Случай минимизации убытков
В этом случае предполагается, что рыночная цена товара при любом объеме производства меньше, чем средние общие издержки. Следовательно, фирма терпит убытки. Однако предполагается, что существует интервал объемов выпуска от Q1 до Q2, на котором цена товара больше, чем средние переменные издержки, так, как это изображено на рис. 22. Поэтому на данном интервале убытки фирмы будут меньше, чем постоянные издержки. Действительно, поскольку, как отмечалось в предыдущей главе, расстояние между кривыми ATC и AVC равно величине AFC для любого заданного объема производства, и, в частности, для выбранного оптимального объема Qopt, то постоянные издержки фирмы геометрически представляют собой площадь прямоугольника ABCD. Из рис. 22 видно, что эта площадь больше, чем площадь заштрихованного прямоугольника, представляющего собой минимальные убытки фирмы.
C, P, MR
MC
ATC
ATC (Qopt) B C AVC
Pe MR
AFC
A D
0 Q1 Qopt Q2 Q
Рис. 22. Случай минимизации убытков
Случай прекращения производства
Рассмотрим случай, когда существует единственный объем производства фирмы, при котором рыночная цена товара равна минимальной величине средних переменных издержек (см. рис. 23). По правилу максимизации прибыли мы имеем, что данный объем производства и является оптимальным. Однако величина минимальных убытков в данном случае совпадает с величиной постоянных издержек, т.е., как отмечалось, с потерями от прекращения производства. Это означает, что, если бы цена стала ниже минимальных средних переменных издержек, то убытки фирмы превысили бы потери от прекращения производства, и фирма бы закрылась.
Таким образом, в краткосрочном периоде фирма вынуждена принимать решение о прекращении производства товара в том случае, когда рыночная цена становится меньше минимальных средних переменных издержек.
C, P, MR
MC
ATC
ATC (Qopt) AVC
Pe MR
0 Qopt Q
Рис. 23. Случай прекращения производства
Кривая предложения совершенного конкурента
Объединяя три рассмотренных нами случая, мы можем получить кривую предложения конкурентной фирмы. Как нетрудно видеть, она представляет собой часть кривой MC, расположенную выше точки пересечения с кривой AVC (см. рис. 24).
C, P, MR S
MC
P3 MR3
ATC AVC
P2 MR2
P1 MR1
0 Q1 Q2 Q3 Q
Рис. 24. Кривая предложения совершенного конкурента
Глава 6. АНАЛИЗ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ
НА РЫНКЕ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ
В данной главе исследуется рынок чистой монополии. Рынок чистой монополии –это рынок, на котором существует единственный производитель товара. Под этим термином понимается и сам этот единственный продавец. Так как монополист является единственным производителем товара, то кривая рыночного спроса дает цену, получаемую монополистом за предлагаемое к продаже количество товара. Мы изучим, как монополист выигрывает от своего контроля над ценами, и в чем заключаются социально-экономические последствия монополизации рынка.