Обилие информации и создание единой научной картины мира.
1. Синхронный и диахронный способы передачи знания и опыта. Человеческое общество нуждается в способах передачи опыта и знания.
· Синхронный способ указывает на оперативное адресное общение, на возможность согласования деятельности индивидов в процессе их одновременного совместного существования и взаимодействия.
· Диахронный аспект (способ-Г.Б.) — на передачу наличной суммы информации, «суммы знаний и обстоятельств» от поколения к поколению.
За первым типом общения закрепилось название КОММУНИКАЦИЯ, за вторым — ТРАНСЛЯЦИЯ.
2. Различие между коммуникацией и трансляцией. Различие между коммуникацией и трансляцией весьма существенно.
· Основной режим коммуникации — обратная связь, т. е. коррекция программ, известных двум сторонам общения.
· Основной режим трансляции — передача программ, известных одной стороне общения и неизвестных другой.
ОБА ТИПА ОБЩЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТ ЯЗЫК КАК ОСНОВНУЮ, ВСЕГДА СОПУТСТВУЮЩУЮ СОЦИАЛЬНОСТИ, ЗНАКОВУЮ РЕАЛЬНОСТЬ.
ЗНАНИЕ В ТРАДИЦИОННОМ СМЫСЛЕ СВЯЗАНО С ТРАНСЛЯЦИЕЙ.
3. Язык как знаковая реальность или система знаков. Язык как знаковая реальность или система знаков служит:
· специфическим средством хранения, передачи информации, а также
· средством управления человеческим поведением.
4. Что такое письменность? Два типа письменности. Письмо (письменность) является чрезвычайно значимым способом трансляции знаний и выступает как форма фиксации выражаемого в языке содержания.
ПИСЬМЕННОСТЬ ПОЗВОЛИЛА СВЯЗАТЬ ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ДЕЛАТЬ ЕГО НАДВРЕМЕННЫМ.
Письменность является важной характеристикой состояния общества.
Различают два типа письменности:
· фонологизм и
· иероглифику.
Они сопровождают культуры разного типа.
5. Чтение как обратная сторона письменности. Обратной стороной письменности является чтение, которое выступает особым типом трансляционной практики.
Революционную роль имело становление массового образования, а также развитие технических возможностей тиражирования книг (печатный станок И. Гутенберга в XV в.).
6. Объект-язык, субъект-язык и процесс трансляции знания. Процесс трансляции знаний объединяет объект-язык и субъект-язык.
Оперирование с объект-языком, хранящимся в книгах, памяти компьютеров и прочих материальных формах, позволяет оперировать с информацией в «чистом виде» без примеси впечатлений интерпретатора и издержек речевых преобразований.
ОБЪЕКТ-ЯЗЫК ПОНИМАЕТСЯ КАК ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СУЩЕСТВУЮЩЕЙ НЕЗАВИСИМО ОТ ИНДИВИДА И ВТЯГИВАЕМОЙ В СФЕРУ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Субъект-язык есть НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТНАЯ ОБОЛОЧКА МЫСЛИ, представляющая собой своеобразную речеоперативную модель ситуации, это индивидуальный, субъективный перевод объект-языка.
Он совершается в актах речи, в системе высказываний.
Возникает трехчленная формула: ОБЪЕКТ-ЯЗЫК — РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ/ПИСЬМЕННОСТЬ — СУБЪЕКТ-ЯЗЫК.
7. Роль методов формализации и интерпретации в трансляции знания. Для трансляции знания важны методы формализации и интерпретации.
Первые связаны с задачей контролировать всякий возможный язык.
Вторые — с претензией заставить язык расширить свое смысловое поле.
8. Три типа современного процесса трансляции знания. Трансляция научного знания предъявляет к языку требование быть нейтральным и точным отражением бытия.
Современный процесс трансляции научных знаний и освоения человеком достижений культуры распадается на три типа:
· личностно-именной,
· профессионально-именной и
· универсально-понятийный.
По личностно-именным правилам человек приобщается к социальной деятельности через вечное имя — различитель.
Например, быть матерью, отцом, сыном, дочерью, старейшиной рода, Папой Римским — эти имена заставляют индивида жестко следовать программам данных социальных ролей и транслировать накопленное в обществе знание.
ЧЕЛОВЕК ОТОЖДЕСТВЛЯЕТ СЕБЯ С ПРЕДШЕСТВУЮЩИМИ НОСИТЕЛЯМИ ДАННОГО ИМЕНИ И ЦЕЛИКОМ РАСТВОРЯЕТСЯ В ТЕХ ФУНКЦИЯХ И ОБЯЗАННОСТЯХ, КОТОРЫЕ ПЕРЕДАЮТСЯ ЕМУ С ИМЕНЕМ.
Профессионально-именные правила включают человека в социальную деятельность по профессиональной составляющей, которую он осваивает, подражая деятельности старших: учитель, ученик, врач, военачальник, прислуга и т.п.
Универсально-понятийный тип обеспечивает вхождение в жизнь и социальную деятельность по универсальной «гражданской» составляющей.
Опираясь на универсально-понятийный тип, человек дает возможность выхода своим личностным качествам.
Здесь он может выступать от имени любой профессии или любого личного имени.
ü С точки зрения исторического возраста личностно-именной тип трансляции — наиболее древний.
ü Профессиональный тип мышления представляет собой традиционный тип культуры, более распространенный на Востоке и поддерживаемый такой структурой, как кастовость.
ü Универсально-понятийный способ освоения культуры— наиболее молодой, он характерен в основном для европейского типа мышления.
9. Технологии коммуникации и процесс трансляции научного знания. Процесс трансляции научного знания опирается на технологии коммуникации, которые могут проявиться как:
· монолог,
· диалог,
· полилог.
10. Связь способов трансляции научного знания с типом общественной системы. Следует отметить, что способы трансляции научного знания связаны с типом общественной системы, иногда прибегающей к услугам цензуры.
11. Роль учителя (преподавателя) в трансляции научного знания. Трансляция научного знания в традиционном смысле отводила огромное место фигуре учителя, преподавателя, который передавал суть знания своим ученикам.
12. Передача знаний по принципу «делай как я». Большое значение имел принцип передачи знания по типу «делай как я».
Рассматривались отношения «УЧИТЕЛЬ — ТЕКСТ — РЕЦИПИЕНТ (ОБУЧАЮЩИЙСЯ)».
Учитель нес на себе институциональную нагрузку, т.е. систему образцов-эталонов, упорядочивающих многообразие знания.
УЧЕНИК ДОЛЖЕН СХВАТЫВАТЬ И ВЫЯВЛЯТЬ СМЫСЛЫ, «РАСПРЕДМЕЧИВАТЬ» СОДЕРЖАНИЕ И ЗАПУСКАТЬ МЕХАНИЗМ АВТОКОММУНИКАЦИИ, Т. Е. ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ К СОБСТВЕННЫМ ДЕЙСТВИЯМ.
13. Влияние информационных технологий на трансляцию научного знания. В современный период информационные технологии оказывают свое существенное влияние на все виды деятельности, в том числе и на трансляцию научного знания.
ОНИ ПРЕОБРАЗОВЫВАЮТ ЗНАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС ОБЩЕСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮТ ЕГО ХРАНЕНИЕ И ПЕРЕДАЧУ.
К преимуществам информационных технологий относят огромный объем информации и большую скорость ее трансляции и обработки.
Следствием интенсификации информационных технологий является повышение уровня развития и образованности людей, увеличение степени интеллектуализации общества.
Появляются все более совершенные версии компьютеров, прикладных программ.
Возникла система дистантного обучения, предполагающая обучение при помощи компьютерных заданий в мировой сети Интернет.
Свою привлекательность обнаруживает проблема создания искусственного интеллекта и сверхинтеллекта.
ЧЕЛОВЕК ОКАЗЫВАЕТСЯ ПЕРЕД ЛИЦОМ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ, ПРЕДЛАГАЮЩЕЙ ЕМУ ВИРТУАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
14. Обилие информации и создание единой научной картины мира. Вместе с тем обилие информации и различных ее оценочных трактовок усложняет формирование единой научной картины мира.
КОМПЬЮТЕРНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ СВОЙСТВЕННА АНОНИМНОСТЬ И БЕЗРАЗЛИЧНОСТЬ, ИГРОВАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ПРИВИВАЕТ ПРАГМАТИЗМ, РАЗРУШАЕТ ОБЩЕЗНАЧИМЫЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.
Если трансляция научного знания ранее проходила в рамках цензуры и контролируемости, должна была отвечать соответствующим критериям, формировать установки поведения, то массовое использование Интернета размывает строгие границы в стратегии обучения, многообразие информации различного рода затрудняет отбор и трансляцию значимого знания.
120. ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУКИ,
ЭКОНОМИКИ И ВЛАСТИ
ПЛАН
Наука и экономика.
Наука и власть.
1. Наука и экономика. Отношения науки и экономики всегда представляли собой большую проблему.
НАУКА НЕ ТОЛЬКО ЭНЕРГОЕМКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, НО И В ОГРОМНОЙ СТЕПЕНИ ФИНАНСОВО ЗАТРАТНОЕ.
Она требует огромных капиталовложений и не всегда является прибыльной.
Традиционное представление о том, что технология является неотъемлемым приложением науки, сталкивается с эмпирическими и практическими возражениями.
В реальном производственном процессе существуют тормозящие механизмы, направленные на сохранение и модификацию уже существующей технологии и препятствующие ее резкой смене и деконструкции.
Однако если прикладные науки, обслуживая производство, могут надеяться на долю в распределении его финансовых ресурсов, то фундаментальные науки напрямую связаны с объемом бюджетного финансирования и наличием тех планов и программ, которые утверждены государственными структурами.
УЧЕНЫЕ ОТКРЫТО ГОВОРЯТ О ТОМ, ЧТО ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НЕПРЕДСКАЗУЕМ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАПРЯМУЮ СВЯЗАН С ЕГО УСПЕШНЫМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРИМЕНЕНИЕМ.
Существуют данные, что до XIX в. разрыв между исследованием, проектом и его фактической реализацией составлял период в 150 лет, сейчас, по мнению прикладников, этот интервал сократился до 20—30 лет.
Ученые приходят к выводу, если маховик научной деятельности по производству фундаментальных знаний и их приложению будет приостановлен хотя бы на 50 лет, он никогда не сможет быть приведен в движение вновь, так как имеющиеся достижения будут подвергнуты коррозии прошлого.
Другой важный вывод говорит о необходимости контроля со стороны инвестиций.
Для спектра проблем, связанных с соотношением экономики и науки, важно подчеркнуть, что негативные последствия технократического развития подразделяются на:
· природогенные и
· телеогенные.
К первым причисляют те, которые возникают в природных процессах, но являются отрицательными результатами технократического давления, нарушающего природное равновесие, например, землетрясения, наводнения, снегопады, сход лавин и пр.
Ко вторым относят явления, генерируемые человеко-машинными, техническими системами и имеющие тесную связь с ошибками в расчетах, планировании, проектировании.
Это нарушение норм сейсмостойкости, строительство на затопляемой территории, сброс вод в водохранилище и последующее за этим наводнение.
Об отрицательном техногенном влиянии человека на среду обитания свидетельствует и разрушение почвенного покрова, и сокращение площади лесов, и уничтожение видов животных и растений.
Подобная необдуманная, направленная на сиюминутную экономическую выгоду, эксплуатация природы грозит гибелью самому человеку.
Реализация текущего экономического интереса делает инновационные проекты весьма конфликтными, основанными на противоестественных, сопротивляющихся природе решениях.
МАКСИМИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ПОЛЕЗНОСТИ НЕ ВСЕГДА ОПРАВДАНА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЕГО ТЕХНОСФЕРЫ.
2. Наука и власть. Обсуждая вопрос взаимосвязи науки и власти, ученые отмечают, что власть либо курирует науку, либо диктует социальный заказ.
Существуют такие понятия, как «национальная наука», «престиж государства», «крепкая оборона».
ВЛАСТЬ — ЭТО ПОНЯТИЕ, ТЕСНО СВЯЗАННОЕ С ПОНЯТИЕМ ГОСУДАРСТВА.
С точки зрения государства и власти наука должна служить делу просвещения, должна делать открытия и предоставлять перспективы для экономического роста и роста благосостояния народа.
ОДНАКО ЖЕСТКИЙ ДИКТАТ ВЛАСТИ НЕПРИЕМЛЕМ.
Для отечественной истории проблема идейного столкновения науки и власти особо остра и болезненна.
В свое время и кибернетика, и археология, и генетика были объявлены лженауками и преследовались.
ВЛАСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК МЕХАНИЗМ, ОБЛАДАЮЩИЙ ВОЗМОЖНОСТЬЮ ПОДЧИНЯТЬ, УПРАВЛЯТЬ ИЛИ РАСПОРЯЖАТЬСЯ ДЕЙСТВИЯМИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ ИЛИ СТРУКТУР.
Для развития науки важны некоторый либерализм и свобода от властных указаний.
Наука не может развиваться по указке чиновников.
Вместе с тем властные структуры ответственны за принятие решений о развитии того или иного направления или проекта, за его возможные последствия.
Следует отметить имеющую место особую форму организации научного труда по закрытому принципу.
С ЦЕЛЬЮ МАКСИМАЛЬНОЙ ОТДАЧИ И НАМЕРЕНИЕМ ИЗОЛИРОВАТЬ ГРУППЫ ПЕРСПЕКТИВНЫХ УЧЕНЫХ-РАЗРАБОТЧИКОВ ОТ ВНЕШНЕГО МИРА СТРОЯТСЯ УЧЕНЫЕ ГОРОДКИ.
Эта тенденция была свойственна Советскому Союзу, сейчас по такому принципу работает ряд японских компаний, компания «Microsoft» и пр.
ВЗАИМОСВЯЗЬ НАУКИ И ВЛАСТИ МОЖНО ПРОСЛЕДИТЬ ПО ЛИНИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВЕДУЩИХ УЧЕНЫХ К ПРОЦЕССУ ОБОСНОВАНИЯ ВАЖНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.
В ряде европейских государств и в США ученые привлекаются к управлению государством, обсуждают проблемы государственного устройства и государственной политики.
В НАШЕЙ СТРАНЕ ДЕЛО ОБСТОИТ ИНАЧЕ, ВЛАСТЬ ОБЕСПЕЧИВАЕТ УЧЕНЫМ КРАЙНЕ СКРОМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, А УЧЕНЫЕ ПОЛУЧАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ НЕ НЕСТИ НИКАКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОСТОЯНИЕ ДЕЛ В СТРАНЕ.
Вместе с тем:
· у науки есть свои специфические цели и задачи,
· ученые стоят на объективных позициях,
· в науке развит институт критики и полемики,
· для научного сообщества в целом не свойственно при решении научных проблем обращаться к третейской инстанции власть имущих,
· неприемлемо для него и вмешательство власти в процесс научного поиска.
При этом следует иметь в виду, что автономия прикладных наук значительно снижена по сравнению с фундаментальными.
И если фундаментальные науки в целом направлены на изучение объективной реальности, то прикладные должны отвечать тем целям, которые ставит перед ним производственный процесс, способствовать изменению объектов в нужном для него направлении.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАУКИ ВЫЗЫВАЕТ К ЖИЗНИ НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ГУМАНИТАРНОГО КОНТРОЛЯ НАД ТЕМПАМИ И ПОСЛЕДСТВИЯМИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, НАД ПРИКЛАДНЫМИ ИНЖЕНЕРНЫМИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРИЛОЖЕНИЯМИ.
Когда же наука ориентируется на идеологические принципы того или иного типа государства, она превращается в лженауку.
ПОДЛИННОЙ ЦЕЛЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАУКИ ДОЛЖНО БЫТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОСТА НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВО БЛАГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
РАЗДЕЛ 9
НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
ТЕМЫ И ПЛАНЫ
117. ПОНИМАНИЕ НАУКИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА
ПЛАН