Структура электропривода. Выбор мощности электропривода.
ВВЕДЕНИЕ
Электропривод - это управляемая электромеханическая система. Её основное назначение - преобразовывать электрическую энергию в механическую и управлять этим процессом. Электропривод нашел свое применение практически во всех технологических процессах на железнодорожных предприятиях. Знать особенности и принципы построения электроприводов различных типов, законы управления ими, а также уметь выбрать электропривод для нужд конкретной установки необходимо каждому инженеру.
Структура электропривода. Выбор мощности электропривода.
Согласно ГОСТ Р 50369-92 электропривод – электромеханическая система, состоящая в общем случае из взаимодействующих преобразователей электроэнергии, электромеханических и механических преобразователей, управляющих и информационных устройств и устройств сопряжения с внешними электрическими, механическими, управляющими и информационными системами, предназначенная для приведения в движение исполнительных органов рабочей машины и управления этим движением в целях осуществления технологического процесса.
Преобразователь электрической энергии - электротехническое устройство, преобразующее электрическую энергию с одними значениями параметров и/или показателей качества в электрическую энергию с другими значениями параметров и/или показателей качества.
Электродвигатель – электромеханический преобразователь, предназначенный для преобразования электрической энергии в механическую.
Механическая передача электропривода – механический преобразователь, предназначенный для передачи механической энергии от электродвигателя к исполнительному органу рабочей машины и согласованию вида и скоростей их движения.
Управляющее устройство электропривода - устройство, предназначенное для формирования управляющих воздействий в электроприводе.
Информационное устройство электропривода - устройство, предназначенное для получения, преобразования, хранения, распределения и выдачи информации о переменных электропривода, технологического процесса и сопредельных систем для использования в системе управления электропривода и внешних информационных системах.
Устройство сопряжения электропривода – совокупность электрических и механических элементов, обеспечивающих взаимодействие электропривода с сопредельными системами и отдельных частей электропривода.
Система управления электропривода – совокупность управляющих и информационных устройств и устройств сопряжения электропривода, предназначенных для управления электромеханическим преобразованием энергии с целью обеспечения заданного движения исполнительного органа рабочей машины.
Система управления электроприводом - внешняя по отношению к электроприводу система управления более высокого уровня, поставляющая необходимую для функционирования электропривода информацию.
В общем виде структуру электропривода можно представить в виде рис.1
Рис.1. Структура электропривода.
ИП – источник питания, ПЭЭ – преобразователь электрической энергии, ЭМП – электромеханический преобразователь, МП – механическое преобразующее устройство (механическая передача), ИО – исполнительный орган рабочего механизма, ИУ – информационное устройство, СУ ЭП – система управления электропривода
Типы электроприводов
Согласно ГОСТ Р 50369-92 принята классификация электроприводов:
- по функциональному назначению – электроприводы вращательного движения, электроприводы поступательного движения, электроприводы вращательно-поступательного (вибрационного) движения, электроприводы непрерывного движения, электроприводы дискретного движения и т.д.;
- по физическим принципам преобразования электрической энергии – электромашинный привод, электромагнитный привод, электростатический привод, пьезоэлектрический привод;
- по структуре – электропривод с разомкнутой (замкнутой) системой управления, электрический вал, редукторный (безредукторный) электропривод, маховичный электропривод, дифференциальный электропривод и т.д.;
- по технической реализации – электропривод постоянного (переменного) тока, взрывозащищенное электрооборудование, электропривод с вентильным двигателем, система «генератор-двигатель» («статический преобразователь-двигатель») и т.д.
Уравнение движения
Уравнение движения используется при расчете механических переходных процессов и обычно записывается в форме Коши
.
Моменты сопротивления делят на:
– реактивные – моменты от сжатия, резания и т.д., препятствующие движению исполнительного органа (меняют знак при изменении направления движения);
– активные (потенциальные) – моменты от сил тяжести, растяжения и сжатия. Названы потенциальными, поскольку связаны с изменением потенциальной энергии электропривода. Не меняют знак при изменении вращения.
Вращающий момент считается положительным, если его направление совпадает с направлением движения привода, в противном случае, он считается отрицательным.
Исходя из возможных режимов работы электропривода, уравнение движения в общем виде выглядит следующим образом
.
Асинхронный электропривод.
Закон М.П. Костенко
В ряде случаев не требуется поддерживать мгновенное значение момента, равное критическому. В этом случае пользуются соотношением Mj/Mк=const и пользуются следующей формулой (закон М.П. Костенко)
,
где Mc*=Mc/Mн – относительное значение статического момента при данной частоте вращения.
При использовании закона М.П. Костенко для Mc*=1 при превышении значения f*=1 дальше меняется только частота при постоянном значении U* =1, поскольку невозможно превысить значение напряжения источника питания. В этом случае электропривод работает в режиме постоянства мощности и получают механические характеристики, показанные на рис.17
Рис.17 Механические характеристики асинхронного двигателя
Синхронный электропривод
Реостатное регулирование
Это самый простой и самый неблагоприятный способ регулирования скорости и (или) момента. В якорную цепь последовательно, если питание осуществляется от источника напряжения (рис. 35,а), включаются дополнительные резисторы.
а) б)
Рис. 35. Схема (а) и характеристики (б) при реостатном регулировании двигателя независимого возбуждения
Скорость идеального холостого хода при включении Rд не изменится, а наклон характеристик будет увеличиваться пропорционально R = Rя+Rд.
Соотношение позволяет легко решать прямую задачу - построить характеристики, если задано R, и обратную - найти R и Rд для заданной характеристики. Так, на рис. 35,б
, , ,
.
В электроприводе с двигателем последовательного возбуждения при U=Uн (рис. 36,а) и известной естественной характеристике
можно использовать уравнение искусственных характеристик при реостатном регулировании
а) б)
Рис. 36. Схема (а) и характеристики (б) при реостатном регулировании двигателя последовательного возбуждения
Механическая характеристика может быть построена по известной зависимости М(I). Примерный вид механических характеристик при реостатном регулировании показан на рис. 36б.
ВВЕДЕНИЕ
Электропривод - это управляемая электромеханическая система. Её основное назначение - преобразовывать электрическую энергию в механическую и управлять этим процессом. Электропривод нашел свое применение практически во всех технологических процессах на железнодорожных предприятиях. Знать особенности и принципы построения электроприводов различных типов, законы управления ими, а также уметь выбрать электропривод для нужд конкретной установки необходимо каждому инженеру.
Структура электропривода. Выбор мощности электропривода.
Согласно ГОСТ Р 50369-92 электропривод – электромеханическая система, состоящая в общем случае из взаимодействующих преобразователей электроэнергии, электромеханических и механических преобразователей, управляющих и информационных устройств и устройств сопряжения с внешними электрическими, механическими, управляющими и информационными системами, предназначенная для приведения в движение исполнительных органов рабочей машины и управления этим движением в целях осуществления технологического процесса.
Преобразователь электрической энергии - электротехническое устройство, преобразующее электрическую энергию с одними значениями параметров и/или показателей качества в электрическую энергию с другими значениями параметров и/или показателей качества.
Электродвигатель – электромеханический преобразователь, предназначенный для преобразования электрической энергии в механическую.
Механическая передача электропривода – механический преобразователь, предназначенный для передачи механической энергии от электродвигателя к исполнительному органу рабочей машины и согласованию вида и скоростей их движения.
Управляющее устройство электропривода - устройство, предназначенное для формирования управляющих воздействий в электроприводе.
Информационное устройство электропривода - устройство, предназначенное для получения, преобразования, хранения, распределения и выдачи информации о переменных электропривода, технологического процесса и сопредельных систем для использования в системе управления электропривода и внешних информационных системах.
Устройство сопряжения электропривода – совокупность электрических и механических элементов, обеспечивающих взаимодействие электропривода с сопредельными системами и отдельных частей электропривода.
Система управления электропривода – совокупность управляющих и информационных устройств и устройств сопряжения электропривода, предназначенных для управления электромеханическим преобразованием энергии с целью обеспечения заданного движения исполнительного органа рабочей машины.
Система управления электроприводом - внешняя по отношению к электроприводу система управления более высокого уровня, поставляющая необходимую для функционирования электропривода информацию.
В общем виде структуру электропривода можно представить в виде рис.1
Рис.1. Структура электропривода.
ИП – источник питания, ПЭЭ – преобразователь электрической энергии, ЭМП – электромеханический преобразователь, МП – механическое преобразующее устройство (механическая передача), ИО – исполнительный орган рабочего механизма, ИУ – информационное устройство, СУ ЭП – система управления электропривода