Трансформаторы малой мощности на электровозе ВЛ80С.

Трансформатор Т-3 сх.№77

Предназначен для автономного питания системы «земляной защиты».

Состоит: двухстержневого магнитопровода и катушки. Катушка имеет две изолированные друг от друга обмотки. Первичная 1460 витков, вторичная 890 витков. Катушка имеет корпусную изоляцию и закреплена на м.проводе спец. клиньями. Магнитопровод шихтованный 0,35 мм. Стянут боковинами являющимися лапами для крепления на панели. С двух сторон закреплены шпильки к которым крепятся вывода. На последних сериях электровоза данный тр-р заменен на ТР-18 у которого U1 =400В, а U2=242В. Трансформаторы малой мощности на электровозе ВЛ80С. - student2.ru

Трансформатор ТР-45 сх.№ТН

Предназначен для питания цепей БРН (бесконтактный регулятор напряжения) и управляющей обмотки ТРПШ.

Состоит: двухстержневого магнитопровода и катушки. Катушка имеет первичную и две вторичные обмотки. Между вторичными и первичной обмотками проложен экран, т.е. намотан слой медной проволоки соединенный с корпусом для исключения воздействия магнитных потоков рассеивания на вторичные обмотки Магнитопровод шихтованный, катушка закреплена на нем спец клиньями. Установлен выше ТРПШ в ВВК1. Трансформаторы малой мощности на электровозе ВЛ80С. - student2.ru

Трансформатор ТН-1 сх.№112

Предназначен для питания сельсин датчика указателя позиций.

Состоит: двухстержневого магнитопровода и двух катушек. Магнитопровод шихтованный, катушка закреплена на нем спец клиньями. Установлен на панели №2 в трансформаторном отсеке. Трансформаторы малой мощности на электровозе ВЛ80С. - student2.ru

Трансформатор ТР-228 сх.№192

Предназначен для понижения напряжения с целью питания элементов обогрева электрооборудования расположенного в кузове электровоза (краны продувки, ЭКГ, компрессор, радиостанция и т.д.).

Состоит: трехстержневого магнитопровода броневого типа и катушки имеющей две обмотки, а также экран заземленный на корпус. Магнитопровод шихтованный, катушка закреплена на нем спец клиньями. Трансформаторы малой мощности на электровозе ВЛ80С. - student2.ru

Трансформатор ТК-40 сх.№23

Предназначен для питания токовой обмотки счетчика активной энергии.

Шина первичной обмотки тягового трансформатора является первичной обмоткой для данного тр-ра. Вторичной обмоткой является несколько витков провода намотанных на первичную обмотку. При протекании тока по первичной обмотке тр-ра в витках наводится ЭДС которая поступает на обмотку счетчика изменяя скорость вращения диска

Переходной реактор ПРА-48

Схемный №25, предназначен:

1. Для перехода с одной позиции на другую без разрыва силовой цепи.

2. Для уменьшения тока КЗ при замыкании секций ТТ при переходе с позиции на позицию.

3. Для деления напряжения секций пополам с целью уменьшения прибавки напряжения на ТЭД.

4. Разделяет ток нагрузки на два контактора ЭКГ, уменьшая подгар контактов.

Состоит: из двух одинаковых реакторов верхнего и нижнего, каждый из которых работает самостоятельно в своей полу обмотке ТТ. Каждый реактор состоит из четырёх спиральных катушек намотанных из двух параллельных алюминиевых шин сечением 8*60мм, с зазорами между ними 7мм. Каждая из катушек имеет 13 витков. Оба реактора установлены на гетинаксовым основании толщиной 30мм и в осевом направлении стянуты 8-мью дюралюминиевыми шпильками. Для уменьшения магнитных потоков рассеивания на торцевых частях каждого реактора крест на крест расположены специальные экранирующие пакеты набранные из листов электротехнической стали. Трансформаторы малой мощности на электровозе ВЛ80С. - student2.ru

Эти пакеты необходимы для предотвращения нагрева близлежащих металлических предметов от магнитных потоков рассеивания. Шины пропитаны специальным изоляционным лаком. Для предотвращения попадания между витками посторонних предметов над верхним реактором закреплены 4 асбоцементных листа. Установлен ПРА на крышке бака ТТ под ЭКГ, масса 450кг..

Принцип работы.

Переключение происходит следующим порядком:

1. ПРА обоими выводами подключается к одной отпайке №3, и ток нагрузки делится пополам между полу обмотками реактора, каждая полу обмотка создаёт свой магнитный поток. Суммарный магнитный поток реактора в этом случае будет равен нулю, т.к. ток в полу обмотках направлен встречно, из-за чего индуктивность реактора равна нулю, т.е. он не оказывает сопротивление для протекания тока. ПРА работает как делитель тока.

2. Один вывод ПРА подключается к отпайке №4 а другой остаётся подключенный к отпайке №3, при этом ПРА работает как делитель напряжения, т.к. напряжение начинает воздействовать на половину напряжения секций, 145/2=72,5В. Через ПРА протекает ток нагрузки и ток короткого замкнутой обмотки, при этом возникает неравенство токов в полу обмотках ПРА, появляется направленный магнитный поток, который резко увеличивает индуктивное сопротивление реактора, которое ограничивает ток КЗ. Из за протекания тока КЗ по ПРА его катушки нагреваются.

Позиции на которых ПРА работает как делитель тока называются ходовыми, их 9 позиций, а остальные 24 позиции переходные. На ходовых позициях можно ехать бесконечно долго, а на неходовых ПРА работает в режиме КЗ и сильно нагревается, поэтому на них рекомендуется ездить краткое время от 30 секунд до 3-х минут.

Сглаживающий реактор РС-53

Схемный №55, 56 предназначен для сглаживания пульсаций выпрямленного тока в цепи ТЭД.

Состоит из шихтованного магнитопровода на который на ребро намотана медная шина сечением 4*65мм, зазор между витками 4мм. Межвитковая изоляция выполнена на 1/3 высоты шины для лучшего охлаждения катушки, которая имеет 70 витков. С двух сторон реактор имеет 2 гитенаксовые боковины стянутые двумя дюралюминиевыми шпильками. Для лучшего охлаждения реактор сверху и снизу закрыт стеклопластиковым кожухом для подвода и отвода воздуха. Установлен между шкафами ВУК внизу. Масса реактора 800 кг. Принцип работы. Включается в силовую цепь последовательно с ТЭД увеличивая общую индуктивность цепи. Индуктивность реактора не постоянна и зависит от тока протекающего по катушке. При трогании с места, ток достигает больших значений при этом индуктивность реактора наименьшая (за счёт намагничивания сердечника). Трансформаторы малой мощности на электровозе ВЛ80С. - student2.ru

При увеличении скорости движения, напряжение на ТЭД возрастает, что вызывает увеличение пульсаций тока и повышения индуктивности катушки реактора, за счёт которой происходит сглаживание пульсаций. При появлении индуктивности в катушке, увеличивается ЭДС самоиндукции, направление которой всегда противоположно направлению пульсаций.

Индуктивный шунт ИШ-95.

Схемный №ИШ-1-4 предназначен для улучшения коммутации, равномерного распределения тока между обмоткой возбуждения ТЭД и шунтирующим резистором при включении ОП.

Состоит из сердечника и катушки. Сердечник набран из листов электротехнической стали и на него намотано на ребро медная шина сечением 3*45мм с зазором между витками 2мм. Сердечник находится между двух боковин стянутых тремя шпильками. Изоляцией является лак с выпечкой в печи. Установлены шунты в форкамере БСА-1 и БСА-2. Масса 110кг.

Трансформаторы малой мощности на электровозе ВЛ80С. - student2.ru

Принцип работы. Пульсирующий ток состоит из двух составляющих: переменной и постоянной. На переменную составляющую оказывает большое влияние индуктивное сопротивление сглаживания. Для постоянной составляющей, индуктивность роли не играет.

Трансформаторы малой мощности на электровозе ВЛ80С. - student2.ru

При включении резистора параллельно обмотке возбуждения, который обладает большим активным сопротивлением и малым индуктивным сопротивлением, появляется контур для прохождения тока с увеличенной переменной составляющей, которая протекая по якорю ухудшает коммутацию, в результате происходит переброс по коллектору. Для исключения неравномерного распределение тока между ОВ и резистором, т.е. исключение контура, в параллельную цепь добавили индуктивный шунт, увеличивающий индуктивное сопротивление и улучшает коммутацию ТЭД.

Дроссели и фильтры

Дроссель Д51 сх. №ДП

Предназначен для снижения уровня радиопомех при работе электровоза. Состоит из опорного изолятора на котором в изоляционных планках закреплена катушка из меди сечением 3×20 мм. Установлен на крыше электровоза рядом с токоприемником. Трансформаторы малой мощности на электровозе ВЛ80С. - student2.ru

Дроссель ДС1 сх.№ДС1

Предназначен для сглаживания пульсаций выпрямленного тока в цепях управления. Состоит из трехстержневого магнитопровода на средний стержень которого намотана катушка. Катушка находится в изоляционном цилиндре из стеклопластика и пропитана в лаке. В цепь включается последовательно, установлена в ВВК1 рядом с ТРПШ. Трансформаторы малой мощности на электровозе ВЛ80С. - student2.ru

Дроссель ДС3 сх.№ДС3

Предназначен для сглаживания пульсаций выпрямленного тока в заряда аккумуляторной батареи. Состоит из двухстержневого магнитопровода на один из стержней которого намотана катушка. Катушка пропитана в лаке и покрыта эмалью, установлена рядом с ДС1. Трансформаторы малой мощности на электровозе ВЛ80С. - student2.ru

Полупроводниковые приборы

Основой полупроводникового вентиля является монокристалл кремния или германия с одной стороны которого вводятся атомы фосфора а с другой бора с различным числом электронов, в следствии чего со стороны фосфора образуется отрицательная область n(-), а со стороны бора положительная Р(+). При взаимодействии двух областей образуется Р-n переход который создает сопротивление R для протекания тока через пластину монокристалла.

Трансформаторы малой мощности на электровозе ВЛ80С. - student2.ru

При подключении обратного напряжения заряженные частицы уходят к краям пластины увеличивая Р-n переход в результате чего электрический ток через пластину не протекает.

При подключении прямого напряжения свободные заряженные частицы подходят к друг другу максимально уменьшая Р-n переход в пластине, при этом начинается обмен заряженных частиц т.е. через пластину начинает протекать электрический ток.

Диод – это полупроводниковый вентиль пропускающий ток только в одном направлении.

Лавинный диод – это диод который после пробоя и уменьшения обратного напряжения восстанавливает свои свойства полупроводника, т.е. не выходит из строя.

Тиристор – это полупроводниковый вентиль который имеет три Р-n перехода и пропускает электрический ток только в одном направлении, но только после подачи отпирающего электрического импульса на его управляющий электрод

Основные параметры характеризующие вентиль

1. Предельный ток – это максимально допустимое значение тока длительно протекающего через вентиль при максимально допустимой температуре.

2. Прямое падение напряжения – характеризует сопротивление вентиля в прямом направлении от которого зависит распределение тока в параллельно включенных вентилях.

3. Обратное напряжение – это наибольшее мгновенное значение напряжения прикладываемого к вентилю в обратном направлении, а к тиристору и в прямом закрытом направлении.

4. Отпирающий ток управления.

5. Отпирающее напряжение.

6. Время выключения тиристора при максимальной температуре.

Вентили изготовленные из полупроводниковых приборов по конструктивному исполнению делятся на штыревые и таблеточного типа.

Трансформаторы малой мощности на электровозе ВЛ80С. - student2.ru Трансформаторы малой мощности на электровозе ВЛ80С. - student2.ru

В штыревых вентилях анодный или катодный вывод выполнен в виде шпильки (9) для крепления к радиатору. В этих вентилях кремневый элемент (7) помещают в специальный герметичный корпус состоящий из основания (8) со шпилькой и верхней цилиндрической части (6). Кремневый элемент припаивают к основанию от которого осуществляется подача тока к элементу, от верхней части элемента ток отводится через гибкий медный шунт (2) с наконечником (1). Анодная часть от катодной изолируется стеклянным изолятором (5).

Трансформаторы малой мощности на электровозе ВЛ80С. - student2.ru Трансформаторы малой мощности на электровозе ВЛ80С. - student2.ru

Для эффективного отвода тепла и во избежание перегрева вентиля, он своим хвостовиком вкручивается в радиатор до плотного соприкосновения поверхностей.

Однако контакт алюминиевого радиатора с медным корпусом вентиля с течением времени может ухудшиться, что приведет к увеличению переходного сопротивления, ухудшению распределения тока, перегрева, что может привести к пробою вентиля. Поэтому между вентилем и радиатором прокладывают токоотводящую медную пластину, которая одновременно является выводом для включения вентиля в силовую цепь.

По конструкции вентиля таблеточного типа проще чем штыревые, что позволяет изготавливать на большую мощность, это сокращает их количество в выпрямительных установках, что повышает надежность последних.

Наши рекомендации