Указания к выполнению контрольных и лабораторных работ
Электротехника
Программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения
по специальности 220301 Автоматизация технологических процессов и производств
2013Волжский 2007 г.
Методические указания составлены
в соответствии с Государственными
требованиями к минимуму содержания
и уровню подготовки выпускника по
специальности 220301
Разработал: преподаватель ГОУ СПО ВПТ Т.А.Фатеева
Рецензент: преподаватель ГОУ СПО ВПТ Г.В.Клочкова
Общие методические указания
Студент заочник, приступая к самостоятельному изучению дисциплины «Электротехника», должен подробно ознакомиться с содержанием настоящего пособия и руководствоваться им в работе.
Учебный материал изучают в последовательности, указанной в программе. После проработки каждой темы, следует законспектировать основные понятия, законы и формулы в отдельной тетради. Если возникают трудности при изучении учебного материала, следует обратиться за консультацией к преподавателю. Особое внимание нужно уделить решению типовых примеров в настоящем пособии.
Указания к выполнению контрольных и лабораторных работ
По учебной дисциплине «Электротехника» должна быть выполнена 1 контрольная работа. Варианты для каждого студента индивидуальные.
Контрольная работа выполняется в отдельной тетради в клеточку. Для заключений рецензента оставляют в тетради поле 25-30 мм, в конце тетради – 2 страницы для рецензии. Записи и расчеты выполняют аккуратно, чертежи и схемы выполняют карандашом с помощью чертежного инструмента, соблюдая ЕСКД. Размерность всех величин должно соответствовать Международной системе единиц (СИ).
Рекомендуется следующий порядок решения задач:
1. Полностью записать условие задачи.
2. Выписать из условия данные в виде условных обозначений и их цифровых значений. Начертить принципиальную электрическую схему.
3. Текст, формулы и числовые выкладки должны быть написаны четко и аккуратно, без помарок.
4. На векторных диаграммах указать выбранный масштаб по напряжению (В/см) и току (А/см).
5. В конце задачи записать ответ.
6. Если контрольная работа не зачтена, то все необходимые поправки должны быть сделаны в той же тетради после подписания рецензента.
7. Ответы на теоретические вопросы к задачам должны быть подробными и грамотными.
Контрольная работа включает в себя два задания: первое задание рассчитывается по 1 и 2 законам Кирхгофа, а также методом контурных токов, необходимо составить баланс мощностей и определить режимы работы источников; второе задание требует знания соотношений между линейными токами и напряжения при соединении нагрузки «звездой».
Содержание задач и схемы цепи с соответствующими данными приведены в индивидуальном задании.
В методических указаниях рассмотрены типовые примеры к заданиям.
Лабораторные работы выполняют в период экзаменационной сессии. По каждой лабораторной работе составляется отчет по установленной форме.
Тематический план.
Наименование разделов и тем | Максим. нагр. на студ., час | Кол-во аудиторных часов при очной форме обучения | Самост. работа студ. | ||
Всего | Лабор. работ | Практ. | |||
Введение Раздел 1. Электрическое поле. Тема 1.1 Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Тема 1.2 Начальные сведения об электрическом токе. Раздел 2. Электрические цепи постоянного тока. Тема 2.1 Простые и сложные цепи постоянного тока. Тема 2.2 Расчет электрических цепей постоянного тока. Раздел 3. Магнитное поле. Тема 3.1 Характеристика магнитного поля. Тема 3.2 Расчет магнитных цепей. Тема 3.3 Электромагнитная индукция. Раздел 4. Электрические цепи переменного тока. Тема 4.1 Основные сведения о синусоидальном электрическом токе. Тема 4.2 Элементы и параметры цепей переменного тока. Тема 4.3 Расчеты электрических цепей с помощью векторных. Тема 4.4 Резонанс в электрических цепях. Тема 4.5 Трехфазные цепи. Тема 4.6 Электрические цепи с несинусоидальными токами и напряжениями. Тема 4.7 Нелинейные электрические цепи. Тема 4.8 Переходные процессы в электрических цепях. | |||||
Всего: |
Список литературы
1. Евдокимов Ф.Е. Теоретические основы электротехники М.: высшая школа 1999.
2. Касаткин А.С. Основы электротехники М.: Высшая школа 1986.
3. Данилов И.А.; Иванов П.М. Общая электротехника с основами электроники М.: Высшая школа 1989.
Содержание учебной дисциплины
Введение
Характеристика учебной дисциплины, ее роль и место в системе обучения, связь с другими дисциплинами.
Электрическая энергия, ее свойства и применение. Производство и распределение электрической энергии. Современное состояние и перспективы развития электроэнергетики.
Раздел 1 Электрическое поле
студент должен:
иметь представление:
- о строении вещества и электрического поля;
- о физических процессах возникновения электрического тока;
знать:
- основные законы взаимодействия заряженных частиц;
- явление электрического тока;
уметь:
- выполнять расчеты основных характеристик электрического поля.
Раздел 3 Магнитное поле
студент должен:
иметь представление:
- о физических процессах возникновения магнитного поля;
- о принципах построения и методах расчета магнитных цепей;
- о физических процессах электромагнитной индукции;
знать:
- параметры, характеризующие магнитное поле;
- элементы магнитных цепей;
- воздействие магнитного поля на проводник с током;
- свойства ферромагнитных веществ;
- закон электромагнитной индукции;
- явление самоиндукции и взаимоиндукции;
- энергия магнитного поля;
уметь:
- применять закон электромагнитной индукции для объяснения принципа действия генератора, электродвигателя;
- рассчитывать параметры магнитных цепей.
Тема 4.5 Трехфазные цепи
Элементы трехфазной системы. Получение токов и напряжения в трехфазной системе. Способы соединения обмоток трехфазного генератора «звездой» и «треугольником». Электрические схемы. Симметричная нагрузка при соединении обмоток генератора и приемника электрической энергии «звездой» и «треугольником». Фазные и линейные напряжения и токи, соотношение между ними. Мощность трехфазной цепи.
Роль нейтрального провода в трехфазной четырехпроводной цепи.
Литература: Л-1 § 2.01-20.4 Л-2 § 5.1-5.6 Л-3 § 6.1-6.7
Контрольные вопросы
1. Поясните методику получения трехфазной симметричной системы ЭДС?
2. Чем отличаются несвязанные и связанные трехфазные системы? Начертите их схемы.
3. Начертите трехфазную четырехпроводную цепь. Соотношение междуфазными и линейными токами и напряжением?
4. Объясните роль нейтрального провода.
Лабораторная работа
Пример 1
Рассчитать токи в ветвях, используя метод непосредственного применения законов Кирхгофа и метод контурных токов.
Составить баланс мощностей, определить режим работы источников энергии.
Электрическая схема (рис.1)
Дано
Е1=12 В R1=1,2 Ом
Е6=10 В R2=2,2 Ом
Е7=0 R3=1,4 Ом
Е8=0 R5=0
R6=2 Ом
R7=1,8 Ом
R8=∞
Исходя из данных, преобразуем схему
(рис.2)
Выбираем направление обхода контуров по часовой стрелки за положительное направление.
1. Для узла «а» составляем уравнение по первому закону Кирхгофа
+I1 - I2 - I6 = 0
Аналогично для узла «в»
-I1 + I7 - I3 = 0
2. По второму закону Кирхгофа составляем уравнения для контуров I, II, III
I2R2 – I3R3 – I1R1 =+Е1 (первый контур)
I6R6 - I2R2 =Е6 (второй контур)
I3R3 + I7R7 =0
Составляем систему уравнений
I1 – I2 – I6 = 0
- I1 + I7 – I3 = 0
I2R2 - I3R3 - I1R1 = Е1
I6R6 - I2R2 = Е6
I3R3 + I7R7 = 0
Подставляем числовые значения
I1 – I2 – I6 = 0
- I1 + I7 – I3 = 0
2,2I2 – 1,4I3 – 1,2I1 = 12
2I6 – 2,2I2 = 10
1,4I3 + 1,8I7 = 0
Получаем матрицу
I1 | I2 | I3 | I6 | I7 | |
-1 -1,2 | -1 2,2 -2,2 | -1 -1,4 1,4 | -1 | 1,8 |
Решая матрицу, получаем
I1 = 5,8 А I3 = - 3,3 А I7 = 2,5 А
I2 = 0,4 А I6 = 5,4 А
Метод контурных токов
I1 =II I2 = II – III I3 = IIII - II
I6 = III I7 = IIII
Составляем уравнения
Е1 = II(R1 + R2 + R3) – IIIR2 – IIIIR3
E6 = III(R2 + R6) – IIR2
0 = IIII(R3 + R7) – IIR3
12 = 4,8II– 2,2III – 1,4IIII
10 = 4,2III – 2,2II
0 = 3,2IIII – 1,4II
12 = 4,8II– 2,2III – 1,4IIII
10 = 4,2III – 2,2II
II = 2,3IIII
12 = 4,8(2,3IIII) – 2,2III – 1,4IIII
10 = 4,2III – 2,2(2,3IIII)
12 = 10,97IIII – 2,2III – 1,4IIII
10 = 4,2III - 5IIII
12 = 9,57IIII – 2,2III
10 = 4,2III - 5IIII
(разделим на 5)
12 = 9,57IIII – 2,2III
2 = 0,84III - IIII
12 = 9,57IIII – 2,2III
IIII = 0,84III - 2
12 = 9,57(0,84III – 2) – 2,2III
12 = 8III – 19,14 - 2,2III
5,8III = 31,14
III = 5,4 А
IIII = 0,84·5,4 – 2
IIII = 2,5 А
II = 2,3IIII = 2,3·2,5 = 5,8 А
Получаем токи в ветвях
I1 = 5,8 А
I2 = II - III = 5,8 – 5,4 = 0,4 А
I3 = IIII - II = 2,5 – 5,8 = -3,3 А
I6 = III = 5,4 А
I7 = IIII = 2,5 А
Составляем баланс мощностей
Р1 = Е1II + E6III = 12·5.8 + 10·5.4 = 69,6 + 54 = 123,6 Вт
Р2 = I12R1 + I22R2 + I3R3 + I62R6 + I72R7 = 5,82·1,2 + 0,42·2,2 + (-3,3)2·1,4 + 5,42·2 + 2,52·1,8 = 123,6 Вт
Р1 = Р2
Р1 – источник
Р2 – потребитель
Методические указания к решению задания 2
Решение задания этой группы требует знания в трехфазных цепях соотношение между линейными и фазными напряжениями и токами при соединении потребителей «звездой» и строить векторные диаграммы.
Пример 2
В трехфазную четырехпроводную сеть включили звездой несимметричную нагрузку: в фазу А – индуктивный элемент с индуктивностью LА = 31,8 Гн, в фазу В – резистор с сопротивлением RB = 3 Ом и емкостный элемент с емкостью СВ = 795 мкФ, в фазу С – резистор RС = 10 Ом. Линейное напряжение сети Uном = 380 В. Определить фазные токи IA;IB; IC, активную мощность Р, реактивную мощность Q и полную мощность S, частота сети f = 50 Гц. Построить векторную диаграмму и по ней определить ток в нейтральном проводе.
Схема электрическая (рис. 3)
Дано
LА = 31,8 Гн
СВ = 795 мкФ
RB = 3 Ом
RС = 10 Ом
Uном = 380 В
f = 50 Гц
Определить
IA, IB, IC, Р, Q, S, IN
Определяем фазные напряжения
UА = UВ = UС = UФ
Ином = Илин
Илин = ·ИФ
UА = UВ = UС = = =220 В
Определяем сопротивление индуктивного элемента LА
ХА = 2 ·f· LА = 2·3,14·50·31,8·10-3 = 10 Ом
Определяем сопротивление емкостного элемента в фазе В
ХВ = = = 4 Ом
Определяем полное сопротивление в фазе В
ZB = = = 5 Ом
Находим фазные токи, применяя закон Ома для участка цепи
IA = = = 22 А
IB = = = 44 А
IC = = = 22 А
Определяем активную мощность фазы А
РА = IA2·RA = 0, т.к. RА =0
Определяем активную мощность фазы В
РВ = IB2·RB = 442·3 = 5802 Вт
Определяем активную мощность фазы С
РС = IC2·RC = 222·10 = 4840 Вт
Активная мощность трехфазной цепи
Р = РА + РВ + РС = 5808 = 4840 = 10648 Вт
Определяем реактивную мощность фазы А
QA = IA2·XA = 222·10 = 4840 Вар
Реактивная мощность фазы В
QB = IB2(-XB) = 442·(-4) = -7744 ВАр
Реактивная мощность фазы С
QС = IС2·XС = 0, т.к. XС = 0
Реактивная мощность цепи
Q = QA + QB + QС = 4840 – 7744 = -2904 ВАр
Полная мощность трехфазной цепи
S = = = 10600 ВА = 10,6 кВа
Для построения векторной диаграммы выбираем масштабы по току и напряжению
MI = 10 А/см МИ = 50 В/см
Определяем длины векторов токов IA, IB, IC и фазных напряжений ИА, ИВ, ИС
ℓIA = = = 2,2 см
ℓIВ = = = 4,4 см
ℓIС = = = 2,2 см
ℓиф = = = 4,4 см
Определяем угол сдвига фаз между током IA и фазным напряжением ИА
cos φА = = 0; φА = 90°
Вектор тока IA отстает от напряжения ИА на 90°, т.к. в фазе А включен индуктивный элемент.
Определяем угол сдвига фаз между током IВ и напряжением ИВ
cos φВ = = 0,6; φВ = 53°10'
Вектор тока IB опережает напряжение ИВ на 53°10', т.к. в фазе В включена активно – емкостная нагрузка.
Определяем угол сдвига фаз между током IC и напряжением ИС
cos φС = = 1; φС = 0°
Вектор тока IC совпадает по фазе с напряжением ИС, т.к. в фазе С включена активная нагрузка.
Строим векторы фазных напряжений ИА, ИВ, ИС под углом 120° относительно друг друга и векторы IA, IB, IC, учитывая углы сдвига фаз φА, φВ, φС
На основании уравнения, составленного по первому закону Кирхгофа, строим вектор тока в нейтральном проводе IN
Векторная диаграмма (рис. 4)
Измеряя длину вектора IN, получаем
ℓIN = 4,4 см
Отсюда IN = ℓIN·МI = 4,4·10 = 44 А
Ответ: IA = 22 A IB = 44 A IC = 22 A
IN = 44 A P = 10,65 кВт Q = 2,9 кВАр
S = 10,6 кВА
Задание 1
Электрическая схема (рис. 5)
Исходные данные и варианты задания
Таблица 1
Вар | Е1, В | Е6, В | Е7, В | Е8, В | R1,Ом | R2,Ом | R3,Ом | R4,Ом | R5,Ом | R6,Ом | R7,Ом | R8,Ом |
2,2 | 1,8 | 2,0 | 2,1 | 1,8 | ∞ | |||||||
1,2 | 2,2 | ∞ | 1,4 | 1,6 | 1,8 | |||||||
∞ | 1,5 | 2,5 | 0,8 | 1,1 | 1,4 | |||||||
2,4 | 1,6 | 2,4 | 2,8 | 1,2 | ∞ | |||||||
∞ | 1,3 | 1,7 | 0,3 | 1,8 | 2,1 | 2,6 | ||||||
4,3 | 2,3 | 2,2 | 4,4 | 2,5 | ∞ | |||||||
2,2 | ∞ | 1,6 | 1,8 | 1,6 | ||||||||
∞ | 1,6 | 2,6 | 0,6 | 2,8 | 3,3 | 1,3 | 1,8 | |||||
2,6 | 1,9 | 2,7 | 2,2 | 1,6 | ∞ | |||||||
2,5 | ∞ | 1,6 | 1,4 | |||||||||
1,4 | 2,6 | ∞ | 1,6 | 1,8 | 2,2 | |||||||
1,5 | ∞ | 2,8 | ||||||||||
4,2 | 3,6 | 4,0 | 2,2 | 3,3 | ∞ | |||||||
∞ | 1,8 | 0,7 | 1,7 | 1,6 | 2,3 | 1,4 | ||||||
2,4 | 2,2 | 2,8 | ∞ | |||||||||
2,4 | 4,8 | ∞ | 1,4 | 1,6 | ||||||||
∞ | 0,9 | 1,2 | 2,8 | |||||||||
1,2 | 1,8 | 1,6 | ∞ | |||||||||
∞ | 0,6 | 0,8 | 1,6 | |||||||||
1,1 | ∞ | 1,6 | 1,2 | 1,8 | ||||||||
1,8 | 2,1 | 2,4 | 2,5 | 2,3 | ∞ | |||||||
∞ | 1,6 | 2,4 | 0,5 | 1,3 | ||||||||
1,3 | 1,5 | 1,6 | ∞ | |||||||||
2,1 | 1,9 | 1,9 | 2,6 | 1,7 | ∞ | |||||||
∞ | 1,1 | 0,6 | 1,8 | 2,4 | 1,8 | |||||||
∞ | 1,4 | 0,7 | 1,9 | 2,3 | 1,9 | 2,2 | ||||||
2,3 | 2,1 | 1,7 | 2,4 | ∞ | ||||||||
2,1 | 4,3 | ∞ | 1,9 | 2,6 | 1,5 | |||||||
1,6 | 1,8 | 1,4 | ∞ | |||||||||
0,5 | 4,5 | 1,3 | ∞ |
Задание 2
Электрическая схема (рис. 6)
Дано
F= 50 Гц
(для всех вариантов)
Исходные данные и варианты задания
Вар | ИЛ, В | RА, Ом | RВ, Ом | RС, Ом | СА, мкф | LВ, Гн | LС, Гн |
0,2 | 1,5 | 0,013 | 0,095 | ||||
0,4 | 2,5 | 0,019 | 0,086 | ||||
0,6 | 3,5 | 0,021 | 0,076 | ||||
0,8 | 4,5 | 0,023 | 0,067 | ||||
1,0 | 5,5 | 0,025 | 0,057 | ||||
1,2 | 6,5 | 0,028 | 0,047 | ||||
1,4 | 7,5 | 0,031 | 0,038 | ||||
1,6 | 8,5 | 0,04 | 0,028 | ||||
1,8 | 9,5 | 0,044 | 0,019 | ||||
2,0 | 10,5 | 0,045 | 0,0095 | ||||
2,2 | 11,5 | 0,05 | 0,064 | ||||
2,4 | 12,5 | 0,054 | 0,05 | ||||
2,6 | 13,5 | 0,058 | 0,045 | ||||
2,8 | 14,5 | 0,06 | 0,043 | ||||
3,0 | 15,5 | 0,07 | 0,057 | ||||
3,2 | 16,5 | 0,065 | 0,034 | ||||
3,4 | 17,5 | 0,075 | 0,044 | ||||
3,6 | 18,5 | 0,066 | 0,029 | ||||
3,8 | 19,5 | 0,077 | 0,03 | ||||
4,0 | 20,5 | 0,08 | 0,038 | ||||
4,2 | 21,5 | 0,082 | 0,036 | ||||
4,4 | 22,5 | 0,085 | 0,055 | ||||
4,6 | 23,5 | 0,088 | 0,074 | ||||
4,8 | 24,5 | 0,09 | 0,076 | ||||
5,0 | 25,5 | 0,091 | 0,083 | ||||
5,2 | 26,5 | 0,093 | 0,086 | ||||
5,4 | 27,5 | 0,095 | 0,08 | ||||
5,6 | 28,5 | 0,096 | 0,09 | ||||
5,8 | 29,5 | 0,097 | 0,091 | ||||
6,0 | 30,5 | 0,83 | 0,085 |
Электротехника
Программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения
по специальности 220301 Автоматизация технологических процессов и производств
2013Волжский 2007 г.
Методические указания составлены
в соответствии с Государственными
требованиями к минимуму содержания
и уровню подготовки выпускника по
специальности 220301
Разработал: преподаватель ГОУ СПО ВПТ Т.А.Фатеева
Рецензент: преподаватель ГОУ СПО ВПТ Г.В.Клочкова
Общие методические указания
Студент заочник, приступая к самостоятельному изучению дисциплины «Электротехника», должен подробно ознакомиться с содержанием настоящего пособия и руководствоваться им в работе.
Учебный материал изучают в последовательности, указанной в программе. После проработки каждой темы, следует законспектировать основные понятия, законы и формулы в отдельной тетради. Если возникают трудности при изучении учебного материала, следует обратиться за консультацией к преподавателю. Особое внимание нужно уделить решению типовых примеров в настоящем пособии.
Указания к выполнению контрольных и лабораторных работ
По учебной дисциплине «Электротехника» должна быть выполнена 1 контрольная работа. Варианты для каждого студента индивидуальные.
Контрольная работа выполняется в отдельной тетради в клеточку. Для заключений рецензента оставляют в тетради поле 25-30 мм, в конце тетради – 2 страницы для рецензии. Записи и расчеты выполняют аккуратно, чертежи и схемы выполняют карандашом с помощью чертежного инструмента, соблюдая ЕСКД. Размерность всех величин должно соответствовать Международной системе единиц (СИ).
Рекомендуется следующий порядок решения задач:
1. Полностью записать условие задачи.
2. Выписать из условия данные в виде условных обозначений и их цифровых значений. Начертить принципиальную электрическую схему.
3. Текст, формулы и числовые выкладки должны быть написаны четко и аккуратно, без помарок.
4. На векторных диаграммах указать выбранный масштаб по напряжению (В/см) и току (А/см).
5. В конце задачи записать ответ.
6. Если контрольная работа не зачтена, то все необходимые поправки должны быть сделаны в той же тетради после подписания рецензента.
7. Ответы на теоретические вопросы к задачам должны быть подробными и грамотными.
Контрольная работа включает в себя два задания: первое задание рассчитывается по 1 и 2 законам Кирхгофа, а также методом контурных токов, необходимо составить баланс мощностей и определить режимы работы источников; второе задание требует знания соотношений между линейными токами и напряжения при соединении нагрузки «звездой».
Содержание задач и схемы цепи с соответствующими данными приведены в индивидуальном задании.
В методических указаниях рассмотрены типовые примеры к заданиям.
Лабораторные работы выполняют в период экзаменационной сессии. По каждой лабораторной работе составляется отчет по установленной форме.
Тематический план.
Наименование разделов и тем | Максим. нагр. на студ., час | Кол-во аудиторных часов при очной форме обучения | Самост. работа студ. | ||
Всего | Лабор. работ | Практ. | |||
Введение Раздел 1. Электрическое поле. Тема 1.1 Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Тема 1.2 Начальные сведения об электрическом токе. Раздел 2. Электрические цепи постоянного тока. Тема 2.1 Простые и сложные цепи постоянного тока. Тема 2.2 Расчет электрических цепей постоянного тока. Раздел 3. Магнитное поле. Тема 3.1 Характеристика магнитного поля. Тема 3.2 Расчет магнитных цепей. Тема 3.3 Электромагнитная индукция. Раздел 4. Электрические цепи переменного тока. Тема 4.1 Основные сведения о синусоидальном электрическом токе. Тема 4.2 Элементы и параметры цепей переменного тока. Тема 4.3 Расчеты электрических цепей с помощью векторных. Тема 4.4 Резонанс в электрических цепях. Тема 4.5 Трехфазные цепи. Тема 4.6 Электрические цепи с несинусоидальными токами и напряжениями. Тема 4.7 Нелинейные электрические цепи. Тема 4.8 Переходные процессы в электрических цепях. | |||||
Всего: |
Список литературы
1. Евдокимов Ф.Е. Теоретические основы электротехники М.: высшая школа 1999.
2. Касаткин А.С. Основы электротехники М.: Высшая школа 1986.
3. Данилов И.А.; Иванов П.М. Общая электротехника с основами электроники М.: Высшая школа 1989.
Содержание учебной дисциплины
Введение
Характеристика учебной дисциплины, ее роль и место в системе обучения, связь с другими дисциплинами.
Электрическая энергия, ее свойства и применение. Производство и распределение электрической энергии. Современное состояние и перспективы развития электроэнергетики.
Раздел 1 Электрическое поле
студент должен:
иметь представление:
- о строении вещества и электрического поля;
- о физических процессах возникновения электрического тока;
знать:
- основные законы взаимодействия заряженных частиц;
- явление электрического тока;
уметь:
- выполнять расчеты основных характеристик электрического поля.