Передающие телевизионные камеры
Передающие телевизионные камеры (ПТК) являются основным датчиком сигналов вещательного телевидения. По назначению ПТК делятся на профессиональные (студийные и репортажные) и бытовые. Оптические и электрические характеристики студийных и репортажных камер примерно одинаковы, механические характеристики репортажных камер выше, чем студийных. Вариантом репортажных камер являются камеры для телевизионного журналистского комплекса (ТЖК),представляющие собой моноблок из передающей телевизионной камеры и видеомагнитофона (видеокамеры).
Передающие камеры цветного телевидения подразделяют на камеры с одно- и многосигнальными фотоэлектрическими преобразователями. Первые содержат три-четыре преобразователя,каждый из которых формирует сигнал, пропорциональный яркости одного из основных цветов, либо широкополосный сигнал яркости. Вторые содержат один-два преобразователя, выходные сигналы которых в закодированной форме несут информацию о яркости всех трех основных цветов одновременно. Камеры с многосигнальными фотоэлектрическими преобразователями уступают по четкости изображения односигнальным камерам.
Вариантами односигнальных трехтрубочных камер цветного телевидения являются камеры RGB- и WRB-типа. Камеры .RGB-типа должны «смотреть» из одной точки пространства на объект передачи, т.е. должно быть обеспечено точное совмещение трех растров. Требования к совмещению растров и, следовательно, сигналов основных цветов весьма жесткие, поэтому вариант камер RGB-типа не получил широкого распространения. В камерах WRB-типа допускается неточное совмещение растров. Составляющие сигнала яркости формируются одной трубкой W, неточность совмещения растровне приводит к резкому ухудшению четкости изображения.
Студийная трехтрубочная ПТК WRB-типа цветной телевизионной системы (рис. 4.6) состоит из оптической системы, преобразователей свет-сигнал, блоков усиления, первичной обработки и регулировки сигналови др.
Оптическая система ПТК состоит из нейтрального светофильтра 2, вариообъектива 1 с переменным фокусным расстоянием и светоделительного блока 3. Вариообъектив дает возможность выбрать необходимый масштаб без перемещения камеры. Светоделительный блок расщепляет световой поток на три цветоделенных оптических изображения (см. рис. 1.9). Кроме дихроических зеркал светоделительный блок содержит цветокорректирующие фильтры, обеспечивающие согласование основных цветов на передаче с основными цветами на приеме, уменьшение яркостных искажений и получение максимального цветового охвата (совокупности передаваемых цветов).
Преобразователи свет-сигнал 4 студийных передающих телевизионных камер выполнялись, как правило, на глетиконах (плюмбиконах). На выходах преобразователей свет-сигнал формируются квазияркостный сигнал W (G - широкий зеленый) со спектром шириной 6 МГц, сигналы красного ER и синего Ев основных цветов. В предварительных усилителях 6 происходят усиление сигналов и первичная обработка сигналов (противошумовая, апертурная и гамма-коррекция). Полученные сигналы далее поступают на выходные усилители 7 камеры, где ограничиваются полосы частот сигналов ER и Ев до 3 МГц, формируются площадки обратного хода и добавляются импульсы синхронизации и телеуправления, поступающие с блока синхронизации 13 и блока управления 12 камерой. Сигналы с выходов усилителей 7 и усилителя звука 10 далее поступают в блок высокочастотного разделения сигналов 9 (триаксиальный адаптер). Сформированный групповой сигнал по триаксиальному кабелю поступает в блок камерного канала для дальнейшей обработки. Использование микропроцессоров позволило сосредоточить основную обработку сигналов в камере. Блок камерного канала (БКК) при этом становится базовым блоком управления камерой, выполняет функции усиления, управления и распределения сигналов.
Блок питания камеры 11 преобразует постоянное напряжение 220 В, поступающее по кабелю, в напряжение для питания различных устройств камеры. В камеру вмонтирован электронный видоискатель 8 - малогабаритный видеомонитор, необходимый оператору для наблюдения за объектами передачи. Сигнал на видоискатель может поступать с выхода предварительных усилителей 6 или с выхода БКК технической аппаратной.
Блок формирования растра 5 содержит генераторы строчной и кадровой разверток, фокусирующе-отклоняющие системы (ФОС) и ряд вспомогательных устройств, обеспечивающих дистанционную регулировку размеров и положения растра, формирование сигналов коррекции искажений и т.п. Фокусирующе-отклоняющие системы не используются в камерах с преобразователями свет-сигнал на ПЗС.
Число параметров, требующих регулировки при эксплуатации цветной передающей камеры, приближается к 100. Регулировку параметров камеры можно вести с помощью блока управления 12 камерой или с панели дистанционного управления камеры, расположенной в пульте видеоинженера в технической аппаратной. В современных передающих телевизионных камерах большинство регулировок выполняется автоматически с использованием микроЭВМ.
Бытовые телевизионные камеры имеют более низкие электрические характеристики по сравнению с профессиональными. Цветные бытовые камеры выполняются с использованием одного преобразователя свет-сигнал, как правило, это твердотельные ФЭП на приборах с зарядовой связью со встроенными цветокодирующими фильтрами. Цветокодирующие фильтры представляют собой кодирующую маску, имеющую чередующиеся прозрачные, желтые и голубые полоски, расположенные перпендикулярно направлению строчной развертки. Фильтры обеспечивают пространственное кодирование светового потока. На выходе матрицы ПЗС получаются сигналы, которые с помощью линий задержки сдвигаются по времени и суммируются. В результате получаются три сигнала, необходимые для формирования цветоразностных и яркостного сигналов. Использование одного преобразователя свет-сигнал упрощает конструкцию светоделительного блока камеры, так как отпадает необходимость использования цветоделительных устройств.
Методы преобразования телевизионных сигналов в свет
В устройствах воспроизведения изображений происходит преобразование одномерной функции сигнала яркости в телевизионное изображение, представляющее собой двухмерную функцию распределения яркости L(x, у). Существуют два метода преобразования сигналов яркости в телевизионное изображение: прямой и косвенный.
Прямой метод основан на непосредственном преобразовании электрической энергии сигнала в световую. Этот метод преобразования реализован в приемных телевизионных электронно-лучевых трубках (кинескопах), а также в лучевых матричных экранах на основе газовых и светодиодных самосканирующихся панелей.
Косвенный метод преобразования основан на модуляции сигналом яркости светового потока постороннего источника света. Устройства, использующие косвенные методы преобразования в телевизионные изображения, называют светоклапанными. В светоклапанных устройствах функции излучения и модуляции светового потока разделены. Это позволяет практически неограниченно повышать интенсивность излучения, которая определяется лишь мощностью внешнего источника света. Светоклапанные устройства незаменимы в системах для получения изображений на больших экранах.
Косвенный метод преобразования сигнала в изображение реализован в безлучевых матричных экранах из жидкокристаллических (ЖК) панелей. Основой такой панели служат две плоскопараллельные стеклянные панели, на одну из них нанесены горизонтальные (строки) и вертикальные (столбцы) электроды. В местах их пересечения укреплены пленочные транзисторы МОП-структуры, затворы которых подключены к горизонтальным электродам, а истоки — к вертикальным. Стоки транзисторов образуют обкладки миниатюрных конденсаторов (ячеек), соответствующих элементам изображения. В качестве второй обкладки конденсаторов используется полупрозрачный слой металлизации на второй стеклянной пластине, расположенной параллельно на расстоянии в несколько микрометров и металлизацией внутрь. Между пластинами введена жидкость, близкая по химическому составу холестерину. На панель с двух сторон накладываются поляроидные пленки, плоскости поляризаций которых повернуты на 90° одна относительно другой. При отсутствии напряжения на конденсаторах жидко-кристаллическое вещество поворачивает плоскость поляризации еще на 90°, в результате чего свет свободно проходит через ячейки.
Для управления панелью используют развертывающие устройства. При подаче на обкладки конденсатора управляющего напряжения изменяется структура жидко-кристаллического вещества, происходит поворот плоскости поляризации. Подавая различные напряжения на жидко-кристаллические конденсаторы, можно изменить их прозрачность, благодаря чему получается изображение. Для получения цветного изображения панель снабжают матричным светофильтром, состоящим из «красных», «синих» и «зеленых» ячеек, центры которых расположены напротив элементарных конденсаторов панели и чередуются вдоль строки (R-G-В-R...). В соседних строках цветовые ячейки светофильтра смещены по горизонтали на одну, чтобы на изображении не получалось визуально заметной вертикальной структуры.
Позади панели устанавливают лампу подсветки. Обычно это люминесцентная лампа, которую питает специальный высокочастотный генератор синусоидальных сигналов. Равномерная засветка панели обеспечивается отражателями и рассеивателями света. В жидко-кристаллических панелях возможно раздельное управление каждой цветовой точкой, соответствующей пересечению строчного и столбцового электродов. Это позволяет применять различные законы разложения изображения. Отсчеты сигналов изображения, соответствующего выбранной строке, можно предварительно записать в регистр и др. Для управления жидко-кристаллическими ячейками панелей можно использовать специальные плазменные каналы. Недостатками жидко-кристаллических панелей являются зависимость их прозрачности от направления наблюдения и высокая инерционность.
2. Задание на СРС 2.1 Деление ПТК по назначению. 2.2 Из каких узлов состоит репортажная камера? 2.3 Назначение фотоэлектрических преобразователей 2.4 Недостатки многосигнальных фотоэлектрических преобразователей | 3.Задание на СРСП. 3.1 Поясните, в камерах какого типа допускается неточное совмещение расторов? |
4. Контрольные вопросы
4.1 Из чего состоитстудийная трехтрубочная ПТК WRB-типа цветная телевизионная система? 4.2 Возможности вариообъектива 4.3 Назначение светоделительнного блока 4.4 Что происходит в видеоусилителях передающих камер? 4.4 Почему полосы частот сигналов ER и Ев в выходных видеоусилителях передающих камер ограничиваются до 3-х МГц? 4.5 Назначение блоков синхронизации 13 и блока управления 12 камерой. 4.6Сколько параметров, требуют регулировки при эксплуатации цветной передающей камеры? 4.7 Что входит в блок управления видеокамеры? 4.8 Функции цветокодирующих фильтров? |
Глоссарий
5.1Фотоэлектрические преобразователи 5.2 Квазияркостный сигнал 5.3 Триаксиальный адаптер 5.4 Инерционность 5.5 Столбцовый электрод 5.6 Засветка панели 5.7 Светофильтр 5.8 Поляроидная пленка |
Лекция 4