На коэффициент сцепления влияют также факторы, зависящие от состояния электровоза.
- повышенный прокат бандажей;
- разность в диаметрах по кругу катания комплекта колесных пар или колес одной колесной пары;
- большие поперечные разбеги колесных пар;
- различие жесткости рессор и пружин;
- неудачный подбор тяговых двигателей по характеристикам ухудшают сцепление, особенно с ростом скорости движения.
Подсчитывают коэффициент сцепления обычно по формулам, выведенным после многочисленных опытов в различных условиях.
Боксование электровозов — явление частое и довольно опасное. Оно возникает, когда сила тяги превысит силу сцепления колес с рельсами, что приводит к уменьшению силы тяги. Сильное боксование может вызвать механические или электрические повреждения деталей и узлов электровоза.
а) причины механических повреждений и их последствия:
- проскальзывание колес приводит к быстрому износу бандажей и рельсов;
- довольно опасно резкое прекращение боксования, например подачей большого количества песка. В этом случае большая часть запасенной кинетической энергии отдельных деталей превращается в энергию удара, в результате чего повреждаются изоляция обмотки якоря, ее крепление в пазах, зубья передачи. Корпус тягового двигателя с опорно-осевым подвешиванием в этот момент как бы приседает или подпрыгивает, поворачиваясь вокруг оси колесной пары;
- может произойти также излом детали подвески двигателя;
- проворот бандажей колесных пар;
- сдвиг, проворот колеса относительно оси;
- появление вибрации, которая может привести к повреждению буксовых подшипников, тяговой зубчатой передачи, спресовки шестерён;
- вибрация может привести к повреждению рессорного подвешивания;
б) причины электрических повреждений и их последствия:
- к ложному срабатыванию аппаратуры;
- ухудшаются потенциальные условия на коллекторе т.э.д. из-за подпрыгивания щёток;
- разрушение щёток;
- увеличению количества оборотов может привести к разматыванию стеклобандажа;
- выдавливанию якорной обмотки из пазов якоря;
- увеличивается межламельное напряжение, с повышенным искрением, перебросом дуги, круговым огнём по коллектору, перебросом дуги на остов;
Меры предупреждения и прекращения боксования:
Предотвратить боксование значительно легче, чем прекратить его. Чтобы предотвратить боксование, применяют песок для повышения сцепления колес с рельсами, особенно при влажной и загрязненной их поверхности.
Подавать песок следует часто, но малыми порциями, т. е. импульсно. Длительная подача песка приводит к ухудшению условий качения колесных пар электровоза и вагонов поезда, т. е. к такому увеличению сопротивления движению, которое не может быть компенсировано увеличением силы тяги электровоза, обусловленным восстановлением сцепления его колес с рельсами.
Подавать песок нужно при входе в кривую и проследовании ее, на прямых участках пути в сырую и снежную погоду, при изморози, гололеде, листопаде, торфяной и угольной пыли на рельсах, особенно при больших токах двигателей. При боковом ветре подачу песка усиливают. В случае возникновения боксования уменьшают ток тяговых двигателей, перемещая рукоятку контроллера машиниста с позиций ослабленного возбуждения (ОВ) на позиции полного возбуждения; если боксование возникло при полном возбуждении, то соответствующим перемещением рукоятки контроллера снижают напряжение на тяговых двигателях. На большинстве современных электровозов применены соответствующие защитные схемы, в какой-то мере упреждающие указанные действия машиниста и обеспечивающие автоматическую подсыпку песка под колеса (усовершенствованная противобоксовочная защита на электровозах ВЛ10У и многих ВЛ10 и т. п.).
Немаловажное значение имеет также подбор рессор с одинаковыми размерами и упругостью, а также рессорных стоек и подвесок с точно заданными геометрическими размерами.
Постоянный контроль в депо за прокатом бандажей, своевременная обточка их для поддержания проката в пределах 0—4 мм также способствуют улучшению тяговых свойств электровозов и снижают их склонность к боксованию.
Тяговые характеристики электровозов.
Тяговая характеристика — графическая зависимость силы тяги электровоза от скорости движения на каждой позиции, причем на каждой позиции электровоз имеет постоянную мощность, однако чем выше позиция, тем выше мощность электровоза.
На 25-й, 29-й и 33-й позициях электровоза ВЛ80С (Т, К) делаются по три кривых ослабления поля (ОП), причем мощность электровоза на ОП больше, чем на полном поле. По тяговой характеристике видно, что с увеличением скорости движения сила тяги снижается. На характеристике наносится кривая ограничения силы тяги. Для электровозов это ограничение по сцеплению колеса с рельсом, которое показывает, на какой позиции какую максимальную силу тяги можно реализовать. На тяговой характеристике наносятся значения часовой и длительной скорости и силы тяги.
Мощность двигателей принято характеризовать двумя значениями:
мощностью продолжительного режима, т. е. такой наибольшей мощностью, развивая которую, двигатель не нагреется свыше наибольшей допустимой температуры за продолжительное время работы;
часовой мощностью — такой наибольшей мощностью, развивая которую, двигатель нагреется от холодного состояния до наибольшей допустимой температуры за 1 ч.