Уравнение движения электропривода при переменном моменте инерции
В некоторых технологических установках момент инерции механизма меняется в зависимости от положения исполнительного органа. В качестве примера такой установки можно привести мотор-компрессор, используемый в качестве вспомогательной машины на подвижном составе, а также в ремонтных и эксплуатационных депо. В кривошипно-шатунном механизме поршневых компрессоров момент инерции зависит от положения поршня. В этом случае уравнение движения записывается в виде
,
где φ – угловое положение исполнительного органа рабочего механизма.
Величина dJ/dφ показывает зависимость приведенного момента инерции от положения исполнительного органа рабочего механизма.
Механические характеристики электроприводов
Моменты М и Мс могут зависеть от времени, от положения, от скорости. Наиболее важна связь моментов М и Мс с частотой вращения . Зависимости и называют механическими характеристиками соответственно двигателя и нагрузки (механизма). Механические характеристики используются при анализе и расчетах статических и динамических режимов электропривода.
Механические характеристики принято оценивать их жесткостью, которая определяется как
Они бывают абсолютно жесткими β=∞ (рис.9 линия 1), абсолютно мягкими β=0 (рис.9 линия 2) могут иметь отрицательную (рис.9 линия 3) или положительную жесткость (рис.9 линия 4).
Рис.9. Механические характеристики
Определение установившегося режима
Механические характеристики двигателя и нагрузки, рассматриваемые совместно, позволяют определить частоту вращения и момент в установившемся (статическом) режиме wуст и Муст. Если отразить зеркально относительно оси скорости характеристику Мс (рис. 10), то точка А пересечения отраженной кривой - Мс с характеристикой двигателя М определит установившийся режим, поскольку выполнится условие М+(-Мс)= 0 или , отрезки АВ и ВС будут равными.
Рис.10. К определению установившегося режима
Статическая устойчивость установившегося режима
Механические характеристики двигателя и нагрузки позволяют определить, будет ли статически устойчив установившийся режим, т.е. вернется ли система после воздействия любого случайного возмущения к исходному статическому состоянию - рис. 11,а, или не вернется - рис. 11,б.
а) б)
Рис. 11. К определению статической устойчивости
В первом случае (рис. 11,а) показано, что любое случайное возмущение сопровождается преобладанием вращающего момента М над моментом сопротивления Мс, и равновесие восстанавливается, система возвращается в исходное состояние. Во втором случае (рис. 11,б) такое же случайное изменение частоты вращения приводит к преобладанию момента сопротивления, и равновесие не восстанавливается - система статически неустойчива.
Асинхронный электропривод.