простое от 45 суток до 6 месяцев производится ТО-3, при простое свыше 6 месяцев производится ТР-1.
Техническое обслуживание при всех видах технических осмотров и ремонтов ящика выполняется электротехниками, прошедшими обучение правилам обслуживания и ремонта.
При технических осмотрах и проверках работоспособности ящика обслуживающему персоналу необходимо руководствоваться правилами техники безопасности для обслуживающего персонала моторвагонного состава метрополитена.
Основные технические требования , предъявляемые к ящику ЛКМ-762 У2 и контакторам типа ПКМ-163 У3 в процессе их эксплуатации приведены в таблице.
Размещение и монтаж
Подключение монтажных проводов к контактным зажимам осуществляется по схеме в соответствии с рис.8.5.
Ящик с линейными контакторами типа ЛКМ-762 У2 подвешен под вагоном на четырех фарфоровых изоляторах. При подвешивании не допускаются перекосы, так как это может привести к нарушению кинематической связи между отдельными узлами ящика.
Таблица.
Технические требования | Параметры по чертежу | Параметры при ремонтах и техническом обслуживании | ||
СР, КР | ТР-3 | ТР-1,ТР-2, ТО-3 | ||
Зазор контактов, мм | 24-27 | 24-29 | 24-29 | 24-32 |
Провал контактов, мм | 4,0-5,5 | 4,0-5,5 | 4,0-5,5 | 3,0-5,5 |
Нажатие главных контактов при давлении воздуха в цилиндре 0,5 МПа(5 кг/см2) Н(кгс) | - (-) | 570-650 (57-65) | 570-650 (57-65) | 570-650 (57-65) |
Нажатие силовых контактов от притирающей пружины, Н(кгс): начальное конечное | 65-80 (6,5-8,0) 100-120 (10-12) | 65-80 (6,5-8,0) 100-120 (10-12) | 65-80 (6,5-8,0) 100-120 (10-12) | 65-80 (6,5-8,0) 100-120 (10-12) |
Минимальное давление воздуха для полного включения контактов, МПа (кг/см2) | 0,35(3,5)не более | 0,35(3,5)не более | 0,35(3,5)не более | 0,35(3,5)не более |
Толщина контакта, измеренная на расстоянии 16 мм от пятки, мм | 8,0-0,2 не менее | 7,0 не менее | 6,0 не менее | 4,0 не менее |
Поперечное смещение контактов относительно друг друга, мм | 0,5 не более | 0,8 не более | 1,0 не более | 1,5 не более |
Зазоры между валиками и втулками рычажной системы, мм | 0,1 не более | 0,3 не более | 0,4 не более | 0,5 не более |
Расстояние от места касания пальца вспомогательного контакта до края контактодержателя в любом из фиксированных положений, мм | - | 1,5 не менее | 1,5 не менее | 1,0 не менее |
Минимальное напряжение включения электромагнитного вентиля при давлении воздуха 0,5 МПа(5кг/см2),В | 43 не более | 43 не более | 43 не более | - |
Толщина контактной пластины вспомогательного контакта, мм | 5 не менее | 3,5 не менее | 3,0 не менее | 2,0 не менее |
Толщина контактодержателя (блокировочной колодки), мм | 31 не менее | 27 не менее | 25 не менее | 23 не менее |
Зазор между шаблоном и выгоревшим дугогасительным рогом, мм | - | 3 не более | 5 не более | 8 не более |
Контактное нажатие пальцев, Н(кгс) | 10-25(1,0-2,5) | 7-25 (0,7-2,5) | 7-25 (0,7-2,5) | 7-25 (0,7-2,5) |
Состояние деталей | Трещины, изломы, деформации, внешние повреждения НЕ ДОПУСТИМЫ | |||
Утечка воздуха в приводе, воздухопроводе | В пределах норм, принятых в метрополитене | |||
Электрическое сопротивление изоляции в холодном состоянии, МОм:
| 10 не менее 5 не менее 6 не менее | 10 не менее 3 не менее 6 не менее | 10 не менее 3 не менее 6 не менее | - - - |
Электрическая прочность изоляции между токоведущими частями и корпусом, В : силовых цепей цепей управления | 4000±200 1500±75 | 3200±160 1200±65 | Проверяется путем приложения указанного напряжения переменного тока частотой 50Гц в течение (60±5) секунд | |
Электрическая прочность изоляции подвески (между корпусом аппарата и рамой кузова вагона), В | 2500±125 | 2000±100 |