Теоретические основы эксперемента

Условие резонанса

Резонансом токов в цепи с параллельно соединенными катушкой индуктивности и емкостью (рис. 6.1, а) называется режим, при котором токи в ветвях превышают ток, потребляемый из сети, и возникает при совпадении частоты питающего напряжения с частотой собственных колебаний контура теоретические основы эксперемента - student2.ru .

Электрическую цепь, в которой возникает резонанс токов - параллельный контур - широко используют в практике. Так, резонансные цепи радиоприёмных и передающих устройств выполнены по схеме параллельного контура.

теоретические основы эксперемента - student2.ru

Рис. 6.1. Параллельный контур: а - схема сопротивлений; б - схема проводимостей

При резонансе токов происходит обмен энергией между катушкой индуктивности и конденсатором, а электрическая сеть только восполняет потери. (В случае идеального контура, при отсутствии потерь, ток, потребляемый из сети равен 0). Для существования такого обмена необходимо, чтобы реактивная мощность катушки индуктивности была равна мощности конденсатора - энергетическое условие резонанса

теоретические основы эксперемента - student2.ru ,

где теоретические основы эксперемента - student2.ru - мгновенное значение мощности индуктивности; теоретические основы эксперемента - student2.ru - мгновенное значение мощности емкости при резонансе. Электрическое условие резонанса, показывающее соотношения между токами катушки и конденсатора при достижении резонанса, проще получить, рассматривая эквивалентную схему проводимостей (рис. 6.1, б). Для схемы (рис. 6.1, б) имеем:

теоретические основы эксперемента - student2.ru и теоретические основы эксперемента - student2.ru .

Откуда получаем, что для достижения резонанса необходимо, чтобы реактивные составляющие токов катушки и конденсатора были равны:

теоретические основы эксперемента - student2.ru или теоретические основы эксперемента - student2.ru (6.2)

Записав выражения для реактивных составляющих токов через соответствующие проводимости

теоретические основы эксперемента - student2.ru и теоретические основы эксперемента - student2.ru

получаем, что для достижения резонанса токов необходимо, чтобы реактивные проводимости катушки индуктивности и конденсатора были равны:

теоретические основы эксперемента - student2.ru (6.3)

- параметрическое условие резонанса.

Параметрическое условие резонанса позволяет получить выражение для резонансной частоты параллельного контура. Действительно,

теоретические основы эксперемента - student2.ru и теоретические основы эксперемента - student2.ru .

После подстановки в (6.3) с учетом того, что теоретические основы эксперемента - student2.ru и теоретические основы эксперемента - student2.ru получим уравнение

теоретические основы эксперемента - student2.ru . (6.4)

При выполнении одного из условий резонанса остальные выполняются автоматически. Добротность контура показывает во сколько раз вынужденная реактивная составляющая тока больше тока, потребляемого из сети

теоретические основы эксперемента - student2.ru . (6.5)

Основные соотношения

Рассмотрим общую схему параллельного соединения катушки индуктивности и емкости (рис. 6.1, а). На основании первого закона Кирхгофа запишем:

теоретические основы эксперемента - student2.ru . (6.6)

Токи в ветвях могут быть найдены:

теоретические основы эксперемента - student2.ru ; теоретические основы эксперемента - student2.ru ; теоретические основы эксперемента - student2.ru ;

теоретические основы эксперемента - student2.ru ; теоретические основы эксперемента - student2.ru ; теоретические основы эксперемента - student2.ru .

Учитывая, что составляющие токов в неразветвлённой части цепи для схемы (рис. 6.1, б) проводимостей записываются:

теоретические основы эксперемента - student2.ru ; теоретические основы эксперемента - student2.ru ;

теоретические основы эксперемента - student2.ru ; теоретические основы эксперемента - student2.ru ;

теоретические основы эксперемента - student2.ru ; теоретические основы эксперемента - student2.ru ,

получим

теоретические основы эксперемента - student2.ru . (6.7)

Если в опыте, к примеру, резонанс достигается изменением емкости (при некотором значении теоретические основы эксперемента - student2.ru величина теоретические основы эксперемента - student2.ru равна теоретические основы эксперемента - student2.ru ), то величина тока теоретические основы эксперемента - student2.ru в неразветвленной части цепи достигает минимума. Это свойство обычно используется при измерении момента наступления резонанса.

Поскольку при резонансе теоретические основы эксперемента - student2.ru , то ток в неразветвлённой части цепи активный, т. е.

теоретические основы эксперемента - student2.ru .

Значение фазового сдвига для любых параметров цепи можно записать

теоретические основы эксперемента - student2.ru (6.8)

и при резонансе теоретические основы эксперемента - student2.ru , т. е. теоретические основы эксперемента - student2.ru .

Активная мощность

теоретические основы эксперемента - student2.ru (6.9)

во время эксперимента будет неизменной, если теоретические основы эксперемента - student2.ru теоретические основы эксперемента - student2.ru . Добротность параллельного контура

теоретические основы эксперемента - student2.ru

в общем случае имеет довольно сложную зависимость (6.7). В случае теоретические основы эксперемента - student2.ru , выражения для теоретические основы эксперемента - student2.ru становится проще:

теоретические основы эксперемента - student2.ru .

Основные характеристики

В данной работе экспериментально исследуются зависимости теоретические основы эксперемента - student2.ru , теоретические основы эксперемента - student2.ru , теоретические основы эксперемента - student2.ru , теоретические основы эксперемента - student2.ru от теоретические основы эксперемента - student2.ru . При теоретические основы эксперемента - student2.ru теоретические основы эксперемента - student2.ru теоретические основы эксперемента - student2.ru , теоретические основы эксперемента - student2.ru , поэтому ток в неразветвленной части равен току через катушку индуктивности (индуктивно-активная нагрузка). По мере увеличения теоретические основы эксперемента - student2.ru теоретические основы эксперемента - student2.ru увеличивается, а реактивная составляющая тока теоретические основы эксперемента - student2.ru (6.7) уменьшается, уменьшается и весь ток теоретические основы эксперемента - student2.ru , достигая минимума при резонансе. Дальнейшее увеличение емкости ведет к увеличению тока, нагрузка - емкостно-активная. Коэффициент мощности (6.8) имеет максимум при резонансе и уменьшается, если теоретические основы эксперемента - student2.ru и теоретические основы эксперемента - student2.ru . Ток через конденсатор (при теоретические основы эксперемента - student2.ru )

теоретические основы эксперемента - student2.ru

линейно зависит от емкости конденсатора.

Векторная диаграмма

Векторная диаграмма строится на основании уравнения

теоретические основы эксперемента - student2.ru . (6.6)

Если известны все токи теоретические основы эксперемента - student2.ru , теоретические основы эксперемента - student2.ru , теоретические основы эксперемента - student2.ru , то можно построить треугольник токов. Однако неизвестность фазовых сдвигов между токами и
напряжениями не позволяет построить вектор напряжения. Поэтому на
практике чаще всего векторы токов теоретические основы эксперемента - student2.ru и теоретические основы эксперемента - student2.ru раскладываются на активную и
реактивную составляющие. В этом случае векторная диаграмма строится
на основании уравнения

теоретические основы эксперемента - student2.ru . (6.10)

Построение диаграммы начинают с вектора напряжения (рис. 6.2), (цифры указывают порядок построения). Из точки 0 строится активная составляющая тока теоретические основы эксперемента - student2.ru (2), из точки B - реактивная составляющая - теоретические основы эксперемента - student2.ru (3). Вектор теоретические основы эксперемента - student2.ru (4) равен сумме активной и реактивной составляющих. Фазовый сдвиг между током теоретические основы эксперемента - student2.ru и напряжением теоретические основы эксперемента - student2.ru равен теоретические основы эксперемента - student2.ru . Вектор теоретические основы эксперемента - student2.ru строится аналогично вектору тока первой ветви (5, 6, 7). Вектор тока неразветвленной части цепи находится как сумма векторов теоретические основы эксперемента - student2.ru и теоретические основы эксперемента - student2.ru (точки 0 и D). Вектор тока теоретические основы эксперемента - student2.ru (8) можно разложить на активную составляющую теоретические основы эксперемента - student2.ru (9) и реактивную теоретические основы эксперемента - student2.ru (10). Из векторной диаграммы видно, что

теоретические основы эксперемента - student2.ru ,

теоретические основы эксперемента - student2.ru .

теоретические основы эксперемента - student2.ru

Рис. 6.2. Векторная диаграмма для параллельного контура

Наши рекомендации