О внесении изменений в Федеральный закон. Пояснительная записка
Пояснительная записка
К проекту Федерального закона
О внесении изменений в Федеральный закон
“Об основах общественного контроля в Российской Федерации”»
Предлагаемый законопроект нацелен на реализацию поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина (Пр-2143 от 03.11.2016 г.), касающегося разработки пакета поправок в рамочный Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ “Об основах общественного контроля в Российской Федерации”.
Задача законопроекта - системное совершенствование правовых основ организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Принятие Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» стало серьезным шагом на пути развития гражданского общества в Российской Федерации. Однако правоприменительная практика показала наличие в нем многочисленных пробелов и коллизий с другими федеральными законами.
Законопроект призван системно урегулировать коллизии и устранить пробелы следующим образом:
1. Под законодательство об общественном контроле, включая законодательство об общественных палатах, подводится конституционно-правовая база, что имеет принципиальное значение для выстраивания концепции правового регулирования в данной сфере. Одновременно право граждан на участие в осуществлении общественного контроля увязывается с правом граждан на участие в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ).
2. Уточняется понятие законодательства Российской Федерации об общественном контроле.
3. Вводится понятие «общественные интересы» и уточняется понятие общественного контроля.
4. Широко используемое в законе понятие «иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия», приводится в соответствие с тезаурусом Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации. В этой связи в законопроекте используется понятие «иных органов и организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями». (Представляется целесообразным в целях обеспечения единства терминологии внести впоследствии аналогичные изменения и в Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».)
5. Ставшее юридически некорректным в связи с введением в действие новой редакции главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации понятие «общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций» заменяется обобщенным понятием «объединения граждан», относящимся к сфере не частноправовых, а публично-правовых отношений и используемым в Федеральном законе от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
6. Для обеспечения открытости и публичности общественного контроля предусматривается создание федеральной государственной информационной системы (системы электронной демократии), обеспечивающей сбор, обработку, накопление, хранение, поиск и передачу информации о деятельности субъектов общественного контроля и лиц, деятельность которых по осуществлению возложенных на них государственных или иных публичных полномочий является объектом общественного контроля. Это соответствует поручениям Президента Российской Федерации (Пр-2346 от 05.12.2016 г., п.п. 2 и 6) по созданию правовых и иных условий для развития цифровой экономики в Российской Федерации, а также по расширению использования специализированных информационных систем в Интернете, аккумулирующих информацию, касающуюся правовых оснований назначения и проведения проверок, их результатов и принятых мер по устранению выявленных нарушений.
7. Расширяется перечень органов и организаций, которые могут признаваться субъектами общественного контроля в случае наделения их посредством соответствующих нормативных правовых актов необходимыми полномочиями. В частности, предлагается законодательно урегулировать статус существующих консультативных органов при Президенте Российской Федерации, экспертно-консультативных органов при Правительстве Российской Федерации, палатах Федерального Собрания Российской Федерации, органах судебной власти и прокуратуры.
8. Дифференцируется и уточняется правовой статус таких субъектов общественного контроля как общественные инспекции и группы общественного контроля: в действующем законе они не различаются.
9. Исправляется ошибка, связанная с исключением общественного экологического контроля из сферы действия Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Указывается, что особенности осуществления общественного экологического контроля, как и общественного контроля за деятельностью в области обеспечения обороны страны, безопасности государства и т.д., определяются соответствующими федеральными законами в части, не противоречащей положениям рамочного закона.
10. В целях расширения открытости и публичности общественного контроля устанавливается, что распространение информации об общественном контроле осуществляется на основе открытой лицензии в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет финансовых последствий и не потребует принятия, изменения или отмены других законов.