Главный переключатель ЭКГ-8Ж.
Устройство электровоза
конспект лекций
часть 4
Аппараты силовой цепи
Преподаватель П.В. Старшинов
г. Свободный
2012 г.
Оглавление
Токоприемники. 123
Токоприемник Л13У. 123
Токоприемник ТАсС-10-01. 125
Главный переключатель ЭКГ-8Ж. 127
Контакторы с дугогашением ЭКГ. 128
Контактор без дугогашения. 129
Редуктор. 129
Переключатели кулачковые двухпозиционные. 132
ПКД-142. 132
ПКД-15. 133
ПКД-01. 134
Электропневматические контакторы. 136
Разъединители и переключатели. 139
Электровоз ВЛ80С. 139
Электровоз ЭП1. 142
Резисторы силовой цепи. 144
Блок тормозных сопротивлений. Сх.№R11 - №R14. 144
Резисторы ослабления поля ОПС-438. Сх.№R21-24. 145
Токоприемники
Токоприемники предназначены для передачи с помощью скользящего контакта электрической энергии от контактного провода к электрическому оборудованию электровоза.
Не зависимо от типа и конструктивных особенностей, токоприёмники состоят из четырёх основных узлов:
1. Основание укреплённое на опорных изоляторах.
2. Подвижной системы, состоящей из подвижных рам шарнирно соединённых друг с другом с основанием.
3. Контактная система представляет собой совокупность каретки и одного или двух полозов.
4. Механизма подъёма и опускания, состоящего из подъёмных, опускающих пружин и цилиндра пневмопривода.
Токоприемник Л13У
Токоприемник Л13У состоит из основания, подвижных рам, несущих кареток и контактного устройства (полоз), и подъемно опускающего механизма.
Основание выполнено в виде сварной рамы с двумя опорными и двумя скрепляющими поперечными швеллерами.
Нижние подвижные рамы включают в себя поворотные трубчатые валы, установленные шарнирно в основании с помощью цапф, и закрепленные на них поперечные трубы 9.
Верхние подвижные рамы состоят из скрепленных трубой по диагонали двух продольных труб 15, на концах которых размещены шарниры. Они служат для установки подшипников, размещения распорок, соединения верхних рам друг с другом, а на крестовине труб - с нижними рамами.
На пальцах распорок установлены каретки 21. имеют форму трапеции, что позволяет полозу перемещаться вверх, вниз и вправо, влево по продольной оси. Такая конструкция обеспечивает лучшее прилегание полоза к проводу, а так же смягчает удары о контактный провод. С основанием шарнирно соединены две серьги 2, а с ними также шарнирно связана верхняя планка 3. Коромысло 6 шарнирно на оси установлено на планке 3. К коромыслу болтами крепят полоз токоприемника. Коромысло с полозом может поворачиваться в определенных пределах относительно планки 3. Основание 1, серьги 2 и планка 3 образуют трапецию. Между основанием 1 и верхней планкой 3 вставлена сжатая пружина 4, которая всегда стремится растянуть трапецию, придав ей симметричную форму. Прорези в серьгах 2 позволяют изменять форму трапеции. | 1 – основание каретки 2 – серьга (тяга) 3 – планка 4 – пружина 5 – валики 6 – коромысло 7 – полоз 8 – угольные вставки 9 – держатели вставок |
Полоз 18 представляет собой штампосварную конструкцию из листовой стали, несущую съемные контактные угольные вставки. На концах полоз имеет отогнутые вниз рога, исключающие попадание контактного провода под полоз на воздушных стрелках. Длина полоза выбрана с учётом зигзага контактного провода, который обеспечивает равномерный износ угольных вставок.
Подъемно-опускающий механизм состоит из пневматического привода и подъемных пружин 3, системы тяг 14 и рычагов 6, соединенных с валами 7 нижних рам. Пневматический привод двухстороннего действия установлен на основании 1 и имеет правый и левый пневмоцилиндры, поршни которых уплотнены манжетами и воздействуют на опускающие пружины, встроенные в цилиндры. Для безударного опускания верхних рам на основании 1 установлены два амортизатора 2.
Все шарнирные узлы токоприемника зашунтированы медными гибкими соединениями.
На электровозах ВЛ80 с № 2056 и ЭП1 устанавливают токоприемники Л1У1 с плунжерно-рычажными каретками, а также с полозами с тремя рядами угольных вставок вместо двух. На основании 1 каретки закреплен шарнирно-рычажный механизм 7, на скобе 4 которого с помощью оси 3 размещен кронштейн 5 с полозом 6. Шарнирно-рычажный механизм 7 подрессорен пружиной 2 установленной на основании. |
Работа. При подаче сжатого воздуха от вентиля ЭВТ-54А в пневматический привод поршни цилиндров сжимают опускающие пружины. При этом действие этих пружин на валы 7 нижних рам нейтрализуется. Под действием усилия пружин 3 происходят поворот валов 7 и подъем нижних и верхних рам токоприемника. Синхронизирующие тяги обеспечивают вертикальный подъем полоза. При касании полоза контактного провода подъемные пружины 8 создают необходимое статическое нажатие. Каретки 21 обеспечивают слежение полоза при небольших изменениях подвески контактного провода.
Для опускания токоприемника сжатый воздух из пневматического привода выпускают в атмосферу. Опускающие пружины через тяги шарнирно-рычажной связи и валы нейтрализуют действие подъемных пружин, обеспечивая определенное опускающее усилие. Токоприемник опускается до тех пор, пока подвижные рамы не станут на амортизаторы.
Токоприемник ТАсС-10-01
Токоприемник в соответствии с рисунком 3 состоит из следующих основных узлов: основания 6, пневмопривода 3, несущего рычага 12, верхней рамы 11, сочлененной шарнирно с несущим рычагом 12, как непосредственно, так и через тягу 10 и тягу кулисы 7, за счет перемещения ее шарнира в продольном пазу направляющей рамки 8; двух кареток 1 из шарнирно подрессоренных четырехзвенников 5; полоза 2 и синхротяги 9 кареток. Тяга 9, соединенная с каретками 1 и несущим рычагом 12, в совокупности с верхней рамой 11 образует шарнирный параллелограмм, стабилизирующий горизонтальное положение полоза 2 и обеспечивающий синхронную работу кареток. Полоз оборудован угольными вставками 4, установленными на медной подложке.
Рисунок 3 - Токоприемник асимметричный ТАсС-10-01
1 - каретки; 2 - полоз; 3 - пневмопривод; 4 - угольные вставки; 5 - четырехзвенники; 6 - основание; 7 - тяга кулисы; 8 - направляющая рамка; 9 - синхротяга; 10 - тяга; 11 - верхняя рама; 12 - несущий рычаг.
Основание 6 выполнено в виде сварной рамы из швеллеров. К основанию приварены стойки, на которых закреплен пневмопривод 3. На поперечном швеллере основания размещены две направляющие рамки (кулисный механизм).
Пневмопривод представляет собой резинокордный баллон со встроенным внутри шарнирным механизмом, закрепленном на фланцах, что обеспечивает его прямолинейное расширение при подаче сжатого воздуха.
Несущий рычаг, рама верхняя, тяга кареток выполнены из алюминиевого проката.
Работа. Сжатый воздух, подведенный из магистрали питания, поступает в пневмопривод 3; усилие пневмопривода приложенное к малому плечу несущего рычага 12, поворачивает его на полуосях, закрепленных шарнирно на основании 6; длинное плечо несущего рычага перемещает вверх средний шарнирный узел токоприемника и вместе с ним верхнюю раму 11; верхний шарнир кулисной тяги 7 перемещается вместе с несущим рычагом вверх и передает усилие пневмопривода на верхнюю раму с помощью тяги 10 за счет перемещения нижнего шарнира кулисной тяги в продольном пазу направляющей рамки 8; это обеспечивает поворот верхней рамы относительно несущего рычага с помощью синхротяги 9; каретки 1 с полозом 2 поднимаются вверх до упора вставок 4 в контактный провод; четырехзвенники 5 кареток, преодолевая усилие пружин, просаживаются до обеспечения каретками нормируемого контактного нажатия; при выпуске сжатого воздуха из пневмопривода подвижные части токоприемника под действием собственного веса опускаются на буферные устройства; подрессоренный шток буферного устройства просаживается на пружине, гася энергию удара и предотвращая деформацию подвижных частей токоприемника.
Контактор без дугогашения
Предназначен для переключения позиций и обмоток тягового трансформатора в обесточенной цепи.
По конструкции аналогичен контактору с дугогашением, но не имеет дугогасительной системы в которую входят: дугогасительная камера, катушка, и дугогасительный контакт, а также к нему не подводится сжатый воздух. 1. Контактодержатель 2. Контактная шина 3. Промежуточный рычаг 4. Пружина включающая 5. Контактный рычаг |
Редуктор
Предназначен для преобразования равномерного вращения сервомотора в неравномерное вращение валов ЭКГ.
Состоит из сварного корпуса, внутри которого расположены 2 вала на которых установлены 2 мальтийских креста, 2 диска с поводками и 2 шестерни, а так же имеется червячная передача. В корпусе сделана горловина для заливки масла, которая закрывается пробкой. В качестве смазки применяется осевая смазка в количестве 4,5кг. В зимнее время осуществляется его подогрев. Обогрев включается или выключается по мере необходимости (если ЭКГ затягивает время переключения больше 2 секунд). На 216 щите (панель автоматов) автоматом ВА31.
Передача вращения валам осуществляется через текстолитовую шестерню ручного привода и через предельную муфту. Предельная муфта защищает сервомотор от сгорания при заклинивании валов ЭКГ. Муфта состоит из корпуса, внутри которого имеются шарики нагруженные усилием пружинами. Шарики взаимодействуют с выемками в диске. Усилия срабатывания муфты регулируется нажатием пружин. При заклинивании валов, шарики начинают проскальзывать по выемкам, при этом слышен характерный треск.
Переход с одной позиции на другую происходит за 15 оборотов сервомотора. Этот переход условно разделили на 3 этапа по 5 оборотов сервомотора.
Для контроля набранных позиций с обеих сторон ЭКГ на валу нижней блокировки и на валу переключателя обмоток установлены разградуированные диски с номерами позиций.
1 этап.
Сервомотор делает 5 оборотов при этом:
1. через текстолитовую шестерню и предельную муфту, «червяк» так же делает 5 оборотов. Червячная передача имеет передаточное число 1:10, поэтому червячное колесо поворачивается на 180º. Червячная шестерня жёстко закреплёна на валу, на котором находится двух поводковый диск и 2 шестерни, которые так же поворачиваются на 180º. Двухповодковый диск повернувшись на 180º входит в зацепление с верхним мальтийским крестом и поворачивает его на 60º. От мальтийского креста, через передачу 1:2 получает вращение вал контакторов с дугогашением, который поворачивается на 30º и при этом происходит размыкание их контактов;
2. Так же от шестерни червячного колеса, через передачу 1:1,5 поворачивается малый полый вал редуктора с одно поводковым диском на 120º, но этого не достаточно для зацепления с нижним мальтийским крестом, поэтому он остаётся неподвижным, а следовательно и валы контакторов без дугогашения остаются неподвижными, т.е. переключения не происходят;
3. От второй шестерни червячного вала (наружной) через передачу 1:4,5 поворачивается вал верхних блокировок на 40º переключая их блок контакты в цепях управления.
Этап.
Сервомотор и червяк делают ещё 5 оборотов при этом:
1. Червячное колесо поворачивается на 180º, и так же на 180º поворачивается двух поводковый диск и 2 шестерни. Двух поводковый диск входит в зацепление с верхним мальтийским крестом и поворачивает его на 60º. От мальтийского креста, через передачу 1:2 получает вращение вал контакторов с дугогашением, который поворачивается на 30º и при этом контактора А,Б,В,Г остаются разомкнуты.
2. Первая шестерня поворачивается на 180º, и через передачу 1:1,5 входит в зацепление с одно поводковым диском, который поворачиваясь на 120º входит в зацепление с нижним мальтийским крестом поворачивая его на 60º. Через передачу 3:10 поворачивается на 18º вал контакторов без дугогашения (переключатель позиций), от него через зубчатую передачу открытого типа с передачами 1:1 и 1:2 получает вращение вал переключения обмоток поворачиваясь на 9º. Так же от вала переключателя позиций через передачу 1:2 на 9º поворачивается вал нижних блокировок переключая свои контакты ГП в цепях управления. От вала нижней блокировки через передачу 1:1 получает вращение ротор сельсин датчика указателя позиций. Таким образом на втором этапе происходит переключение контакторов без дугогашения.
3. От второй шестерни червячного вала (наружной) через передачу 1:4,5 поворачивается вал верхних блокировок на 40º переключая их блок контакты в цепях управления.
Этап.
Аналогичен первому, только контактора с дугогашением замыкаются.
Червячная передача | Вал АБВГ | Вал позиций | Вал обмоток | Блокировки | ||
Верхний | Нижний | |||||
1 этап | ||||||
2 этап | ||||||
3 этап | ||||||
Итого за 1 позицию |
ПКД-142
Установлен на электровозе ВЛ80С состоит из двух металлических боковин соединённых четырьмя шпильками из которых 2 изолированные. На изолированных шпильках закреплены 4 контактных элемента КЭ-17. Между боковин в шарикоподшипниках установлен кулачковый вал который через рычаг связан со штоком пневмопривода.
Пневмопривод состоит из цилиндра, внутри которого размещён поршень двустороннего действия. Поршень имеет смазывающие уплотнительные кольца, так же к пневмоприводу относится воздухопровод и 2 электромагнитных вентиля. На боковине с пневмоприводом установлен узел блок контакторов, который состоит из корпуса, внутри которого расположен кулачковый вал и 4 контактных элемента КЭ-153. Вал блок контактов связан через текстолитовую шестерню основным кулачковым валом.
Элемент КЭ17 состоит из двух изоляционных боковин на которых закреплены 3 вывода. На крайних выводах установлены неподвижные контакты, средний вывод через скользящий контакт связан с карамыслом на котором находится подвижный контакт. К коромыслу по краям шарнирно крепятся 2 рычага на которых установлены ролики входящие в контакт с кулачковыми шайбами. Для обеспечения необходимого контактного нажатия между рычагами и коромыслом установлены контактные пружины.
При неисправности вентиля или заедании, переключение можно произвести вручную нажав на грибок нужного вентиля или гаечным ключом через гайку на торце кулачкового вала.
Положение ПКД-142 определяется по положению контактов: «Вперёд» - замкнуты крайние верхние, «Назад» - замкнуты средние верхние. «Тяга» - замкнуты крайние верхние, «Реостат» верхние средние.
ПКД-15
Установлен на электровозах серии ЭП1 состоит двух металлических боковин соединённых четырьмя шпильками из которых 2 изолированные. На изолированных шпильках закреплены 6 контактных элемента КЭ-01 (по конструкции аналогичен элементу КЭ-17). Между боковин в шарикоподшипниках установлен кулачковый вал который через рычаг связан со штоком пневмопривода.
1 - боковины; 2, 20 – рычаг; 3, 14 - пневматический привод; 4 – электропневматические вентили; 5 – блокировочные контакты; 6 – неподвижные контакт; 7 – подвижный контакт; 8 – КЭ-17; 9 – изоляционная рейка; 10 – коромысло; 11 – ролик; 12 – кулачковый вал; 13 – шестерня блокировочных контактов.
Узел вспомогательных контактов состоит из 2-х блоков кулачковых контактов КЭ-153 с кулачковыми шайбами и валиками. Валики связаны с кулачковым валом переключателя через две текстолитовые шестерни.
Диаграммы коммутационных положений | |
Главные контакты | Вспомогательные контакты |
ПКД-01
Применяется в качестве реверсивных и тормозных переключателей на электровозах серии 2ЭС5К (3ЭС5К).
Представляет собой групповой кулачковый аппарат, состоящий из кулачковых элементов 5, кулачкового вала 3, пневматического привода 2, узла вспомогательных контактов 4 и боковин 1.
Кулачковый элемент (КЭ-01) имеет блочное исполнение с контактным механизмом 3 на два положения, без дугогашения. Он смонтирован между двумя изоляционными стенками 1.
Контактный механизм 3 состоит из одной пары скользящих не размыкаемых контактов, расположенных в шарнире, и двух пар размыкающих контактов. Размыкающие контакты выполнены из композиции серебро-окись кадмия, не размыкаемые - из композиции серебро-графит. Контактное нажатие обеспечивается пружиной 2.
Пневматический привод переключателя ПКД-01 состоит из цилиндра 6 с крышками 3 и 8 , поршня двустороннего действия 5, штока 2, тяги 1, распределительной коробки 12 и электромагнитных вентилей 13.Уплотнение штока в крышке 3 и поршня в цилиндре выполнено резиновыми манжетами 9. Места соединения поршня со штоком, крышек с цилиндром, а также корпусов вентилей с распределительной коробкой уплотнены специальными резиновыми кольцами 7 и 10. Места соединения распределительной коробки с крышками уплотнены прокладками из паронита. Для смазки поверхности трущихся деталей привода в направляющей крышке 3 и поршня расположены смазочные кольца 4 и 11 из тонкошерстного войлока.
Узел вспомогательных контактов состоит из кулачковых контакторов 14 типа КЭ-153, корпусов 16 с кулачковыми шайбами и валиками 15.
Принцип действия. При подаче напряжения на обмотку одного из электромагнитных вентилей 13 последний открывает доступ сжатого воздуха в левую или правую часть цилиндра. Поступательное движение поршня 5 через кривошипно-шатунный механизм преобразуется во вращательное движение кулачкового вала.
Вал 3, вращаясь в подшипниках, установленных в боковинах 1, кулачковыми шайбами переключает кулачковые элементы 5. Вращательное движение кулачкового вала через зубчатую передачу передается на кулачковый валик узла вспомогательных контактов. При этом происходит переключение кулачковых контакторов. Диаграмма замыканий аналогична схеме ПКД-142.
Электровоз ВЛ80С
Разъединитель РВН-2 – разъединитель высокого напряжения.
Схемный №2 – предназначен для отключения не исправного токоприёмника, установлен от токоприёмника перед ГВ.
Схемный №6 – предназначен для отключения неисправного оборудования секции, установлен от токоприёмника за ГВ.
Состоит из двух опорных изоляторов установленных на основании. Один изолятор закреплён на основании неподвижно, сверху на нём расположен неподвижный контакт. Второй изолятор поворотный, жёстко закреплён на валу, который установлен в подшипнике на основании. Сверху на подвижном изоляторе расположен подвижный контакт в виде двух ножей пинцетного типа. Для обеспечения контактного нажатия на ножи снизу действуют усилия пружины. На валу снизу имеется рукоятка для ручного переключения разъединителя, находится в трансформаторном отсеке.
1.– основание; 2. – опорные изоляторы; 3. – подвижный нож; 4. – контактные пружины; 5. – неподвижный контакт; 6. – заземляющая шина; 7. – изоляционная рукоятка; 8. – паз зубчатого сектора; 9. – поворотный вал; 10. – фиксирующий ролик; 11. – пружина.
Для фиксации ножей в отключенном положении имеется узел механической блокировки, состоящий из диска с определённым профилем, рычага с роликом и пружины.
Разъединитель Р-45 – схемный №81,82.
1. – рукоятка АГ-4; 2. – планка; 3. – ножевые элементы; 4. – угольник; 5. – блок контакты; 6. – рычажное устройство. |
Предназначен для отключения неисправной ВУК. Нормальное положение включен. Трёх ножевой имеет одну обще изолированную рукоять и узел электроблокировки. Располагается в трансформаторном отсеке на боковой стенке.
Разъединитель РТД-20 – схемный №ОД1-4.
1. – стойка изоляционная; 2. – шайба пружинная; 3. – нож контактный (шина медная; 4. – пластина контактная; 5. – рукоятка АГ-4; 6. – пружина пластинчатая; 7. – узел электроблокировки. |
Предназначен для отключения неисправного ТЭД. Нормальное положение включен. ОД1-2 расположен в БСА1, ОД3-4 в БСА-2. Состоит из двух изоляционных боковин, между которыми находится нож разъединителя с изоляционной рукояткой. Имеется узел электроблокировки с блок контактами: в цепях линейных контакторов и в цепях защиты от боксования.
Разъединитель шин РШК-56 – схемный №19-20.
1. – стойка изоляционная АГ-4; 2. – нож контактный; 3. – пластина контактная; 4. – рукоятка; 5. – пружина пластинчатая; 6. – шайба пружинная; 7. – блокировка. |
Предназначен для питания ТЭД от источника депо через розетку 106. Нормальное положение отключен. 19 – расположен в БСА-1, 20 – в БСА-2. Состоит: двух ножевой, общая изолированная рукоять, узел электроблокировки.
Разъединитель секций РС-15 – схемный №126.
1. – пружинная шайба; 2. – нож контактный; 3. – пластина контактная; 4. – рукоятка; 5. –пластинчатая пружина; 6. – блокировка; 7. – тяга; 8. – пломба. |
Предназначен для питания вспомогательных машин нерабочей секции от обмотки ОСН другой секции. Трёх ножевой имеет общую рукоятку и узел электроблокировок с блок контактами в цепи токоприёмника. Установлен на панели №1, нормальное положение – отключен и опломбирован. Включается при сборе схемы резервирования на обоих секциях.
Переключатель ПВЦ-100 – схемный №111.
1. – планка; 2. – стержень; 3. – рукоятка АГ-4; 4. – пластина контактная; 5. – рукоятка АГ-4; 6. – пружина пластинчатая; 7. – нож контактный; 8. – шайба пружинная; 9. – блокировка; 10. – тяга. |
В зависимости от положения имеет 3 назначения:
1) Верхнее положение является нормальным, при этом обеспечивается питание вспомогательных цепей от ОСН своей секции.
2) Среднее положение отключенное установленное. Устанавливается в это положение на неисправной секции, чтобы исключить КЗ трансформаторов.
3) Нижнее положение предназначено для питания вспом. машин от источника депо через розетки 108, 109, 110.
Состоит. Трёх ножевой с общей изолированной рукоятью с узлом электроблокировок с блок контактами в цепи подъёма токоприёмника. В среднем положении контакты блокируются механической блокировкой, что исключает их включение при движении электровоза. Для переключения ножей необходимо нажать на кнопку. Установлен на панели №1.
Переключатель обмоток ПО-82 – схемный №105.
1. – нож контактный; 2. – рукоятка АГ-4; 3. – пластина контактная (шина медная); 4. – пружина пластинчатая; 5. – шайба пружинная; 6. – стойка изоляционная (гетенакс). |
Предназначен для переключения питания цепей вспомогательных машин с вывода А4 на А3 ОСН с целью повышения напряжения асинхронных двигателей. Одноножевой, без блокировок, опломбирован. Установлен возле расширительного бака ТТ. Нормальное положение верхнее, при 19кВ после разрешения энергодиспетчера производят переключение в нижнее положение.
Электровоз ЭП1
Резисторы силовой цепи
Устройство электровоза
конспект лекций
часть 4
Аппараты силовой цепи
Преподаватель П.В. Старшинов
г. Свободный
2012 г.
Оглавление
Токоприемники. 123
Токоприемник Л13У. 123
Токоприемник ТАсС-10-01. 125
Главный переключатель ЭКГ-8Ж. 127
Контакторы с дугогашением ЭКГ. 128
Контактор без дугогашения. 129
Редуктор. 129
Переключатели кулачковые двухпозиционные. 132
ПКД-142. 132
ПКД-15. 133
ПКД-01. 134
Электропневматические контакторы. 136
Разъединители и переключатели. 139
Электровоз ВЛ80С. 139
Электровоз ЭП1. 142
Резисторы силовой цепи. 144
Блок тормозных сопротивлений. Сх.№R11 - №R14. 144
Резисторы ослабления поля ОПС-438. Сх.№R21-24. 145
Токоприемники
Токоприемники предназначены для передачи с помощью скользящего контакта электрической энергии от контактного провода к электрическому оборудованию электровоза.
Не зависимо от типа и конструктивных особенностей, токоприёмники состоят из четырёх основных узлов:
1. Основание укреплённое на опорных изоляторах.
2. Подвижной системы, состоящей из подвижных рам шарнирно соединённых друг с другом с основанием.
3. Контактная система представляет собой совокупность каретки и одного или двух полозов.
4. Механизма подъёма и опускания, состоящего из подъёмных, опускающих пружин и цилиндра пневмопривода.
Токоприемник Л13У
Токоприемник Л13У состоит из основания, подвижных рам, несущих кареток и контактного устройства (полоз), и подъемно опускающего механизма.
Основание выполнено в виде сварной рамы с двумя опорными и двумя скрепляющими поперечными швеллерами.
Нижние подвижные рамы включают в себя поворотные трубчатые валы, установленные шарнирно в основании с помощью цапф, и закрепленные на них поперечные трубы 9.
Верхние подвижные рамы состоят из скрепленных трубой по диагонали двух продольных труб 15, на концах которых размещены шарниры. Они служат для установки подшипников, размещения распорок, соединения верхних рам друг с другом, а на крестовине труб - с нижними рамами.
На пальцах распорок установлены каретки 21. имеют форму трапеции, что позволяет полозу перемещаться вверх, вниз и вправо, влево по продольной оси. Такая конструкция обеспечивает лучшее прилегание полоза к проводу, а так же смягчает удары о контактный провод. С основанием шарнирно соединены две серьги 2, а с ними также шарнирно связана верхняя планка 3. Коромысло 6 шарнирно на оси установлено на планке 3. К коромыслу болтами крепят полоз токоприемника. Коромысло с полозом может поворачиваться в определенных пределах относительно планки 3. Основание 1, серьги 2 и планка 3 образуют трапецию. Между основанием 1 и верхней планкой 3 вставлена сжатая пружина 4, которая всегда стремится растянуть трапецию, придав ей симметричную форму. Прорези в серьгах 2 позволяют изменять форму трапеции. | 1 – основание каретки 2 – серьга (тяга) 3 – планка 4 – пружина 5 – валики 6 – коромысло 7 – полоз 8 – угольные вставки 9 – держатели вставок |
Полоз 18 представляет собой штампосварную конструкцию из листовой стали, несущую съемные контактные угольные вставки. На концах полоз имеет отогнутые вниз рога, исключающие попадание контактного провода под полоз на воздушных стрелках. Длина полоза выбрана с учётом зигзага контактного провода, который обеспечивает равномерный износ угольных вставок.
Подъемно-опускающий механизм состоит из пневматического привода и подъемных пружин 3, системы тяг 14 и рычагов 6, соединенных с валами 7 нижних рам. Пневматический привод двухстороннего действия установлен на основании 1 и имеет правый и левый пневмоцилиндры, поршни которых уплотнены манжетами и воздействуют на опускающие пружины, встроенные в цилиндры. Для безударного опускания верхних рам на основании 1 установлены два амортизатора 2.
Все шарнирные узлы токоприемника зашунтированы медными гибкими соединениями.
На электровозах ВЛ80 с № 2056 и ЭП1 устанавливают токоприемники Л1У1 с плунжерно-рычажными каретками, а также с полозами с тремя рядами угольных вставок вместо двух. На основании 1 каретки закреплен шарнирно-рычажный механизм 7, на скобе 4 которого с помощью оси 3 размещен кронштейн 5 с полозом 6. Шарнирно-рычажный механизм 7 подрессорен пружиной 2 установленной на основании. |
Работа. При подаче сжатого воздуха от вентиля ЭВТ-54А в пневматический привод поршни цилиндров сжимают опускающие пружины. При этом действие этих пружин на валы 7 нижних рам нейтрализуется. Под действием усилия пружин 3 происходят поворот валов 7 и подъем нижних и верхних рам токоприемника. Синхронизирующие тяги обеспечивают вертикальный подъем полоза. При касании полоза контактного провода подъемные пружины 8 создают необходимое статическое нажатие. Каретки 21 обеспечивают слежение полоза при небольших изменениях подвески контактного провода.
Для опускания токоприемника сжатый воздух из пневматического привода выпускают в атмосферу. Опускающие пружины через тяги шарнирно-рычажной связи и валы нейтрализуют действие подъемных пружин, обеспечивая определенное опускающее усилие. Токоприемник опускается до тех пор, пока подвижные рамы не станут на амортизаторы.
Токоприемник ТАсС-10-01
Токоприемник в соответствии с рисунком 3 состоит из следующих основных узлов: основания 6, пневмопривода 3, несущего рычага 12, верхней рамы 11, сочлененной шарнирно с несущим рычагом 12, как непосредственно, так и через тягу 10 и тягу кулисы 7, за счет перемещения ее шарнира в продольном пазу направляющей рамки 8; двух кареток 1 из шарнирно подрессоренных четырехзвенников 5; полоза 2 и синхротяги 9 кареток. Тяга 9, соединенная с каретками 1 и несущим рычагом 12, в совокупности с верхней рамой 11 образует шарнирный параллелограмм, стабилизирующий горизонтальное положение полоза 2 и обеспечивающий синхронную работу кареток. Полоз оборудован угольными вставками 4, установленными на медной подложке.
Рисунок 3 - Токоприемник асимметричный ТАсС-10-01
1 - каретки; 2 - полоз; 3 - пневмопривод; 4 - угольные вставки; 5 - четырехзвенники; 6 - основание; 7 - тяга кулисы; 8 - направляющая рамка; 9 - синхротяга; 10 - тяга; 11 - верхняя рама; 12 - несущий рычаг.
Основание 6 выполнено в виде сварной рамы из швеллеров. К основанию приварены стойки, на которых закреплен пневмопривод 3. На поперечном швеллере основания размещены две направляющие рамки (кулисный механизм).
Пневмопривод представляет собой резинокордный баллон со встроенным внутри шарнирным механизмом, закрепленном на фланцах, что обеспечивает его прямолинейное расширение при подаче сжатого воздуха.
Несущий рычаг, рама верхняя, тяга кареток выполнены из алюминиевого проката.
Работа. Сжатый воздух, подведенный из магистрали питания, поступает в пневмопривод 3; усилие пневмопривода приложенное к малому плечу несущего рычага 12, поворачивает его на полуосях, закрепленных шарнирно на основании 6; длинное плечо несущего рычага перемещает вверх средний шарнирный узел токоприемника и вместе с ним верхнюю раму 11; верхний шарнир кулисной тяги 7 перемещается вместе с несущим рычагом вверх и передает усилие пневмопривода на верхнюю раму с помощью тяги 10 за счет перемещения нижнего шарнира кулисной тяги в продольном пазу направляющей рамки 8; это обеспечивает поворот верхней рамы относительно несущего рычага с помощью синхротяги 9; каретки 1 с полозом 2 поднимаются вверх до упора вставок 4 в контактный провод; четырехзвенники 5 кареток, преодолевая усилие пружин, просаживаются до обеспечения каретками нормируемого контактного нажатия; при выпуске сжатого воздуха из пневмопривода подвижные части токоприемника под действием собственного веса опускаются на буферные устройства; подрессоренный шток буферного устройства просаживается на пружине, гася энергию удара и предотвращая деформацию подвижных частей токоприемника.
Главный переключатель ЭКГ-8Ж.
Предназначен для переключения секций вторичной обмотки ТТ с целью изменения напряжения на ТЭД. Состоит из трёх металлических боковин, которые соединены четырьмя изоляционными рейками. На рейках установлены 34 контактора:
1. 4 с дугогашением (схемный №А, Б, В, Г);
2. 18 контакторов без дугогашения для переключения позиций;
3. 12 контакторов без дугогашения, переключения обмоток (встречная, согласная).
Контакторы переключаются с помощью трёх кулачковых валов:
v - вал контакторов с дугогашением внутри полый;
v - вал контакторов без дугогашения для переключения позиций. Проходит внутри полого вала;
v - вал контакторов без дугогашения для переключения обмоток.
Каждый вал представляет собой стальную трубу с приваренным фланцем. На трубе в пазу, винтами закреплена шпонка. На трубу насаживаются кулачковые шайбы из текстолита. Шайбы имеют готовый рабочий профиль и 10 шпоночных пазов через каждые 36º. Для усиления крепления шайбы дополнительно в 2 паза, напротив шпонки вставлены металлические клинья. Между шайбами установлены резиновые кольца, служащие для повышения изоляционной прочности. Весь комплект шайб с одной стороны упирается во фланец вала, а с другой стороны зажимается специальной гайкой.
1-кулачковый вал блокировочных контактов, 2-блокировочные контакты, 3-редуктор, 4-электропривод, 5-электромагнитные вентиля, 6-кулачковые контактора с дугогашением, 7-шина, 8-кулачковые контактора без дугогашения переключения ступеней, 9-боковина, 10- кулачковые контактора без дугогашения переключения обмоток, 11-изоляционные рейки.
Вращение валов осуществляется электродвигателем ДМК через специальный редуктор. Имеется 2 электромагнитных вентиля для подачи сжатого воздуха к контакторам с дугогашением. С редуктором связаны 2 блока блокировочных контактов, для пер