Обилие информации и создание единой научной картины мира.

1. Синхронный и диахронный способы передачи знания и опыта. Человеческое общество нуждается в способах передачи опыта и знания.

· Синхронный способ указывает на оперативное адресное об­щение, на возможность согласования деятельности индивидов в про­цессе их одновременного совместного существования и взаимодей­ствия.

· Диахронный аспект (способ-Г.Б.) — на передачу наличной суммы информа­ции, «суммы знаний и обстоятельств» от поколения к поколению.

За первым типом общения закрепилось название КОММУНИКАЦИЯ, за вто­рым — ТРАНСЛЯЦИЯ.

2. Различие между коммуникацией и трансляцией. Различие между коммуникацией и трансляцией весьма существен­но.

· Основной режим коммуникации — обратная связь, т. е. коррек­ция программ, известных двум сторонам общения.

· Основной режим трансляции — передача программ, известных одной стороне общения и неизвестных другой.

ОБА ТИПА ОБЩЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТ ЯЗЫК КАК ОСНОВ­НУЮ, ВСЕГДА СОПУТСТВУЮЩУЮ СОЦИАЛЬНОСТИ, ЗНАКОВУЮ РЕАЛЬНОСТЬ.

ЗНА­НИЕ В ТРАДИЦИОННОМ СМЫСЛЕ СВЯЗАНО С ТРАНСЛЯЦИЕЙ.

3. Язык как знаковая реальность или система знаков. Язык как знаковая реальность или система знаков служит:

· специ­фическим средством хранения, передачи информации, а также

· сред­ством управления человеческим поведением.

4. Что такое письменность? Два типа письменности. Письмо (письменность) является чрезвычайно значимым способом трансляции знаний и выс­тупает как форма фиксации выражаемого в языке содержания.

ПИСЬ­МЕННОСТЬ ПОЗВОЛИЛА СВЯЗАТЬ ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ДЕЛАТЬ ЕГО НАДВРЕМЕННЫМ.

Письменность является важ­ной характеристикой состояния общества.

Различают два типа письменности:

· фонологизм и

· иероглифику.

Они сопровождают культуры разного типа.

5. Чтение как обратная сторона письменности. Обратной стороной пись­менности является чтение, которое выступает особым типом трансля­ционной практики.

Революционную роль имело становление массового образования, а также развитие технических возможностей тира­жирования книг (печатный станок И. Гутенберга в XV в.).

6. Объект-язык, субъект-язык и процесс трансляции знания. Процесс трансляции знаний объединяет объект-язык и субъект-язык.

Оперирование с объект-языком, хранящимся в книгах, памяти компьютеров и прочих материальных формах, позволяет оперировать с информацией в «чистом виде» без примеси впечатлений интерпрета­тора и издержек речевых преобразований.

ОБЪЕКТ-ЯЗЫК ПОНИМАЕТСЯ КАК ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СУЩЕСТВУЮЩЕЙ НЕЗАВИ­СИМО ОТ ИНДИВИДА И ВТЯГИВАЕМОЙ В СФЕРУ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕ­ЯТЕЛЬНОСТИ.

Субъект-язык есть НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТНАЯ ОБОЛОЧ­КА МЫСЛИ, представляющая собой своеобразную речеоперативную мо­дель ситуации, это индивидуальный, субъективный перевод объект-языка.

Он совершается в актах речи, в системе высказываний.

Возни­кает трехчленная формула: ОБЪЕКТ-ЯЗЫК — РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ/ПИСЬ­МЕННОСТЬ — СУБЪЕКТ-ЯЗЫК.

7. Роль методов формализации и интерпретации в трансляции знания. Для трансляции знания важны методы формализации и интер­претации.

Первые связаны с задачей контролировать всякий возмож­ный язык.

Вторые — с претензией заставить язык расширить свое смыс­ловое поле.

8. Три типа современного процесса трансляции знания. Трансляция научного знания предъявляет к языку требо­вание быть нейтральным и точным отражением бытия.

Современный процесс трансляции научных знаний и освоения че­ловеком достижений культуры распадается на три типа:

· личностно-именной,

· профессионально-именной и

· универсально-понятийный.

По личностно-именным правилам человек приобщается к социальной де­ятельности через вечное имя — различитель.

Например, быть мате­рью, отцом, сыном, дочерью, старейшиной рода, Папой Римским — эти имена заставляют индивида жестко следовать программам дан­ных социальных ролей и транслировать накопленное в обществе зна­ние.

ЧЕЛОВЕК ОТОЖДЕСТВЛЯЕТ СЕБЯ С ПРЕДШЕСТВУЮЩИМИ НОСИТЕЛЯМИ ДАННОГО ИМЕНИ И ЦЕЛИКОМ РАСТВОРЯЕТСЯ В ТЕХ ФУНКЦИЯХ И ОБЯЗАННОС­ТЯХ, КОТОРЫЕ ПЕРЕДАЮТСЯ ЕМУ С ИМЕНЕМ.

Профессионально-именные правила включают человека в соци­альную деятельность по профессиональной составляющей, которую он осваивает, подражая деятельности старших: учитель, ученик, врач, военачальник, прислуга и т.п.

Универсально-понятийный тип обеспечивает вхождение в жизнь и социальную деятельность по универсальной «гражданской» состав­ляющей.

Опираясь на универсально-понятийный тип, человек дает возможность выхода своим личностным качествам.

Здесь он может выступать от имени любой профессии или любого личного имени.

ü С точки зрения исторического возраста личностно-именной тип трансляции — наиболее древний.

ü Профессиональный тип мышления представляет собой традиционный тип культуры, более распростра­ненный на Востоке и поддерживаемый такой структурой, как касто­вость.

ü Универсально-понятийный способ освоения культуры— наи­более молодой, он характерен в основном для европейского типа мыш­ления.

9. Технологии коммуникации и процесс трансляции научного знания. Процесс трансляции научного знания опирается на технологии ком­муникации, которые могут проявиться как:

· монолог,

· диалог,

· поли­лог.

10. Связь способов трансляции научного знания с типом общественной системы. Следует отметить, что способы трансляции научного знания свя­заны с типом общественной системы, иногда прибегающей к услугам цензуры.

11. Роль учителя (преподавателя) в трансляции научного знания. Трансляция научного знания в традиционном смысле отво­дила огромное место фигуре учителя, преподавателя, который пере­давал суть знания своим ученикам.

12. Передача знаний по принципу «делай как я». Большое значение имел принцип передачи знания по типу «делай как я».

Рассматривались отношения «УЧИТЕЛЬ — ТЕКСТ — РЕЦИПИЕНТ (ОБУЧАЮЩИЙСЯ)».

Учитель нес на себе институциональную нагрузку, т.е. систему образцов-эталонов, упо­рядочивающих многообразие знания.

УЧЕНИК ДОЛЖЕН СХВАТЫВАТЬ И ВЫЯВЛЯТЬ СМЫСЛЫ, «РАСПРЕДМЕЧИВАТЬ» СОДЕРЖАНИЕ И ЗАПУСКАТЬ МЕХА­НИЗМ АВТОКОММУНИКАЦИИ, Т. Е. ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ К СОБСТВЕННЫМ ДЕЙ­СТВИЯМ.

13. Влияние информационных технологий на трансляцию научного знания. В современный период информационные технологии оказывают свое существенное влияние на все виды деятельности, в том числе и на трансляцию научного знания.

ОНИ ПРЕОБРАЗОВЫВАЮТ ЗНАНИЯ В ИН­ФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС ОБЩЕСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮТ ЕГО ХРАНЕНИЕ И ПЕРЕ­ДАЧУ.

К преимуществам информационных технологий относят огром­ный объем информации и большую скорость ее трансляции и обра­ботки.

Следствием интенсификации информационных технологий является повышение уровня развития и образованности людей, уве­личение степени интеллектуализации общества.

Появляются все бо­лее совершенные версии компьютеров, прикладных программ.

Воз­никла система дистантного обучения, предполагающая обучение при помощи компьютерных заданий в мировой сети Интернет.

Свою при­влекательность обнаруживает проблема создания искусственного ин­теллекта и сверхинтеллекта.

ЧЕЛОВЕК ОКАЗЫВАЕТСЯ ПЕРЕД ЛИЦОМ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ, ПРЕДЛАГАЮЩЕЙ ЕМУ ВИРТУАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

14. Обилие информации и создание единой научной картины мира. Вместе с тем обилие информации и различных ее оценочных трак­товок усложняет формирование единой научной картины мира.

КОМ­ПЬЮТЕРНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ СВОЙСТВЕННА АНОНИМНОСТЬ И БЕЗРАЗЛИЧНОСТЬ, ИГРОВАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ПРИВИВАЕТ ПРАГМАТИЗМ, РАЗ­РУШАЕТ ОБЩЕЗНАЧИМЫЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.

Если трансляция науч­ного знания ранее проходила в рамках цензуры и контролируемости, должна была отвечать соответствующим критериям, формировать ус­тановки поведения, то массовое использование Интернета размывает строгие границы в стратегии обучения, многообразие информации раз­личного рода затрудняет отбор и трансляцию значимого знания.

120. ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУКИ,

ЭКОНОМИКИ И ВЛАСТИ

ПЛАН

Наука и экономика.

Наука и власть.

1. Наука и экономика. Отношения науки и экономики всегда представляли собой боль­шую проблему.

НАУКА НЕ ТОЛЬКО ЭНЕРГОЕМКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, НО И В ОГ­РОМНОЙ СТЕПЕНИ ФИНАНСОВО ЗАТРАТНОЕ.

Она требует огромных капита­ловложений и не всегда является прибыльной.

Традиционное представление о том, что технология является неотъемлемым приложением науки, сталкивается с эмпирическими и практическими возражениями.

В реальном производственном про­цессе существуют тормозящие механизмы, направленные на сохране­ние и модификацию уже существующей технологии и препятствую­щие ее резкой смене и деконструкции.

Однако если прикладные науки, обслуживая производство, могут надеяться на долю в распределении его финансовых ресурсов, то фун­даментальные науки напрямую связаны с объемом бюджетного фи­нансирования и наличием тех планов и программ, которые утвержде­ны государственными структурами.

УЧЕНЫЕ ОТКРЫТО ГОВОРЯТ О ТОМ, ЧТО ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НЕПРЕДСКА­ЗУЕМ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАПРЯМУЮ СВЯЗАН С ЕГО УСПЕШНЫМ ТЕХНОЛОГИ­ЧЕСКИМ ПРИМЕНЕНИЕМ.

Существуют данные, что до XIX в. разрыв между исследованием, проектом и его фактической реализацией составлял период в 150 лет, сейчас, по мнению прикладников, этот интервал сократился до 20—30 лет.

Ученые приходят к выводу, если маховик научной деятельности по производству фундаментальных знаний и их приложению будет приостановлен хотя бы на 50 лет, он никогда не сможет быть приведен в движение вновь, так как имеющиеся достижения будут подвер­гнуты коррозии прошлого.

Другой важный вывод говорит о необхо­димости контроля со стороны инвестиций.

Для спектра проблем, связанных с соотношением экономики и науки, важно подчеркнуть, что негативные последствия технократи­ческого развития подразделяются на:

· природогенные и

· телеогенные.

К первым причисляют те, которые возникают в природных процес­сах, но являются отрицательными результатами технократического дав­ления, нарушающего природное равновесие, например, землетрясе­ния, наводнения, снегопады, сход лавин и пр.

Ко вторым относят явления, генерируемые человеко-машинными, техническими систе­мами и имеющие тесную связь с ошибками в расчетах, планирова­нии, проектировании.

Это нарушение норм сейсмостойкости, строи­тельство на затопляемой территории, сброс вод в водохранилище и последующее за этим наводнение.

Об отрицательном техногенном влиянии человека на среду обитания свидетельствует и разрушение почвенного покрова, и сокращение площади лесов, и уничтожение видов животных и растений.

Подобная необдуманная, направленная на сиюминутную экономи­ческую выгоду, эксплуатация природы грозит гибелью самому чело­веку.

Реализация текущего экономического интереса делает иннова­ционные проекты весьма конфликтными, основанными на противо­естественных, сопротивляющихся природе решениях.

МАКСИМИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ПОЛЕЗНОСТИ НЕ ВСЕГДА ОПРАВДАНА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЕГО ТЕХ­НОСФЕРЫ.

2. Наука и власть. Обсуждая вопрос взаимосвязи науки и власти, ученые отмечают, что власть либо курирует науку, либо диктует социальный заказ.

Су­ществуют такие понятия, как «национальная наука», «престиж госу­дарства», «крепкая оборона».

ВЛАСТЬ — ЭТО ПОНЯТИЕ, ТЕСНО СВЯЗАННОЕ С ПОНЯТИЕМ ГОСУДАРСТВА.

С точки зрения государства и власти наука дол­жна служить делу просвещения, должна делать открытия и предос­тавлять перспективы для экономического роста и роста благосостоя­ния народа.

ОДНАКО ЖЕСТКИЙ ДИКТАТ ВЛАСТИ НЕПРИЕМЛЕМ.

Для отече­ственной истории проблема идейного столкновения науки и власти особо остра и болезненна.

В свое время и кибернетика, и археология, и генетика были объявлены лженауками и преследовались.

ВЛАСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК МЕХАНИЗМ, ОБЛАДАЮЩИЙ ВОЗМОЖНОСТЬЮ ПОДЧИНЯТЬ, УПРАВЛЯТЬ ИЛИ РАСПОРЯЖАТЬСЯ ДЕЙСТВИЯМИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ ИЛИ СТРУКТУР.

Для развития науки важны некоторый либерализм и свобода от властных указаний.

Наука не может развиваться по указке чиновников.

Вместе с тем властные структуры ответственны за при­нятие решений о развитии того или иного направления или проекта, за его возможные последствия.

Следует отметить имеющую место особую форму организации на­учного труда по закрытому принципу.

С ЦЕЛЬЮ МАКСИМАЛЬНОЙ ОТДАЧИ И НАМЕРЕНИЕМ ИЗОЛИРОВАТЬ ГРУППЫ ПЕРСПЕКТИВНЫХ УЧЕНЫХ-РАЗРАБОТ­ЧИКОВ ОТ ВНЕШНЕГО МИРА СТРОЯТСЯ УЧЕНЫЕ ГОРОДКИ.

Эта тенденция была свойственна Советскому Союзу, сейчас по такому принципу работает ряд японских компаний, компания «Microsoft» и пр.

ВЗАИМОСВЯЗЬ НА­УКИ И ВЛАСТИ МОЖНО ПРОСЛЕДИТЬ ПО ЛИНИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВЕДУЩИХ УЧЕ­НЫХ К ПРОЦЕССУ ОБОСНОВАНИЯ ВАЖНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И УПРАВЛЕНЧЕС­КИХ РЕШЕНИЙ.

В ряде европейских государств и в США ученые привле­каются к управлению государством, обсуждают проблемы государ­ственного устройства и государственной политики.

В НАШЕЙ СТРАНЕ ДЕЛО ОБСТОИТ ИНАЧЕ, ВЛАСТЬ ОБЕСПЕЧИВАЕТ УЧЕНЫМ КРАЙНЕ СКРОМНОЕ СО­ДЕРЖАНИЕ, А УЧЕНЫЕ ПОЛУЧАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ НЕ НЕСТИ НИКАКОЙ ОТВЕТ­СТВЕННОСТИ ЗА СОСТОЯНИЕ ДЕЛ В СТРАНЕ.

Вместе с тем:

· у науки есть свои специфические цели и задачи,

· уче­ные стоят на объективных позициях,

· в науке развит институт критики и полемики,

· для научного сообщества в целом не свойственно при решении научных проблем обращаться к третейской инстанции власть имущих,

· неприемлемо для него и вмешательство власти в процесс научного поиска.

При этом следует иметь в виду, что автономия при­кладных наук значительно снижена по сравнению с фундаменталь­ными.

И если фундаментальные науки в целом направлены на изуче­ние объективной реальности, то прикладные должны отвечать тем целям, которые ставит перед ним производственный процесс, способ­ствовать изменению объектов в нужном для него направлении.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАУКИ ВЫЗЫВАЕТ К ЖИЗНИ НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ГУМАНИТАРНОГО КОНТРОЛЯ НАД ТЕМ­ПАМИ И ПОСЛЕДСТВИЯМИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, НАД ПРИКЛАД­НЫМИ ИНЖЕНЕРНЫМИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРИЛОЖЕНИЯМИ.

Когда же наука ориентируется на идеологические принципы того или иного типа государства, она превращается в лженауку.

ПОДЛИННОЙ ЦЕЛЬЮ ГОСУ­ДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУКИ ДОЛЖНО БЫТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОСТА НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВО БЛАГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

РАЗДЕЛ 9

НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

ТЕМЫ И ПЛАНЫ

117. ПОНИМАНИЕ НАУКИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА

ПЛАН

Наши рекомендации