Особенности современного экономического и финансового кризиса, правовые и экономические меры по его преодолению.
Мировой финансовый кризис 2008-го года — это финансово-экономический кризис, проявившийся в сентябре — октябре 2008 года в форме очень сильного ухудшения основных экономических показателей в большинстве развитых стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия.
Возникновение кризиса связывают со следующими факторами:
· дисбалансы международной торговли и движения капиталов.
· обесценение доллара США на протяжении 2002—2008 годов породило уменьшение его использования рядом стран в качестве резервной валюты, и даже попытки перехода на другие валюты в международных расчетах, что привело к возникновению кризисных явлений в отдельных сферах экономики США, перегреву экономик в других странах и аномальному ценообразованию на товарных рынках.
· общей цикличностью экономического развития;
· перегревом кредитного рынка и явившегося его следствием ипотечного кризиса;
Меры преодоления со стороны России.
В 2008 году бюджетные антикризисные меры составили 1089 млрд рублей (2,6 % ВВП), из них на укрепление финансового сектора было направлено 785 млрд рублей, на поддержку реального сектора экономики — 304 млрд рублей. Меры по поддержке реальной экономики, реализованные в 2008 году:
· меры налогово-бюджетного стимулирования, направленные на поддержку производителей — 272 млрд рублей;
· снижение налогового бремени — 220 млрд рублей;
· поддержка отраслей — 52 млрд рублей;
· меры налогово-бюджетного стимулирования, адресованные населению — 32 млрд рублей;
· приобретение жилья для военнослужащих и для социально уязвимых групп населения — 32 млрд рублей.
На 2009 год было объявлено о бюджетных антикризисных мерах на 1834,77 млрд рублей, из них на укрепление финансового сектора планировалось направить 625 млрд рублей, на поддержку реального сектора экономики — 798,3 млрд рублей, на помощь регионам — 300 млрд рублей, на защиту уязвимых групп населения — 111,5 млрд рублей.
53. Меры государства и бизнеса по проведению политики занятости.
Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.
Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса:
- во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала;
- во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей.
При проведении государственной политики занятости все большее значение приобретают конвенции и рекомендации Международной организации труда. Разрабатываются различные конвенции в области труда и его оплаты на основе применения современных правил и подходов.
Механизм государственного регулирования занятости и рынка труда, общий для стран рыночной экономики, включает три группы методов:
• экономические методы: льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика с целью стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т.п.;
• организационные методы: создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, государственной системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров;
• административно-законодательные методы: регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ, введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой жизни, определение минимальной почасовой ставки оплаты труда и др.
54. Современная организация страхования по безработице в Российской Федерации.
Страхование по безработице призвано обеспечить лицу, потерявшему работу в результате увольнения, замену заработной плате на ограниченный период времени, что позволит ему найти подходящую работу.
Пособие по безработице — это регулярная государственная социальная денежная выплата лицам, признанными по закону безработными. В России выплата пособия по безработице регулируется федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации». (взглянуть советую)
Прожиточный минимум — минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в определённой стране
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
1)развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
2)обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
3)создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
4)поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
5)предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
6)поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
7)объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
8)координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;