Тригонометрические преобразования.
Кроме различных арифметических преобразований типа разложения многочленов или дробей, существуют задачи, в которых нужно выполнить тригонометрические преобразования подынтегральной функции.
Задача 10. Вычислить интеграл .
Решение.Воспользуемся формулой понижения степени, чтобы перейти от степеней тригонометрических функций к выражениям типа или .
= = = .
Ответ. .
Задача 11. Вычислить .
Решение. Здесь можно было бы применить формулу для косинуса двойного угла, но это преобразование бы только увеличило степени. Поэтому в данном случае для удобнее применить формулу понижения степени ко второму множителю и не менять первый.
= = =
= = .
Первый интеграл вычисляется уже известным способом, а во втором снова понизим степень.
= = .
Ответ. .
Подведение под знак дифференциала.
Задача 12. Вычислить .
Решение. Замечаем, что присутствует множитель , который является производной от . А остальная часть функции как раз зависит только от . Поэтому можно подвести под знак дифференциала: =
Применяем замену : = .
Далее, = , и после обратной замены .
Ответ. .
Задача 13.Вычислить интеграл .
Решение. = = = = =
= = . Учитывая тот факт, что , знак модуля не нужен.
Ответ. .
Задача 14. Вычислить .
Решение. = = = = = .
Ответ. .
Для сведения, покажем, как выглядит график функции .
Зелёным цветом изображён график , синим .
Вертикальные асимптоты .
Задача 15. Вычислить интеграл .
Решение. = = = =
. Ответ. .
Домашнее задание.
1.Вычислить интеграл . Ответ. .
2. Вычислить интеграл . Ответ. .
3.Вычислить интеграл . Ответ. .
4. Вычислить интеграл . Ответ. .
ПРАКТИКА № 2
Задача 1. Вычислить .
Решение. = = = = = .
Ответ. .
Задача 2. Вычислить .
Решение. = = =
= = = .
Ответ. .
Задача 3. Вычислить .
Решение. = = = = = .
Ответ. .
Задача 4. Вычислить .
Решение.Если сразу подвести под знак дифференциала то, что есть в числителе, то будет , но тогда в знаменателе получится выражение . чтобы не происходило такого усложнения и не появились вложенные квадратные корни, надо подводить не весь числитель, а отделить тот множитель, который нам удобнее, чтобы потом всё выражалось через .
= = =
и теперь, после замены , получится .
Далее, сделаем преобразование, котрое позволит оставить только однотипные корни:
= = =
=
далее уже с помощью обычных действий со степенными функциями:
= .
После обратной замены получаем ответ, при этом также заодно обратно меняем дробные степени на корни.
Ответ. .
Задача 5. Вычислить .
Решение. = =
= = = =
= = .
Ответ. .
Задача 6. Вычислить .
Решение. Заметим, что в числителе производная того выражения, которое есть в знаменателе. Тогда = = = = .
Здесь фактически мы применили замену для упрощения выражения. Кстати, выделение полного квадрата в знаменателе это здесь был бы тупиковый путь, ведь в числителе не константа а многочлен, то есть не удалось бы свести к виду .
Ответ. .
Задача 7. Вычислить .
Решение. Здесь, в отличие от прошлой задачи, в числителе уже произвольный многочлен, не соответствующий производной от знаменателя. Тем не менее, можно путём арифметических операций получить там дифференциал знаменателя:
Домножим и поделим на 2, чтобы исправился коэффициент при :
=
Теперь осталось прибавить и отнять 2, и будет получено :
= =
= .
В первом слагаемом делается ровно то же самое, что в прошлой задаче, а во втором - выделить полный квадрат, и в итоге сводится к арктангенсу:
=
.
Ответ. .
Задача 8. Вычислить .
Решение. Несмотря на то, что интеграл похож на , но, тем не менее, в числителе есть переменная , поэтому это не табличный интеграл, и ответ здесь вовсе не арксинус. Заметим, что в числителе 1-я степень, а под корнем в знаменателе 2-я. Домножим и поделим так, чтобы в числителе оказалось то выражение, которое под корнем в знаменателе.
= =
после замены переменной, это можно переписать так:
а значит, и после обратной замены:
Ответ. .
Задача 9. Вычислить .
Решение. = = = = .
Для того, чтобы применить формулу,
нужно обозначить . Но сначала сделаем так, чтобы и в числителе оказался не просто а :
= = .
Теперь интеграл имеет вид , и равен .
После обратной замены получаем ответ.
Ответ. .
Задачи по теме «Интегрирование по частям»
Вспомнить формулу .
Задача 10. Вычислить .
Решение. Пусть , так надо, чтобы понизилась степень на следующем шаге. Составим таблицу:
Тогда = = .
Ответ. .
Домашние задачи.
1. Ответ. . Указание. См. задачу № 3.
2. Ответ. .
Указание. См. задачу № 7.
3. . Ответ. . Указание. См. задачу № 9.
ПРАКТИКА № 3
Задача 1. Вычислить интеграл .
Решение.
= = .
Задача 2. Вычислить интеграл .
Решение. Так как степенная функция 2-й степени, то эта задача решается в 2 шага. На первом шаге, обозначаем , .
Тогда = .
На 2-м шаге, обозначим , .
В скобке происходит вычисление как бы для нового примера, выполним это вложенное действие:
= = .
Итак, ответ: .
Задача 3. Вычислить интеграл
Решение. Пусть , второго множителя нет, но мы формально можем считать, что он есть, только равен 1. Итак, .
Построим таблицу:
Тогда = =
= =
= .
Ответ: .
Задача 4.Вычислить интеграл
Производная арктангенса это рациональная дробь. И это мы используем, обозначая её при интегрировании по частям:
Тогда: = .
Второе слагаемое далее уже решается подведением под знак dx.
= =
= =
. Знак модуля даже не нужен, т.к. .
Задача 5. Вычислить интеграл .
Решение.На этом примере вы увидите, что иногда полезно отступить от того, что мы, как правило, степенную функцию обозначали через u.
Дело в том, что если так сделать, то при переходе от dv к v возникает целая новая задача, связанная с поиском интеграла от арктангенса. Напротив, если , то его производная состоит только из степенных, то есть происходит значительное упрощение. Конечно же здесь придётся смириться с тем что усложняется, растёт его степень, т.е. перейдёт в , но зато арктангенс упрощается очень сильно. Итак, построим таблицу:
= = =
= =
= .
Задача 6. Вычислить интеграл
Решение.Пусть .
. На первом шаге, обозначаем , .
. = .
На 2-м шаге, в том интеграле, который получился, обозначим аналогичным образом: , .
Получается = = .
Из равенства можно выразить :
, .
Примечание. Интегралы вида и называются «циклические интегралы», потому что они решаются таким способом: через 2 цикла вычисления получается сведение к исходному интегралу.
Ответ. = .
Задача 7. Вычислить .
Решение.На первом шаге,
= . Теперь в скобках аналогичное выражение, применим к нему такие же преобразования.
Продолжим преобразования:
=
.
После двух действий, мы видим снова интеграл в конце строки.
Можно записать так, раскрыв скобки:
. А теперь можно просто выразить это арифметическим путём.
.
Итак, = .
Задача 8. Получить формулу вычисления интегралов вида .
Решение.Обозначим всю функцию через u и применим интегрирование по частям, и при этом формально считаем второй множитель равным 1. Для удобства, временно применим отрицательные степени вместо дробей.
= = =
Теперь можем разбить на две дроби, интеграл от первой сводится к , а второй к .
= , то есть
, откуда выразим через :
,
вывели «рекурсивную» формулу , с помощью которой интеграл такого типа для большей степени сводится к меньшей степени, а значит, все они последовательно сводятся к , который равен .
Задача 9. Вычислить интеграл .
Решение. Применим формулу, при этом n+1 = 2 (n=2 было бы неправильно, ведь в формуле та степень, которую выражаем, это n+1 а та, через которую, это n).
При этом n = 1. a = 1.
Формула приобретает такой вид: .
Ответ: = .
Домашнее задание.
1. Вычислить . (как в задаче 6).
2. Вычислить . (как в задаче 7).
3.Вычислить или (по рекурсивной формуле).
ПРАКТИКА № 4
Рациональные дроби.