Формирование однолинейной схемы электрической сети
При выборе наилучшего варианта сети необходимо учитывать не только стоимость линий, но и стоимость оборудования подстанций. Для этого должны быть сформированы однолинейные схемы подстанций.
При выборе схемы подстанции следует учитывать число присоединений (линий и трансформаторов), требования надежности электроснабжения потребителей и обеспечения пропуска через подстанцию перетоков мощности по межсистемным и магистральным линиям, возможности перспективного развития. Схемы подстанций должны быть составлены таким образом, чтобы была возможность их постепенного расширения и соблюдения требований необходимой релейной защиты и автоматики. Число и вид коммутационных аппаратов выбираются так, чтобы обеспечивалась возможность проведения поочередного ремонта отдельных элементов подстанции без отключения соседних присоединений.
Одновременно следует стремиться к максимальному упрощению схемы подстанции. Значительную долю в стоимости подстанции составляет стоимость выключателей, поэтому, прежде всего надо рассмотреть возможность отказа от применения большого числа выключателей.
В зависимости от требований надёжности и числа присоединений на стороне высшего напряжения (110 кВ) подстанции необходимо рассмотреть следующие схемы: блочные схемы с питанием подстанции по отдельной линии, мостиковые схемы (четыре присоединения), схему с одиночной секционированной и обходной системами шин и совмещённым секционным и обходным выключателем (до шести присоединений), схему с двумя рабочими и обходной системой шин (от семи до пятнадцати присоединений).
На стороне среднего напряжения (35 кВ) в зависимости от числа трансорматоров на подстанции выбираем одиночную не секционированную (один трансформатор) либо одиночную секционированную (два трансформатора) схемы.
Принципы подключения присоединений на стороне низшего напряжения (10 кВ) следующие: при одном трансформаторе используется одна не секционированная система шин, при двух трансформаторах — одна секционированная система шин. Если на подстанции предусматриваются трансформаторы с расщепленными обмотками, то, в зависимости от числа присоединений на низшей стороне, создается схема с одной секционированной системой шин (не более восьми присоединений) или с двумя секционированными системами шин (восемь присоединений и более).
Однолинейные схемы для обоих вариантов схем приведены на Листе 1 графического материала.
Рис 6.1 Однолинейная схема сети (Схема 1)
Рис 6.2 Однолинейная схема сети (Схема 2)
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ РАСЧЁТЫ ХАРАКТЕРНЫХ РЕЖИМОВ СЕТИ: НОРМАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ НАИБОЛЬШИХ И НАИМЕНЬШИХ
НАГРУЗОК, НАИБОЛЕЕ ТЯЖЁЛЫХ ПОСЛЕАВАРИЙНЫХ
РЕЖИМОВ
Целью электрического расчёта сети является определение параметров режимов и получение необходимых данных для решения вопросов регулирования напряжения.
В электрический расчёт входят распределение активных и реактивных мощностей по линиям сети, вычисление потерь активной и реактивной мощностей в сети, расчёт напряжения на шинах потребительских подстанций в основных нормальных и послеаварийных режимах.
Расчёт начинается с составления схемы замещения электрической сети (линии замещаются П-образной схемой замещения, а трансформаторы Г-образной) и определения её параметров. Для каждой линии рассчитывается активное и индуктивное сопротивление и ёмкостная проводимость. Для трансформаторов подстанций находится активное и реактивное сопротивления и указываются потери холостого хода.
Расчёты наибольших, наименьших нагрузок и послеаварийных режимов производим с помощью ЭВМ в программе RASTR.
Режим наибольших нагрузок - это режим сети, при котором включены все нагрузки на максимальную мощность.
В режиме наименьших нагрузок принимаем в узлах 2,3,4,5 Pнм = 0,6∙Рнб , а в узлах 6,7,8 Pнм = 0,4∙Рнб при напряжении, равном номинальному.
Послеаварийный режим - это режим работы системы при обрыве линии в режиме наибольших нагрузок. Напряжение не должно выходить за пределы (0,9÷1,1)∙Uном.
Определим параметры линий:
- активное сопротивление
R=R0·L, (7.1)
где R0 – удельное активное сопротивление данной марки и сечения провода, Ом/км, (таблица 7.1);
L – длина линии, км;
- реактивное сопротивление
X=X0·L, (7.2)
где X0 - удельное реактивное сопротивление данной марки и сечения провода при данном номинальном напряжении, Ом/км, (таблица 7.1);
- реактивная проводимость
b=b0·L, (7.3)
где b0 – удельная емкостная проводимость данной марки и сечения провода при данном номинальном напряжении, Ом/км, (таблица 7.1);
Параметры R0, X0, b0 выбираем из литературы [1, с. 282].
Определим параметры трансформаторов:
- активное сопротивление обмоток Rт, Ом;
- реактивное сопротивление обмоток Xт, Ом;
- потери активной мощности холостого хода (в стали) трансформатора Pх, кВт;
- потери реактивной мощности холостого хода (на намагничивание) трансформатора Qх, квар.
Таблица 7.1 − Данные по проводам ВЛ 110 кВ
Марка провода | Активное сопротивление R0, Ом/км | Индуктивное сопротивление X0, Ом/км | Емкостная проводимость b0 10-6, См/км |
АС-70/11 | 0,428 | 0,444 | 2,55 |
АС- 95/16 | 0,306 | 0,434 | 2,61 |
АС-185/29 | 0,162 | 0,413 | 2,75 |
АС-150/24 | 0,196 | 0,420 | 2,70 |
AC-240/32 | 0,121 | 0,405 | 2,81 |
В таблицах 5.3 и 5.4 были приведены каталожные данные трансформаторов. Приведём расчётные данные в виде таблиц 7.2, 7.3.
Таблица 7.2 − Расчётные данные для двухобмоточных трансформаторов
Тип трансформатора | Sном, МВА | Расчётные данные | |||
R, Ом | X, Ом | ΔQх, квар | |||
ТДН-16000/110 | 4,38 | 86,7 | |||
ТРДН-25000/110 | 2,54 | 55,9 | |||
ТРДН-40000/110 | 1,4 | 34,7 |
Таблица 7.3 − Расчётные данные для трёхобмоточных трансформаторов
Тип трансформаторов | Sном, МВА | Расчётные данные | ||||||
R, Ом | X, Ом | ΔQх, квар | ||||||
В | С | Н | В | С | Н | |||
ТДТН-40000/110 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 35,5 | 22,3 |
Представим рассчитанные параметры ветвей в виде таблицы 7.4.
Таблица 7.4 − Данные по ветвям наибольших нагрузок
К соответствующим узлам были присоединены потери холостого хода трансформаторов в виде (ΔРх - jΔQх). Если к этим узлам присоединены нагрузки, то необходимо сбалансировать их с этими потерями и представлять одной величиной.
В узлах, где используются два трансформатора, сопротивление обмоток делили пополам, а значения потерь холостого хода для данного типа трансформатора удваивали.
Узлы в схеме замещения трансформаторов нумеруем следующим образом. К номеру узла подстанции добавим цифры 1 и 2:
а) для двухобмоточных трансформаторов:
1 – обозначает низшее напряжение трансформатора;
б) для трёхобмоточных трансформаторов:
0 – обозначает нулевую точку трансформатора; 1 – обозначает среднее напряжение трансформатора; 2 – обозначает низшее напряжение трансформатора.
Рис 7.1. Потокораспределение в режиме наибольших нагрузок (Схема 1)
Рис 7.2.Потокораспределение в аварийном режиме наибольших нагрузок (Схема 1)
В результате расчета мы видим сильное снижение напряжения во всех узлах, для поддержания напряжения сделаем линию: 2-5, двухцепной. Результат расчета представим на рисунке 7.3
Рис 7.3 Электрический расчет наиболее тяжелого послеаварийного режима
В результате расчета видим, что все напряжения находятся в допустимых пределах, поэтому сделаем перерасчет схемы 1 для режима наибольших и наименьших нагрузок. Результаты представим на рис 7.4 и 7.5 соответственно
Рис 7.4 Электрический расчет режима наибольших нагрузок
Рис 7.5 Электрический расчет режима наименьших нагрузок
Проведя расчёт режимов, убедились, что напряжения не выходят за пределы допустимых значений. U = (0,9÷1,1)Uном. По результатам электрического расчета далее будут выбираться ответвления трансформаторов, необходимые для поддержания требуемого напряжения.
Расчет схемы 2:
Рис 7.6. Потокораспределение в режиме наибольших нагрузок (Схема 2)
Рис 7.7.Потокораспределение в аварийном режиме наибольших нагрузок (Схема 2)
В результате расчета мы видим сильное снижение напряжения во всех узлах, для поддержания напряжения сделаем линию, отходящие от балансирующего узла: 1-5, двухцепной.
Рис 7.8 Электрический расчет наиболее тяжелого послеаварийного режима (схема 2)
В результате расчета видим, что все напряжения находятся в допустимых пределах, поэтому сделаем перерасчет схемы 2 для режима наибольших и наименьших нагрузок.
Рис 7.9 Электрический расчет режима наибольших нагрузок
Рис 7.10 Электрический расчет режима наименьших нагрузок
Проведя расчёт режимов, убедились, что напряжения не выходят за пределы допустимых значений. U = (0,9÷1,1)Uном. По результатам электрического расчета далее будут выбираться ответвления трансформаторов, необходимые для поддержания требуемого напряжения.
Расчёты выполнялись для трёх режимов и двух схем ,чтобы убедится в том ,что напряжение не выходит за пределы допустимых значений, и для того чтобы узнать значения потерь активной мощности после улучшений для каждой сети ,необходимых для экономического сравнения двух вариантов электрической сети.
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СРАВНЕНИЕ ВАРИАНТОВ
Технико-экономический расчет даёт одни из основных показателей по которым определяют какая конфигурация сети требует меньше затрат по сравнению с другими конфигурациями. Это расчет позволит нам окончательно выбрать конфигурацию сети которая будет использоваться в дальнейшем.
Расчет начнем с капитальных вложений в линии. Они определяются по следующей формуле:
(8.1)
где - капиталовложения в 1 км линии (тыс. у.е./км);
l - длина линий электропередач.
Для линий брали железобетонные опоры с районом по гололёду - III. Информация по расчету оформим в виде таблиц 8.1 и 8.2 для схем 1 и 2 соответственно.
Таблица 8.1
Nн-к линии | Количество цепей | Длинна линии, км | Сечение проводника, мм2 | Капиталовложения в 1 км линии, тыс. у. е./км | Капиталовложения в линию, тыс. у. е. |
1-5 | 27.6 | AC 120/19 | 20.4 | 563.04 | |
1-6 | 27.6 | AC 70/11 | 21.4 | 590.64 | |
2-5 | 46.8 | AC 70/11 | 21.4 | ||
2-8 | 27.6 | AC 70/11 | 14.6 | 402.96 | |
3-4 | AC 70/11 | 14.6 | 700.8 | ||
3-8 | 27.6 | AC 95/16 | 14.3 | 394.68 | |
4-6 | 50.4 | AC 70/11 | 14.6 | 735.84 | |
5-7 | 19.2 | AC 70/11 | 14.6 | 280.32 | |
Суммарное капиталовложение в линии сети, тыс. у. е. | 4670,3 |
Таблица 8.2
Nн-к линии | Количество цепей | Длинна линии, км | Сечение проводника, мм2 | Капиталовложения в 1 км линии, тыс. у. е./км | Капиталовложения в линию, тыс. у. е. |
1-5 | 27.6 | AC 185/29 | 23.6 | 651.36 | |
1-6 | 27.6 | AC 240/32 | 15.1 | 416.76 | |
2-7 | 37.2 | AC 70/11 | 14.6 | 543.12 | |
2-8 | 27.6 | AC 70/11 | 14.6 | 402.96 | |
3-4 | AC 95/16 | 14.3 | 686.4 | ||
3-8 | 27.6 | AC 95/16 | 14.3 | 394.68 | |
4-6 | 50.4 | AC 150/24 | 13.2 | 665.28 | |
4-7 | 37.2 | AC 70/11 | 14.6 | 543.12 | |
5-7 | 19.2 | AC 150/24 | 13.2 | 253.44 | |
Суммарное капиталовложение в линии сети, тыс. у. е. | 4557,12 |
Далее рассчитаем капитальные вложения в подстанции. Их расчет производится по следующим формулам:
(8.2)
где - капитальные вложения в трансформаторы;
- капитальные вложения в распределительные устройства:
(8.3)
где - капитальные вложения в одну ячейку распределительного устройства;
n - количество ячеек.
- справочная величина, зависит от схем устройства;
- справочная величина.
Определим капитальные вложения в трансформаторы. Всю информацию сведём в таблицы 8.3 и 8.4 для схем 1 и 2 соответственно.
Таблица 8.3
N подстанции | Количество трансформаторов подстанции | Марка трансформаторов | Стоимость одного трансформатора, тыс. у. е. | Суммарная стоимость трансформаторов подстанции, тыс. у. е. |
ТДН-16000/110 | ||||
ТДТН-40000/110 | ||||
ТРДН-25000/110 | ||||
ТДН-16000/110 | ||||
ТРДН-25000/110 | ||||
ТДН-16000/110 | ||||
ТРДН-40000/110 | ||||
Суммарная стоимость трансформаторов подстанций, тыс. у. е. |
Таблица 8.4
N подстанции | Количество трансформаторов подстанции | Марка трансформаторов | Стоимость одного трансформатора, тыс. у. е. | Суммарная стоимость трансформаторов подстанции, тыс. у. е. |
ТДН-16000/110 | ||||
ТДТН-40000/110 | ||||
ТРДН-25000/110 | ||||
ТДН-16000/110 | ||||
ТРДН-25000/110 | ||||
ТДН-16000/110 | ||||
ТРДН-40000/110 | ||||
Суммарная стоимость трансформаторов подстанций, тыс. у. е. |
Определим стоимость распределительных устройств. Берём ячейку с масленым выключателем при отключаемом токе ниже 30 кА. Полученную информацию сводим в таблицы 8.5 и 8.6 для схем 1 и 2 соответственно.
Таблица 8.5
N подстанции | Тип схемы | Количество ячеек | Стоимость одной ячейки, тыс. у. е. | Суммарная стоимость ячеек подстанции, тыс. у. е |
"Мостиковая" | ||||
"Мостиковая" | ||||
"Мостиковая" | ||||
С одной секционной и одной обходной системами шин | ||||
С одной секционной и одной обходной системами шин | ||||
Блок "линия - трансформатор" с отделителем | ||||
"Мостиковая" | ||||
Суммарная стоимость ячеек подстанций, тыс. у. е. |
Таблица 8.6
N подстанции | Тип схемы | Количество ячеек | Стоимость одной ячейки, тыс. у. е. | Суммарная стоимость ячеек подстанции, тыс. у. е |
"Мостиковая" | ||||
"Мостиковая" | ||||
С одной секционной и одной обходной системами шин | ||||
"Мостиковая" | ||||
"Мостиковая" | ||||
С одной секционной и одной обходной системами шин | ||||
"Мостиковая" | ||||
Суммарная стоимость ячеек подстанций, тыс. у. е. |
Теперь рассмотрим постоянную часть капитальных вложений в подстанции. Информацию сведём в таблицы 8.7 и 8.8 для схем 1 и 2 соответственно.
Таблица 8.7
N подстанции | Тип схемы | Постоянные капитальные вложения в подстанцию, тыс. у. е. |
"Мостиковая" | ||
"Мостиковая" | ||
"Мостиковая" | ||
С одной секционной и одной обходной системами шин | ||
С одной секционной и одной обходной системами шин | ||
Блок "линия - трансформатор" с отделителем | ||
"Мостиковая" | ||
Суммарная стоимость постоянных капитальный вложений в подстанции, тыс. у. е. |
Таблица 8.8
N подстанции | Тип схемы | Постоянные капитальные вложения в подстанцию, тыс. у. е. |
"Мостиковая" | ||
"Мостиковая" | ||
С одной секционной и одной обходной системами шин | ||
"Мостиковая" | ||
"Мостиковая" | ||
С одной секционной и одной обходной системами шин | ||
"Мостиковая" | ||
Суммарная стоимость постоянных капитальный вложений в подстанции, тыс. у. е. |
В дополнительные капитальные вложения относим стоимость компенсирующих устройств. Для схемы 2 берём 3 шпунтовые конденсаторные батареи типа КС2-1,05-125 установленной мощностью 10,5 МВар. Стоимость одной батареи 40 тыс. у.е. Суммарная стоимость 120 тыс. у.е.
Суммарные капитальные вложения в подстанции для схемы 1:
тыс. у.е.
Для схемы 2:
тыс. у.е.
Капитальные вложения в сеть находя по следующей формуле:
(8.4)
Найдем капитальные вложения в сеть для схемы 1:
тыс. у.е.
Для схемы 2:
тыс. у.е.
Годовые эксплуатационные издержки для ЛЭП находим по следующей формуле:
(8.5)
где - отчисление на годовые эксплуатационные издержки ЛЭП в процентах от суммарных капитальных вложений в ЛЭП (для железобетонных опор на напряжение 110 кВ ровно 2,8%).
Для схемы 1:
тыс. у.е.
Для схемы 2:
тыс. у.е.
Годовые эксплуатационные издержки для подстанций находим по следующей формуле:
(8.6)
где - отчисление на годовые эксплуатационные издержки подстанций в процентах от суммарных капитальных вложений в подстанции (для распределительных устройств до 150 кВ равно 9,4%).
Для схемы 1:
тыс. у.е.
Для схемы 2:
тыс. у.е.
Издержки связанные с возмещением стоимости потерянной энергии в сети находим по следующей формуле :
(8.7)
где тыс. у. е./МВт*ч - стоимость единицы электроэнергии;
- величина потери электрической энергии в проектируемой сети, МВт*ч.
(8.8)
где - нагрузочные потери электроэнергии в сети;
- потери электроэнергии на холостой ход сети.
(8.9)
где - нагрузочные потери мощности в сети, МВт;
- время наибольших потерь, ч.
(8.10)
(8.11)
где - потери мощности холостого сети, МВт;
Проведём расчет для схемы 1:
МВт, из RastrWin3;
МВт, по справочным данным трансформаторов;
ч;
МВт*ч;
МВт*ч;
тыс. у. е.;
Для схемы 2:
МВт, из RastrWin3;
МВт, по справочным данным трансформаторов;
ч;
МВт*ч;
МВт*ч;
тыс. у. е.;
Суммарные годовые издержки сети определяется по следующей формуле:
(8.12)
Для схемы 1:
тыс. у. е.
Для схемы 2:
тыс. у. е.
Приведённые затраты определяют по следующей формуле:
(8.13)
где - нормативный коэффициент капитального вложения, равен 0,12.
Для схемы 1:
тыс. у. е.
Для схемы 2:
тыс. у. е.
Как видно приведённые затраты для 2 схемы меньше, чем для 1. Исходя из этого за основную принимаем схему 2.
Стоимость передачи электроэнергии определяем по следующей формуле:
(8.14)
где W- передаваемая по сети электроэнергия, МВт*ч .
(8.15)
Себестоимость электроэнергии определяем по следующей формуле:
(8.14)
МВт;
МВт*ч;
у.е./ кВт*ч;
у.е./ кВт*ч;