Раздел 1.3. Научная работа студентов в стенах СГЭА
Несомненным является тот факт, что руководство СГЭА уделяет большое НИРС. Особенно это стало заметно в последние годы, когда, немного адаптировавшись в современных условиях, ректорат и кафедры стали изыскивать возможности для вовлечения студентов в научную работу. При каждой кафедре работают научные и проблемные кружки (на некоторых кафедрах насчитывается до четырёх – пяти), работают лаборатория моделирования экономических проблем на ЭВМ, учебный банк, учебная налоговая инспекция, сектор фондового рынка. В научные работу вовлечены все: от лицеистов и первокурсников до студентов старших курсов и аспирантов (последние, впрочем, просто не могут не заниматься научными исследованиями по своему статусу). Научные конференции проводятся ежегодно, и никогда не бывает проблемы отсутствия желающих выступить со своими докладами. За активную работу на конференции могут применяться различные формы поощрения, например, автоматические зачёты и экзамены, призы в виде литературы по специальности, публикации тезисов докладов в сборниках СГЭА, а так же денежные поощрения в размере стипендии.
Такое внимание к НИРС во многом обусловлено спадом, произошедшим в ней в последние годы. Так, если в 1993/1994 учебном году насчитывалось 17 предметных кружков, в работе которых принимали участие 196 студентов, а в 1994/1995 — 29 кружков и 275 работающих в них студентов, то в 1995/1996 годах произошёл заметный спад, и осталось 15 кружков со 104 активными участниками. Аналогичная ситуация наблюдалась и с проблемными кружками: 33 кружка и 312 студентов в 1994/1995 учебном году, 28 и 272 в 1995/1996 учебном году соответственно. Этот факт можно объяснить тем, что реформы, идущие давно и не слишком эффективно, нанесли очередной удар по населению, а именно — невыплата заработной платы из исключения превратилась в хорошо соблюдаемое правительством правило. В связи с этим многие студенты оказались без финансовой поддержки со стороны родителей, и были вынуждены сами зарабатывать средства к существованию, что заняло время, прежде, уделяемое НИРС. Не будет большим открытием тот факт, что большинство участников НИРС являются выходцами из семей, где родители также имеют некоторое отношение к образованию и науке, т. е. именно к тем отраслям народного хозяйства, которые находятся на полном бюджетном обеспечении. Именно такие студенты и попали под удар. Студенческие лаборатории оказались более выносливыми, и их количество (7 кафедральных и 1 межкафедральная) осталось неизменным до настоящего времени, а число занятых в них студентов так же значительно не изменилось (185 в 1994/1995 у. г. и 176 в 1995/1996 у. г.). Это подтверждает тезис о том, что в работе лабораторий принимают участие более опытные и увлечённые студенты, которые остаются преданными науке, не взирая на обстоятельства. Однако в некоторых областях научной деятельности студентов наметился явный рост. Например, в работе по бюджетной тематике кафедр в 1993/1994 у. г. приняли участие 189 студентов, в 1994/1995 у. г. — 108, а в 1995/1996 у. г. уже 537 студентов. Видимо, студенты ощутили на собственном опыте, что сегодня очень важно разбираться в бюджете нашего государства, и поле для деятельности выглядит бескрайним, потому что бюджетная политика меняется каждые полгода.
Всего в 1995/1996 учебном году в научной работе приняли участие 1210 студентов. Кроме этого, в изданном, по результатам студенческой научной конференции, проходившей весной 1996 года, сборнике, опубликовано 55 тезисов лучших из заслушанных на ней докладов.
Ежегодно на Республиканский конкурс отсылаются работы студентов СГЭА, и большая доля из них завоёвывает призовые места.
В академии работает общество “АЙСЕК”, в работе которого студенты принимают участие с особым удовольствием, так как через него лежит путь к заграничной стажировке. По моим наблюдениям, это общество скорее создаёт видимость работы, очень редко, как бы спохватившись, осуществляя какие-то конкретные мероприятия. Тем не менее, функционирование его приносит скорее пользу, чем вред, потому что многое в “АЙСЕКЕ” напоминает деятельность правительственных структур, и носит наглядный характер.