ОСЛАБЛЕНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ ТЯГОВЫХ электроДВИГАТЕЛЕЙ НА ХОДОВЫХ ПОЗИЦИЯХ

Ослабление возбуждения тяговых электродвигателей на электровозах ВЛ11

Для перевода тяговых электродвигателей с полного возбуждения на ослабленное возбуждение (ОВ1-ОВ4) тормозная рукоятка контроллера машиниста КтМ устанавливается на позиции ОП1, ОП2, ОП3 или ОП4.

Позиция ОП1

Замыкаются КЭ тормозного вала 99-100 и 101-102. Образуются параллельные цепи:

· провод 502, КЭ 99-100, провод Э531, блокировка контактора ОВ4 К40 (с № 490 – К36), провод 538, блокировка рекуперативного контактора К24, провод Э586 или 579, контакты реле исполнительных органов датчиков боксования ДкБ1 и ДкБ2, провода 539 и 543, катушки вентилей контакторов К33 и К34, провод 540, две блокировки тормозного переключателя ПкТ, провод 400, “корпус“;

· на “С” и “СП” соединении тяговых электродвигателей провод Э586 или 579, блокировка ПкГ, провод 541, диоды Д64 и Д65, провода 539 и 543, катушки вентилей контакторов К33

и К34, провод 540 и далее - на “корпус”. Включаются контакторы ослабления возбуждения первой ступени К33 и К34;

· провод 502, КЭ 101-102, провод Э532, катушка реле РП18, провод 500, “корпус”. Включается промежуточное реле РП18, исключающее перевод тяговых электродвигателей в режим ОВ4 при боксовании электровоза на “С” и “СП” соединениях при следовании в режиме любого ослабления возбуждения;

· провод Э532, блокировка промежуточного реле РП21, провод 549, катушка низковольтного электромагнитного контактора К61, провод 500, “корпус”. Включается контактор буферной защиты К61;

· провод Э532, блокировка контактора К61, провод 546 (на электровозах с № 490 – Э533), блокировка контактора ОВ1 К33, провод 547, блокировка контактора ОВ1 К34, провод 538 и далее по цепям катушек контакторов К33 и К34 на “корпус“.

Таким образом, катушки вентилей контакторов первой ступени ослабления возбуждения К33 и К34 на позиции ОП1 имеют две цепи: первую от провода Э531, вторую - от провода Э532.

Примечание:

· на части электровозов с системой САУРТ, во избежание перевода тормозной рукоятки на позиции ОП на реостатных позициях главной рукоятки КтМ (механическая блокировка отсутствует), напряжение в цепи ОВ1 и ОВ2-ОВ4 подается от провода 502 через КЭ 5-6 (цепь катушек контакторов К33 и К34) и КЭ 7-8 (вторая цепь для катушек вентилей К33, К34 и цепи катушек вентилей контакторов К35, К36, К37, К39, К40) главного вала, замкнутых на ходовых позициях 21 и 37 главной рукоятки.

После включения контакторов К33 и К34 параллельно обмоткам возбуждения тяговых электродвигателей М1, М2 и М3, М4, подключаются цепи, состоящие из резисторов R3 и R4 и двухкатушечных индуктивных шунтов L3 и L4.

В схеме силовой цепи 75% тока обмоток якорей тяговых электродвигателей М1, М2 и М3, М4 протекает по их обмоткам возбуждения к КЭ ПкД1 в проводах 047-048 и КЭ ПкД2 в проводах 096-115 и 25% - через контакты контакторов ОВ1 К33 и К34, резисторы R3 и R4 (секции 1-5 R =0,2329 Ом), катушки индуктивных шунтов L3 и L4 к этим же контактам КЭ ПкД1 и ПкД2.

Позиция ОП2

Размыкается КЭ 99-100 и замыкается КЭ 103-104. После размыкания КЭ 99-100 катушки вентилей контакторов ОВ1 К33 и К34 будут иметь цепь только от провода Э532. Через контакты КЭ 103-104 образуется цепь: провод 502, КЭ 103-104, провод Э533, катушка вентиля контактора К35, провод 500, “корпус”. Включаются контакторы ослабления возбуждения второй ступени К35 и К36 (рис.5.1) с одним пневматическим приводом.

В схеме силовой цепи 55% тока обмоток якорей тяговых электродвигателей М1, М2 и М3, М4 протекает по их обмоткам возбуждения к контактам КЭ ПкД1 в проводах 047-048 и ПкД2 в проводах 096-115, и 45% - через контакты контакторов ОВ1 К33 и К34, ОВ2 К35 и К36, резисторы R3 и R4 (секции 1-2 R = 0,1606 Ом), катушки индуктивных шунтов L3 и L4 к этим же контактам КЭ ПкД1 и ПкД2.

Позиция ОП3

Замыкается КЭ 105-106. Образуется цепь: провод 502, КЭ 105-106, провод Э534, катушка вентиля контактора К37, провод 500, “корпус”. Включаются контакторы ослабления возбуждения третьей ступени К37 и К38 с одним пневматическим приводом.

В схеме силовой цепи 43% тока обмоток якорей тяговых электродвигателей М1, М2 и М3, М4 протекает по их обмоткам возбуждения к контактам КЭ ПкД1 в проводах 047-048 и к КЭ ПкД2 в проводах 096-115, и 57% - через контакты контакторов ОВ1 К33 и К34, ОВ3 К37 и К38, резисторы R3 и R4 (секции 1-3 R = 0,0401 Ом), катушки индуктивных шунтов L3 и L4 к этим же контактам КЭ ПкД1 и ПкД2.

Позиция ОП4

Замыкается КЭ 107-108. Образуется цепь: провод 502, КЭ 107-108, провод Э535, катушка вентиля контактора К39, провод 540, две блокировки ПкТ, провод 400, “корпус”. Включаются контакторы ослабления возбуждения четвертой ступени К39 и К40, с одним пневматическим приводом.

В схеме силовой цепи 36% тока обмоток якорей тяговых электродвигателей М1, М2 и М3, М4 протекает по их обмоткам возбуждения к контактам КЭ ПкД1 в проводах 047-048 и ПкД2 в проводах 096-115, и 64% - через контакты контакторов ОВ1 К33 и К34, ОВ4 К39 и К40, резисторы R3 и R4 (секции 1-4 R = 0,0099 Ом), катушки индуктивных шунтов L3 и L4 к этим же контактам КЭ ПкД1 и ПкД2.

5.2. Ослабление возбуждения тяговых электродвигателей на электровозах ВЛ11М

Позиция ОП1

При установке тормозной рукоятки контроллера машиниста КтМ на эту позицию замыкаются КЭ тормозного вала 95-96 и 97-98. Образуются параллельные цепи:

· провод 502, КЭ 95-96, провод Э531, блокировка контактора ОВ2 К36, провод 538, блокировка рекуперативного контактора К24, провод 579, блокировки реле исполнительных органов датчиков боксования ДкБ1 и ДкБ2, провода 539 и 543, катушки вентилей контакторов К33 и К 34, провод 450, блокировка ПкТ2, провод 400, “корпус”;

· на “С” и “СП” соединениях: блокировка группового переключателя ПкГ2, провод 541, диоды Д64 и Д65, провода 539 и 543, катушки вентилей контакторов К33 и К34, провод 450 и далее на “корпус”. Включаются контакторы ослабления возбуждения первой ступени К33 и К34;

· провод 502, КЭ 97-98, провод Э532, блокировка реле перегрузки тяговых электродвигателей РТ35, контакты реле повышенного напряжения РН10, блокировка реле перегрузки тяговых электродвигателей РТ36, катушка промежуточного реле РП18, провод 500, “корпус”. Включается реле буферной защиты РП18. После его включения от провода Э532 образуется параллельная цепь на катушки вентилей контакторов ОВ1 К33 и К34: контакты реле РП18, провод Э533, блокировка контактора ОВ1 К33, провод 547, блокировка контактора ОВ1 К34, провод 538, блокировка рекуперативного контактора К24, и далее по цепи катушек вентилей контакторов К33 и К34 на “корпус”.

Таким образом, на позиции ОП1, катушки вентилей контакторов первой ступени ослабления возбуждения К33 и К34 имеют две цепи: первая - от провода Э531, вторая - от провода Э532. Действие схемы силовой цепи аналогично ее действию на электровозах ВЛ11.

Позиции ОП2- ОП4

Действие схемы цепей управления и схемы силовой цепи аналогично их действию на электровозах ВЛ11.

Таким образом, особенностью схемы ослабления возбуждения на электровозах ВЛ11М является то, что не установлен контактор К61, а промежуточное реле РП18 выполняет функции аппарата буферной защиты, т.к. в цепь его катушки включены контакты реле повышенного напряжения РН10 и реле перегрузки РТ35 и РТ36 тяговых электродвигателей.

6. ДЕЙСТВИЕ СХЕМЫ в аварийных режимах на электровозах вл11, вл11м

Наши рекомендации