Тема 2. возникновение и эволюция институционализма
ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»
МОДУЛЬ 1
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ
План лекции
1.1 Неоклассическая экономическая теория и ее критика
институционалистами.
1.2 Особенности предмета институциональной экономики.
Цель лекции – выяснить истоки появления институциональной экономики и предмет ее изучения.
Ключевые слова – неоклассическая экономическая теория, институционализм, «институции», «институты»,институциональная экономика,
1. Довольно длительный период западная экономическая теория развивалась в русле двух доминирующих экономических концепций – неоклассической и неокейнсианской. В последнее время она стала испытывать значительные трудности в теоретическом обосновании и разработке путей преодоления негативных явлений современной рыночной системы на основе использования традиционных макроэкономических регуляторов – инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. В результате научных поисков и появилась институциональная теория.
Неоклассическая теория явилась главным оппонентом институционализма.
Одним из основоположников неоклассической экономической теории является известный английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924). Концепция Маршалла получила широкое распространение в конце 19 – начале 20 века.
В рамках неклассической теории вновь в почете оказался «экономический человек», который руководствуется исключительно личными интересами – максимум выгоды при минимуме усилий.
Представители неклассического направления внесли огромный вклад в развитие экономической науки. Тем не менее, неоклассики столкнулись с определенными трудностями в применении своей теории в условиях развития рыночной экономики, появления новых тенденций и явлений.
Институциональная теория возникла и развивалась как оппозиционное учение сначала политической экономии, а затем экономикс. Институционалистов волнуют не чисто экономические проблемы – анализ спроса и предложения, цен, а экономические проблемы во взаимосвязи с проблемами социальными, политическими, этическими, правовыми.
Институционалисты считают, что концепции неоклассиков не только схематичны, но и оторваны от реальности.
Институционалисты выступают против односторонней трактовки «экономического человека». В действительности люди руководствуются не только денежным интересом. Мотивы поведения, стимулы, устремления людей гораздо разнообразнее и богаче, они меняются по мере роста благосостояния и корректируются в различных социальных группах.
В современной же рыночной экономике, по мнению институционалистов, большое влияние на экономический рост оказывает человеческое творчество (наука, изобретения, нововведения, профессиональной мастерство).
В неоклассической теории рациональной является максимизация полезности индивида в пределах ресурсов, имеющихся в их распоряжении, знаний, которыми они располагают, и ожиданий в отношении действий партнеров.
Институциональная теория исходит из принципа «ограниченной рациональности», то есть предполагает наличие неполной информации о внешней среде и ограниченные способности индивида в отношении сбора и обработки информации.
В переходных экономиках уровень неполноты и несовершенства информации является гораздо более высоким, чем в рыночной экономике. Соответственно любой анализ ситуации в таких странах по необходимости должен включать в себя инструменты, учитывающие несовершенство информации, ее неполноту.
Таким образом, развитие рыночной экономики, усложнение происходящих в ней процессов, усиление влияния на экономическую действительность социальных, правовых, культурных и других факторов вызвало необходимость совершенствования экономической науки и, в частности, предопределило появление институциональной экономической теории.
2. Понятие «институционализм» включает два аспекта.
Во-первых, это обычаи, традиции, нормы поведения, принятые в обществе – «институции».
Во-вторых, это закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений, то есть «институтов». Институты – формы и границы деятельности людей, это политические организации, формы предпринимательства, системы кредитных учреждений, финансовое и налоговое законодательство, организация социального обеспечения и многое другое, связанное с хозяйственной практикой.
Институциональная экономика – область знаний о правилах экономического поведения, о том, как эти правила «работают», как формируются и меняются, с какими издержками и выгодами связано их создание, изменение, соблюдение и нарушение.
Экономика – это способ взгляда на те же явления жизни, которые изучаются и другими науками.
Институциональная экономика – способ более реалистичного взгляда на эти явления, что особенно актуально для выработки экономической политики. Ведь для реального продвижения хорошо иметь план местности, который содержит как мелкие детали, так и привязку к сторонам света.
Институциональная экономика изучает и очень мелкие объекты или проблемы. Иногда ее называют наноэкономикой, или микромикроэкономикой, поскольку те явления, перед которыми до сих пор экономическая теория останавливалась, не исследуя, что внутри «черных ящиков», институциональная экономика начинает исследовать. К примеру, домохозяйство или фирма. Жизнь внутри фирмы также устроена по-разному, поэтому фирмы бывают разных типов и размеров.
Помимо явлений мелких, трудновидимых, институциональная экономика исследует и крупные явления, в этом смысле являясь макромакроэкономикой, или магаэкономикой.
Вопросы для самоконтроля
1. Объясните, почему институционализм по отношению к неоклассической теории является оппозиционным учением.
2. С точки зрения институционалистов. Какими интересами кроме денежного руководствуются люди?
3. Почему институционалисты считали рациональность ограниченной?
4. Дайте определение институтам.
5. Сформулируйте предмет институциональной экономики.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
Бренделева Е.А. Неоинституциональная теория. Учебное пособие – М.: ТЕИС, 2003. – 253 с.
Институциональная экономика: Учебник /Под общ. Ред. А. Олейника. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 704 с.
Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник /Под общ. Ред. А.А.Аузана. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 416 с.
Кузьминов Я., Юдкевич М. Курс лекций по «Институциональной экономике – www.iet.ru/mipt/
Олейник А. Институциональная экономика. Учебно-методическое пособие. //Вопросы экономики. – 1999. - №№ 1-12.
Сундетов Ж.С., Нуркешева А.Ж. Основы институциональной экономики. Учебное пособие. – Астана: КазГАТУ, 2007. – 194 с.
Дополнительная литература:
Административные барьеры в экономике: институциональный анализ /Под ред А.А. Аузана, П.В. Крючковой. М.: ИНП Общественный договор, 2002.
Бартенев С.А. История экономических учений. Учебник.- М. Экономисть, 2004.
История экономических учений /Под ред. В.Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2002.
История экономических учений (современный этап) /Под общ. ред А.Г. Худокормова. –М.: Инфра-М, 2002
Корнейчук Б.В. Институциональная экономика: учебное пособие для вузов. М.: Гардарики, 2007. – 255 с.
Коуз Р. Фирма, рынок, право. М.: Дело, 1993.
Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997.
Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М.: ТЕИС, 2002.
Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2001.
ТЕМА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА
План лекции
2.1. Историческая школа и ее роль в возникновении нституционализма.
2.2. «Старый» институционализм и его представители.
2.3. «Новый» институционализм.
2.4. Методологические основы неоинституционализма.
2.5. Сравнительная характеристика «старого» и «нового»
институционализма.
Цель лекции – рассмотреть возникновение и эволюцию институционализма, его методологические основы.
Ключевые слова –историческая школа,«Старый» институционализм, «эффект Веблена», «техноструктура», «Новый» институционализм, принцип «методологического индивидуализма», поведенческие предпосылки, базовые единицы анализа.
1. Историческая школа сформировалась в 40-е гг. 19 века. Возникновение исторической школы связано с именем немецкого экономиста Фридриха Листа (1789-1846).В своей работе «Национальная система политической экономии» (1841) он рассматривает политическую экономию не как универсальную науку об общих законах развития, а как науку о национальном хозяйстве, считая, что теория классической школы космополитична и абстрактна. Таким образом, Ф.Лист и другие представители исторической школы считали политическую экономию исторической наукой.
Ф. Листутверждает, что экономика отдельных стран развивается по собственным законам и поэтому для каждой страны характерна своя «национальная политическая экономия». Задача такой политэкономии заключается в определении наиболее благоприятных условий для развития производительных сил нации. И именно нация, объединяющая всех своих членов патриотической связью, выступает в качестве самостоятельного экономического субъекта.
Лист обосновывал необходимость государственной политики протекционизма, отводил государству определяющую роль в развитии экономики, в защите национального рынка. Для этого он сформулировал принцип промышленного воспитания нации. Этот принцип у Листа неразрывно связан с взглядом на богатство нации.
Именно взгляды Ф.Листа предопределили развитие исторической школы, подготовившей становление институционализма. В своем развитии историческая школа прошла два этапа:
- старая (Фридрих Лист, Вильгельм Рошер, Бруно Гильдебрант, Карл Книс);
- новая (Густав Шмоллер, Адольф Вагнер, Карл Бюхер, Вернер Зомбарт, Макс Вебер);
Вильгельм Рошер (1817-1894) и Карл Книс (1821-1898) как и Лист отвергали идею о неизменных, «естественных» законах развития хозяйства. По сути, они вели к замене экономической теории экономической историей, которая бы занималась собиранием и описанием экономических фактов.
«Новая» или «молодая» историческая школа сформировалась в Германии в 80-х гг. 19 века. Ее представители продолжили традиции «старой» исторической школы в отрицании роли научных абстракций и в склонности к простому собиранию фактического материала.
Критиковали классиков в вопросе снятия всех ограничений на свободу экономической деятельности. Считали, что не существует чисто экономических процессов, они всегда регулируются обычаями или правом.
Густав Шмоллер (1838-1917)– один из лидеров новой (молодой) исторической школы. Считал, что народное хозяйство принадлежит миру культуры и характеризуется общностью языка, истории, обычаев данного народа, идей, господствующих в данной среде. Подчеркивал, что классическая политэкономия слишком большой акцент делала на материальных интересах.
Критикуя концепцию «экономического человека», представители немецкой исторической школы отмечали, что в своем поведении человек руководствуется не соображениями рациональности, а привычками и традициями.
Один из виднейших представителей «молодой» исторической школы – Вернер Зомбарт (1863-1941). Считал, что задача экономического анализа – отыскать дух хозяйственной эпохи, нечто укорененное в социальных устоях, нравах и обычаях данного народа.
Макс Вебер (1864-1920)посвятил проблеме формирования капиталистического духа самую известную работу «Протестантская этика и дух капитализма». Капитализм, с его точки зрения, это не просто стремление к наживе, а рациональное обуздание жажды наживы, это профессиональный труд для получения прибыли на основе мирного обмена, это хозяйственный учет при сопоставлении затрат и результатов.
Таким образом, у представителей исторической школы религия, культура и этические нормы выступают не как внешние рамки экономической деятельности, а как существенные элементы, определяющие экономическое поведение людей. Эти идеи были развиты в рамках институционализма.
2. «Старый» институционализм возник в конце 19 века и оформился как течение в 20-30-х годах 20 столетия. Он пытался занять среднюю линию между экономикс и марксизмом.
Основоположниками «старого» институционализма традиционно считаются институционалисты первой волны – Торнстейн Веблен, Уэсли Митчелл, Джон Ричард Коммонс.
Самая известная работа Торнстейна Веблена (1857-1929) - «Теория праздного класса» (1899).
Он поставил в центр исследований не «рационального», а «живого» человека и попытался определить, чем диктуется его поведение на рынке.
Веблен доказал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные решения. Ввел в экономическую теорию понятие «престижное или показное, потребление», получившее название «эффект Веблена». Веблен делает вывод, что рыночную экономику характеризует не эффективность и целесообразность, а демонстративное расточительство, завистливое сравнение, преднамеренное снижение производительности.
Таким образом, Веблен выступал против расточительного потребления, за потребление, которое удовлетворяет действительные, а не мнимые потребности людей (рациональное потребление).
В 1918 г. понятие «институционализм»в научный оборотвводит Уилтон Гамильтон. Он определяет институт как «распространенный способ мышления или действия, запечатленный в привычках групп и обычаев народа». С его точки зрения, институты фиксируют устоявшиеся процедуры, отражают общее согласие, сложившуюся в обществе договоренность. Под институтами понимаются: обычаи, корпорации, профсоюзы, государство и т.д.
Уэсли Клэр Митчелл (1874-1948) – американский экономист и статистик. В центре его внимания находились вопросы деловых циклов и исследования экономической конъюнктуры. У.К.Митчелл оказался первым институционалистом, анализирующим реальные процессы «с цифрами в руках». В своей работы «Деловые циклы» (1927) он исследует разрыв между динамикой промышленного производства и динамикой цен.
В своем знаменитом трактате «Отсталость в искусстве тратить деньги» (1937) Митчелл подвергает критике неоклассиков, а именно их теорию рационального индивида.
Большой вклад в развитие старого институционализма внес Джон Ричард Коммонс (1862-1945).В его работе «Распределение богатства» (1893) в центре внимания находится поиск инструментов компромисса между организованным трудом и крупным капиталом. В 1934 г. выходит работа «Институциональная экономическая теория», в которой вводится понятие трансакции (сделки).
До 1960-1970-х гг. институциональное направление развивалось довольно медленно. Старые идеи нашли отражение в работах институционалистов второй волны: Джона Кеннета Гэлбрейта, Роберта Хайлброннра, Гуннара Мюрдаля.
Джон Кеннет Гэлбрейт (р.1908) – современный американский экономист, свои взгляды на современную экономическую действительность изложил в наиболее известных работах «Американский капитализм. Теория уравновешивающей силы» (1952), «Новое индустриальное общество» (1961) и «Экономические теории и цели общества» (1969).
Концепция Гэлбрейта базируется на понятии «техноструктура».Этообщественная прослойка, включающая ученых, конструкторов, специалистов по технологии, управлению, финансам, то есть по всем специальностям, которые требуются для нормальной работы крупной корпорации.
Считает, что именно техноструктура, а не собственники капитала обладают реальной властью в корпорациях.
Гуннар Мюрдаль (1898-1987) – шведский экономист, основоположник стокгольмской (шведской) экономической школы. В 1974 г совместно с американским экономистом Ф. Хайеком получил Нобелевскую премию за «основополагающие работы по теории денег и экономических колебаний и глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений». Он занимался проблемой преобразования отсталой социально-экономической структуры слаборазвитых стран. В работе «Азиатская драма» (1974) отмечает, что нельзя модернизировать общество, внедрить современную технологию, не затрагивая обычаев, традиций, отношения людей к работе, игнорируя проблему формирования дисциплины и выносливости: «изменение отношения к труду предполагает радикальное изменение общественных институтов». То есть технологические сдвиги упираются в изменение социальных, институциональных условий.
Рассмотрев взгляды «старых» институционалистов, можно сделать вывод, что это направление в экономической теории скорее не конструктивного, а критического плана. Основной вклад их в развитие теории заключается в том, что они поставили под сомнение центральные постулаты классической политэкономии: рациональность поведения индивида, автоматическое достижение оптимального состояния экономической системы, тождественность частнособственнического интереса общественному благу.
3. По мнению институционалистов, экономическая наука – это не наука о функционировании общества, а о его развитии.
Этим проблемам уделили внимание представители неоинституционализма.
Виднейшие представители неоинституционализма - Джеймс Бьюкенен, Гари Беккер, Рональд Коуз, Дуглас Норт.
Джеймс Бьюкенен (род. 1919) – представитель вирджинской школы, сформировавшейся на базе Вирджинского университета и Вирджинского политехнического института в 60-70-х годах 20 века. Это американский экономист, мировую известность которому принесла теория общественного выбора. В 1986 г. он получил Нобелевскую премию за исследование договорных и конституционных основ теории принятия политических решений.
Рональд Коуз (род. 1910) - английский экономист, лауреат Нобелевской премии (1991) за исследование проблем социальных издержек и прав собственности.
Гари Беккер (род. 1930) - американский экономист, лауреат Нобелевской премии (1992) за анализ проблем человеческого поведения и социальных отношений с позиции экономики.
Применил экономический подход к решению социальных проблем и помог посмотреть с экономической точки зрения на важнейшие социальные вопросы, такие как семейные отношения, образование, преступность и т.д. Отличительной чертой его подхода является рассмотрение любого социального явления и любой сферы общественной жизни как области приложения экономического анализа.
Дуглас Норт – американский экономист, лауреат Нобелевской премии (1993) за создание нового направления в области истории экономики.
4. В настоящее время неоинституциональный подход используют не только экономисты и социологи, но и юристы, политологи. Неоинституционализм вобрал в себя наработки других наук об обществе (психологии, политологии, социологии, что позволяет значительно расширить область анализа, обогатить его, приблизить к реальности.
Неоинституционализм исходит из двух общих предпосылок:
1. социальные институты имеют значение;
2. они поддаются исследованию с помощью инструментария неоклассической теории.
Методологические основы неоинституционализма: