Особенности российского бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм - это форма организации межбюджетных отношений, которая позволяет сочетать фискальные интересы федерации с самостоятельностью региональных и местных бюджетов.
В основе механизма реализации межбюджетных отношений в России лежат два основных инструмента: разграничение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы и межбюджетное регулирование.
Правовая основа разграничения расходных полномочий обусловлена закреплением полномочий на постоянной основе федеральным законодательством, а также передачей полномочий отдельными нормативными актами.
Система межбюджетного регулирования более разветвленная, и предполагает, с одной стороны, механизм перераспределения средств между уровнями бюджетной системы, а с другой — налоговое регулирование бюджетной обеспеченности.
Механизм перераспределения средств между уровнями бюджетной системы регламентирует предоставление временной финансовой помощи в виде бюджетных кредитов, дотирование нижестоящих бюджетов с учетом бюджетной обеспеченности и подушевому принципу, а также поддержку социального и экономического развития нижестоящих бюджетов за счет субвенций и субсидий из соответствующих фондов развития и субсидий из фондов софинансирования социальных расходов. Структура межбюджетных отношений в Российской Федерации представлена на рис. 4.1.
Налоговое регулирование бюджетной обеспеченности предусматривает закрепление налогов или отчислений от них на постоянной основе БК РФ и Налогового кодекса РФ (НК РФ), а также на основе регионального и местного законодательства. Наряду с этим налоговое регулирование бюджетной обеспеченности нижестоящих бюджетов предполагает установление дополнительных дифференцированных отчислений от налогов.
Важнейшие преобразования последнего времени содержат в себе существенные новации для бюджетного процесса в российской экономике. Это в значительной мере касается и бюджетного процесса на субфедеральном уровне, в том числе внутрирегиональной сферы межбюджетных отношений. Данные новации реализуются путем развития финансово-бюджетной базы муниципалитетов всех уровней за счет дальнейшей конкретизации полномочий и повышения ответственности выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, а также путем широкого привлечения населения к решению вопросов местного значения. Так, полномочия органов местного самоуправления включают в себя значительный круг вопросов жизнедеятельности населения и хозяйствующих субъектов на местах. Подобная направленность представляется актуальной, поскольку устойчивое функционирование внутрирегиональных межбюджетных отношений выступает важнейшим аспектом практической реализации принципов бюджетного федерализма, условием эффективного функционирования единой властно-управленческой вертикали и поддержания жизнеспособности институтов местного самоуправления в целом.
Исходными посылками, формирующими масштабность и экономическую значимость межбюджетных отношений на внутрирегиональном уровне, являются два фактора: степень дотационности муниципальных образований того или иного региона и объем переданных им для исполнения государственных полномочий.
Межбюджетные отношения в Российской Федерации
Рис. 4.1. Межбюджетные отношения в Российской Федерации
В свою очередь, степень дотационности муниципальных образований определяется объективным состоянием их экономической и доходной базы, а также мерой централизации их совокупного налогового потенциала, которая регулируется бюджетным законодательством субъекта РФ. Межбюджетное регулирование на региональном уровне обусловливает как общее регулирование межбюджетных отношений, так и рамочное регулирование посредством межбюджетных трансфертов (рис. 4.2).
В современных межбюджетных отношениях существуют определенные сложности. Это связано с наличием многоуровневой системы институтов местного самоуправления и местных бюджетов и не отрегулированной системой финансовой помощи субъектам РФ.
Реальный стимулирующий эффект содержится в возможности замещения дотационного механизма межбюджетного регулирования системой отчислений от конкретных видов налоговых поступлений (стимулирование как наращивания налоговой базы, так и высокой собираемости налогов).
Таким образом, эффективность местного самоуправления в рамках финансовыхвзаимосвязей на внутрирегинальном уровне должна предполагать:
1) наличие для региональных органов власти и органов местного самоуправления в равной мере как прав, так и обязанностей. Принцип единства финансовых прав и финансовых обязанностей должен являться одним из основных в построении местного самоуправления и региональных финансов;
2) ответственность региональных и местных органов власти. Принцип единства обязанностей и ответственности относится к числу обязательных принципиальных положений, на основе которых строятся территориальные системы управления.
Эти принципиальные положения актуальны не только для местного самоуправления, но и для всех уровней власти в регионе и всех уровней национальной бюджетной системы. Неэффективная реализация этих положений обусловливает проблемы финансово-правового баланса органов власти субъектов РФ и местного самоуправления. Следствием этого является финансовый дисбаланс между уровнями бюджетной системы в современной России.
Правовая основа межбюджетного регулирования на региональном уровне
Рис. 4.2. Правовая основа межбюджетного регулирования на региональном уровне:
СФ — субъект федерации; МО — муниципальное образование; НДФЛ — налог на доходы физических лиц; ФФПП — фонд финансовой поддержки поселений; ΦΦΙΊΜΟ (ГО) — фонд финансовой поддержки муниципальных образований (государственных образований); МСУ — местное самоуправление.