Воздухопровод и арматура. Приборы торможения.
Воздухопроводпредставляет собой стальную бесшовную трубу с резьбой трубной цилиндрической. Внутренний диаметр труб питательной и тормозной магистралей
1 ¼″ (34,3 мм). Отростки (отводы) для подключения тормозных приборов и арматуры должны иметь внутренний диаметр не менее 20 мм. Трубопроводы от воздухораспределителя к запасному резервуару и тормозному цилиндру должны иметь внутренний диаметр не менее 15 мм. Радиус изгиба магистральных труб должен быть не менее 500 мм, подводящих труб не менее 100 мм. Не допускается провисание магистральных труб по отношению к горизонтальной плоскости проходящей через оси концевых кранов.
Воздухопровод от источника сжатого воздуха (компрессора) до крана машиниста принято называть питательной магистралью (ПМ),а за краном машиниста тормозной магистралью (ТМ).
К арматуре относятся соединительные рукава, краны, пневматические клапаны, маслоотделители, фильтры и пылеловки.
Концевой кран.
Концевой кранпредназначен для перекрытия переднего и заднего концов питательной и тормозной магистрали.
Концевой кран усл. №190 состоит из корпуса (1), клапана (2) с отражателем на торце, двух резиновых колец (3), эксцентрикового кулачка (4), гайки (5) и ручки (6), которая крепится на квадрате кулачка шплинтом. Отверстие (А) диаметром 2,5 мм препятствует вырыву левого резинового кольца из гнезда воздухом при резком открывании крана.
В закрытом кране (ручка расположена вертикально) палец (6) клапана (2) отклоняется от вертикальной осевой линии на 4° и сжимает левое резиновое кольцо на 3-4 мм, сообщая отросток крана со стороны соединительного рукава с атмосферным отверстием (Ат) диаметром 6 мм.
Концевые краны устанавливаются под углом 60° к вертикали. Расстояние от оси корпуса концевого крана до вертикальной осевой плоскости автосцепки должно быть не более 350 мм, до уровня верха головок рельсов – не менее 860 мм.
Переключательный клапан.
Переключательный клапан предназначен для автоматического отключения воздухораспределителя от тормозного цилиндра при действии крана вспомогательного тормоза и наоборот.
Переключательный клапан состоит из корпуса (1), крышки (4) и клапана (2) с двумя прокладками (3). Клапан (2) имеет направление в цилиндрической части крышки (4).
Соединительный рукав.
Соединительный рукавусл.№Р17 служит для соединения воздухопроводов локомотива и вагонов в одну общую тормозную магистраль.
Резинотекстильная трубка (3) насаживается одним концом на наконечник (1), другим – на головку (5). На расстоянии 8-12 мм от торцов трубки надеваются хомутики (4), стягиваемые болтами (2). Место соединения двух головок уплотняется прокладочными кольцами (6). При случайном разъединении вагонов в поезде головки рукавов саморасцепляются.
Срок годности рукава 6 лет. В эксплуатации каждый рукав подлежит испытанию одинраз в шесть месяцев на прочность гидравлическим давлением 10 атм. в течение 1-2 мин. и на воздухонепроницаемость давлением 7 атм. в течение 5-10 мин. в воде.
На годном рукаве ставится пломба с указанием места и даты испытания.
Выпускные клапаны
назначение
Выпускной одинарный клапан № 31 служит для отпуска вручную тормоза отдельного вагона, а также для выпуска воздуха из рабочих камер при выключении воздухораспределителя.
устройство
Клапан состоит из корпуса 5, в который ввернут штуцер 1, и ручки 8, подвешенной к корпусу 5 на двух шпильках 7. Внутри корпуса 5 находится клапан, состоящий из стержня 6, шайбы 3 и прокладки 4, прижимаемой к седлу пружиной 2.
Действие
При оттягивании ручки в сторону противоположный конец ее упирается в шпильку 7, а средняя часть – в хвостовик стержня 6 и приподнимает клапан, сообщая камеру над клапаном с атмосферой.
Выпускной двойной клапан № 146 имеет корпус 1, в который на резьбе ввернуты два седла 6 с клапанами, состоящими из направляющей части 5 с хвостовиком, уплотняющего резинового кольца 4 и головки 3. Клапан прижимается к седлу 5 пружиной 2.Снизу к корпусу 1 на двух болтах прикреплен стакан 10 с атмосферными отверстиями А, внутри которого находится толкатель 9 с пружиной 8 и ручка 7. Хвостовик направляющей части 5 клапана выступает из седла 6 не менее чем на 2,5 мм, при этом между востовиком и толкателем 9 образуется небольшой зазор.
Если поднять ручку 7 в любую сторону толкатель 9 приподнимается вверх и отжимает клапаны от седел 6. Тем самым произойдет выпуск воздуха из запасного резервуара и рабочей камеры воздухораспределителя в атмосферные отверстия седла 6 (три отверстия диаметром по 2,5 мм) за 10-15 с. Для уравнивания времени выпуска воздуха из ЗР и РК вследствие разных их объемов в канал РК запрессован ниппель 11 с отверстием диаметром 3 мм.
Малый фильтр.
Очистка воздуха поступающего к отдельным тормозным приборам, производится малым фильтром № Э-114,устанавливаемым на трубопроводах. Он состоит из корпуса (1), фильтрующей набивки (2) – конский волос, и крышки (3). Набивка слегка промасливается и закладывается между сетчатыми шайбами.
Пылеловка
Пылеловка№ 321-003служит для очистки воздуха, поступающего из магистрали к воздухораспределителю. С 1969г взамен пылеловок выпускаются тройники № 573 которые одновременно являются кронштейном для крепления магистральной трубы на раме.
Приборы торможения.
Воздухораспределители предназначены для изменения давления в тормозных цилиндрах локомотивов и вагонов в зависимости от изменения давления в тормозной магистрали, а также для зарядки запасных резервуаров.
На подвижном составе железных дорог применяются следующие типы воздухораспределителей:
* на пассажирских локомотивах и вагонах – непрямодействующие;
* на грузовых локомотивах и вагонах – прямодействующие с бесступенчатым
(равнинным) и ступенчатым (горным) режимами отпуска.