Тема 12. Возникновение и эволюция социалистического права. Особенности развития социалистических правовых
Великая российская революция 1917 – 1922 гг. и образование РСФСР. Возникновение семьи социалистического права. Советская правовая система. Источники и основные отрасли права. Образование мировой системы социализма и расширение семьи социалистического права.
Правовые системы европейских социалистических стран и их крах в 1990 г.
Особенности правовых систем социалистических государств Азии.
Правовая система КНР. Влияние конфуцианства и школы фа-цзя на право Китая. Отношение китайцев к позитивному праву. Своды средневекового китайского права. Роль идей социализма «с китайской спецификой» в правовой системе КНР.
Степень влияния некоторых принципов романо-германского права в условиях модернизации
после революции 1911 г. Колебания партийно-государственного аппарата в отношении права в период с 1949 по 1973 гг. Правовое обновление после 1979 г. Источники права.
Правовая система Кубы. Перспективы развития социалистического права.
Тема 13. Мусульманская правовая семья
Возникновение и распространение мусульманского права. Основные суннитские и шиитские юридические школы (мазхабы). Источники мусульманского права. Роль Корана и Сунны в мусульманском праве. Доктрина как основной источник мусульманского права. Своеобразие институтов и отраслей мусульманского права. Государственное и религиозное принуждение. Вестернизация мусульманского права в XIX – XX вв.
Мусульманское право и закон. Мусульманское право в правовых системах стран Азии и Африки. Правовые системы Саудовской Аравии, Ирана и Марокко.
Тема 14. Индусское право. Семья обычного права.
Индуизм как религиозная и правовая система. Веды, смрити, дхармасутры, дхармашастрыи нибандхазы. Правовые школы в индуизме. Роль обычая среди источников индусского права. Влияние мусульманского права на индусское на территории Индии. Влияние общего права Англии на индусское право. Сфера действия индусского права в современной Индии. Особенности методов регулирования. Территориальное право. Механизмы действия индусского права. Правовая система современной Индии.
Право племен Тропической Африки и Океании. Истоки и география распространения. Обычное право и современное законодательство. Сферы доминирования обычного права. Влияние основных правовых семей на обычное право Тропической Африки и Океании. Правовые системы Конго, Танзании, Мадагаскара, Папуа-Новая Гвинея.
Тема 15. Понятие смешанных правовых систем
Смешанные правовые системы на правовой карте мира. Особенности исторического взаимодействия и сочетания элементов романо-германской правовой семьи и английского общего права в правовых системах различных стран. Сочетание элементов религиозных правовых систем с элементами общего и континентального права. Взаимодействие права европейских государств и обычного права Африки и Океании.
Правовая система Шотландии: особенности исторического развития и системы источников права. Правовые системы канадской провинции Квебек и американского штата Луизиана. Правовая система Израиля. Правовая система ЮАР.
5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые
образовательные технологии
Тематический план
Очная форма обучения
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | |
лекции | практические или семинарские занятия | ||||
Сравнительное правоведение: предмет и метод | практ. занятия - устный и письменный опросы | ||||
Методология сравнительного правоведения | |||||
История сравнительного правоведения: | |||||
Основные приоритеты в сравнительно-правовых исследованиях | лекция - тематическая, практ. занятия - устный и письменный опросы | ||||
Функции сравнительного правоведения | |||||
6. | Классификация основных правовых систем современности. | лекция - тематическая, практ. занятия - устный и письменный опросы | |||
7. | Сравнительное правоведение и международное право. | ||||
8. | Европейское право и сравнительное правоведение. | ||||
9. | Общая характеристика Романо-германской правовой семьи. | практ. занятия - устный и письменный опросы | |||
10. | Правовые системы стран Латинской Америки. Правовые системы Скандинавских стран. Правовые системы Азии и Африки, входящие в романо-германскую правовую семью. | ||||
11. | Правовая система Англии. Правовые системы стран Британского содружества (на примере Канады и Австралии). Правовая система США. | практ. занятия - устный и письменный опросы | |||
12. | Возникновение и эволюция социалистического права. Особенности развития социалистических правовых | практ. занятия - устный и письменный опросы | |||
13. | Мусульманская правовая семья | практ. занятия - устный и письменный опросы | |||
14. | Индусское право. Семья обычного права. | ||||
15. | Понятие смешанных правовых систем | практ. занятия - устный и письменный опросы | |||
ВСЕГО: |
Заочная форма обучения
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | |
лекции | практические или семинарские занятия | ||||
Сравнительное правоведение: предмет и метод | практ. занятия - устный и письменный опросы | ||||
Методология сравнительного правоведения | |||||
История сравнительного правоведения: | |||||
Основные приоритеты в сравнительно-правовых исследованиях | лекция - тематическая, практ. занятия - устный и письменный опросы | ||||
Функции сравнительного правоведения | |||||
Классификация основных правовых систем современности. | лекция - тематическая, практ. занятия - устный и письменный опросы | ||||
Сравнительное правоведение и международное право. | |||||
Европейское право и сравнительное правоведение. | |||||
Общая характеристика Романо-германской правовой семьи. | практ. занятия - устный и письменный опросы | ||||
Правовые системы стран Латинской Америки. Правовые системы Скандинавских стран. Правовые системы Азии и Африки, входящие в романо-германскую правовую семью. | |||||
Правовая система Англии. Правовые системы стран Британского содружества (на примере Канады и Австралии). Правовая система США. | практ. занятия - устный и письменный опросы | ||||
Возникновение и эволюция социалистического права. Особенности развития социалистических правовых | практ. занятия - устный и письменный опросы | ||||
Мусульманская правовая семья | |||||
Индусское право. Семья обычного права. | |||||
Понятие смешанных правовых систем | |||||
ВСЕГО: |
Самостоятельная работа
Очная форма обучения
№ темы | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Кол-во часов |
1. | подготовка к вводной лекции, практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждения и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
2. | подготовка к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, выбор темы и подготовка к написанию курсовой работы, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
3. | подготовка к тематической лекции, практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, ролевой игре, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к написанию курсовой работы, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
4. | подготовка к дискуссионной лекции, практическим занятиям в форме ролевой игры, проблемному семинару, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к написанию курсовой работы, подготовка к выполнению контрольного задания, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
5. | подготовка к тематической лекции, практическим занятиям в форме практикума, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
6. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
7. | подготовка к тематической лекции, практическим занятиям в форме практикума, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
8. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
9. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
10. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
11. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
12. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
13. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
14. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
15. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
Итого: |
Заочная форма обучения
№ темы | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Кол-во часов |
1. | подготовка к вводной лекции, практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждения и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
2. | подготовка к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, выбор темы и подготовка к написанию курсовой работы, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
3. | подготовка к тематической лекции, практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, ролевой игре, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к написанию курсовой работы, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
4. | подготовка к дискуссионной лекции, практическим занятиям в форме ролевой игры, проблемному семинару, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к написанию курсовой работы, подготовка к выполнению контрольного задания, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
5. | подготовка к тематической лекции, практическим занятиям в форме практикума, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
6. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
7. | подготовка к тематической лекции, практическим занятиям в форме практикума, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, подготовка рефератов, эссе, презентаций, библиографических списков, глоссариев и выполнение иных индивидуальных заданий, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
8. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
9. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
10. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
11. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
12. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
13. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
14. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
15. | подготовка к проблемной лекции, к практическим занятиям в форме устных и письменных опросов, обсуждению и дискуссии, изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины в соответствии с учебно-тематическим планом, составление конспектов, составление логических и структурных схем, решение задач, выполнение домашних заданий, подготовка ответов на вопросы для самоконтроля, подготовка к участию в научных и научно-практических конференциях, подготовка к текущему контролю успеваемости; | |
Итого: |