Ормирование и управление ассортиментом (А) товаров в торговле.
Товар –матер.продукция для купли-продажи.
Классификация: - по назначению (производств., оргтехнич.,потребит. ), -по характеру потребления, - по поведению покупателей (престижн., повседн. спроса и др.), - по классам (прод, непрод, медиц.назначения).
Ассортимент – набор товаров, объединенных по одному или совокупности признаков. Клас-ция: - по месту образования(промышлен., торговый), - по широте охвата товаров (простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный), - по характеру и частоте спроса (товары повседн.спроса, периодич.спроса, редкого спроса) – по жизненному циклу (введение, рост, зрелость, упадок), - по широте (простой, сложный, видовой, марочный и др.)
Широта А – количество однородных и разнородных групп в торговой организации.
Полнота А – число ассортим.позиций в каждой конкретной группе, способных удовлетворять одинаковый потребности.
Глубина А – количество торговых марок одного вида.
Структура А – соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товаров ассортименте торг.организации.
Новизна А – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
Рентабельность А – ассортиментный набор товаров, обеспечивающий получение запланированного размера прибыли.
А. политика –система взглядов и комплекс мер по управлению торговым ассортиментом, кот. включ. формирование ассортимента торговой сети, соответствующие требованиям рынка и интересам экономики в целом.
А. политика торг.организации – сиситема мер, направленных на формирование конкурентноспос.модели, обеспечивающей устойчивые позиции на рынке и получение прибыли.
Составляющие А.политики: - сегментация рынка и выбор целевых рынков, - изучение требований к товарам, методам продажи, сервису и услугам, - определение предпочтительного ассортимента товаров, - определение оптимального соотношения набора товаров, - разработка стратегии реализации товара. Принципы: - иерархия целей, - научность, - системность, - адекватность данному механизму хозяйствования.
Формирование А – процесс подбора групп, различных товаров в соттветствии со спросом.
Этапы формирования А: - формирование группового А, - определение структуры А, - внутригрупповой А.
Факторы, влияющие на формирование ассортимента: 1. Общие (социальные, экономические, демографические, национально-бытовые, природно-климатич.) 2. Специфические (специализация торг.организации, тип и мощность, присутствие конкурентов, матер.-техн.база, спрос покупателей, трансп.связи и др.)
При формировании ассортимента в розн.организациях следует учитывать след.принципы: 1. соблюдение установленного ассортим.профиля. 2. обеспечение комплексности в выборе товаров в соотв.со спросом населения. 3.расширение ассортимента за счет новых товаров. 4. обеспечение устойчивости ассортимента товаров повседневного спроса. 5. достижение условий, способствующих росту товарооборота и доходов магазина.
Процесс формирования вкл.: 1.Установление группового ассортимента товаров в магазине. 2. Расчет структуры группового ассортимента. 3. Определение внутригуппового ассортимента.
Управление ассортиментом основывается на том, что спрос покупателей и номенклатура товаров находятся в тесной взаимосвязи. Цель управления А. – обеспечение устойчивого и своевременного предложения высококач.товаров покупателям и эффект.работа организации. Управление включ.подсистемы: - планирование, - организация( установление связей с поставщиками, наблюдение за реализацией каждой группы товаров, оперативн.реагирование на изменения в спросе), - контроль(соответствие ассортимента спросу, обновляемость, изменения в структуре, соблюдение ассортим. перечня). Структура А– удельная доля каждого наимен.товара в общем наборе. Устойчивость А – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.Ку=А1+….Аn/А*n (n-количество проверок). Ассортимент счит.устойчивым : - 0,9-для универсамов, - 0,85 – для универмагов, - 0,75 – для специализ.магазинов, - 0,8 – для спортив., галантер, культ-бытов.и хозяйств.
Органы контроля за А: - самост.контроль, - санстанция, - отделы торговли и др.
Направления управления А: - расширение А. (сложный А, парфюмерия…), - сокращение А (продтовары, нам не нужно 200 наименований пельменей), - стабилизация А социально-значимых товаров, - обновление А, - совершенствование А (Структура), - гармонизация А.