Косвенный вклад высшего образования в экономику
Прямой вклад высшего образования в экономику.
В настоящее время, даже в условиях, по-видимому, еще только начала переходного периода от общества знаний к когнитивному, можно привести ряд убедительных примеров непосредственного вклада отрасли высшего образования в экономику.
Так, например, по некоторым оценкам доходы от экспорта высшего образования занимают в бюджете США пятое место и превысили 20 млрд. долларов в год, в Австралии и Новой Зеландии доходы от предоставления услуг высшего образования гражданам других стран сопоставимы с доходами, полученными от экспорта шерсти – одного из главных экспортных товаров в этих странах.
В настоящее время, в условиях общества знаний, требующего 60% экономически активного населения с высшим образованием, ежегодный потенциал внутреннего рынка высшего образования США оценивается в $165 млрд.
ПРИМЕЧАНИЕ: под потенциалом здесь понимается процент населения, которому необходимо в условиях общества знаний дать высшее образование, чтобы доля таких работников составила 60% населения. Поскольку (согласно данным статистики образования) в настоящее время в США 31% работников имеют высшее образование, то потенциал внутреннего рынка образования США в условиях общества знаний составляет 29%, что в пересчете на прогнозы численности студентов США и средней стоимости обучения в этой стране и дает полученную оценку потенциала в денежном выражении.
Косвенный вклад высшего образования в экономику
Согласно исследованиям, доля ВВП РФ, приходящаяся на работников с высшим образованием, составляет порядка 56%. Доля лиц с высшим образованием в общей численности работников в России (83,02 млн.чел.) составила 18,8%.
Обозначим X – производительность работников с высшим образованием, и Y - производительность работников без высшего образования и N – число работающих.
Тогда получим:
0,188 N X=0, 56 ВВП и
(1-0,188) N Y= (1-0,56) ВВП
Поделив первое соотношение на второе получаем X/Y –отношение производительности труда работников с высшим образованием и без него в России составляет 5,5.
Аналогичная оценка для США, которая дала превышение производительности лиц с высшим образованием над лицами его не имеющими от 3,5 до 4 раз.
За счет перехода к обществу знаний, требующему увеличения доли лиц с высшим образованием до 60% можно более, чем удвоить ВВП.
Данные по налоговым поступлениям в год от одного работающего с высшим образованием и без высшего образования см в таблице 1.
Таблица 1.
Категория граждан | Налоговые поступления в пересчете на 1 работника в год (тыс. руб) | |||
НДС | Налог на прибыль | Подоходный налог | Единый социальный налог | |
Работники с высшим образованием | 37,4 | 18,7 | 28,2 | 56,5 |
Работники без высшего образования | 4,8 | 2,4 | 17,3 | 34,6 |
Следует отметить, что образование во всем мире является не только ведущим фактором экономического роста и повышения конкурентоспособности страны на международной арене. Оно является также залогом успеха личности, ее благосостояния и карьеры. Так, например, в США реальная норма эффективности от инвестиций в образование превышает 10% (для сравнения: норма эффективности вложений в акции – 6%, в облигации – 2%).
Что касается РФ, то, как уже отмечалось выше, по результатам исследований материалах ВЦИОМ (2007 г.) заработная плата лиц с высшим образованием в 1,62 раза превышала заработную плату работников без высшего образования. Результаты исследования ВЦИОМ также на практике подтвердили реальную возможность повышения благосостояния личности при реализации принципа «Образование через всю жизнь» – заработки лиц, проходящих профессиональную переподготовку, возрастают в среднем на 25% по сравнению с теми, кто ее не проходит. При этом лица с высшим образованием проходят профессиональную переподготовку практически вдвое чаще (43,1%), чем имеющие только школьное образование (22,1%).
Исследования ВЦИОМ также показали, что у лиц с высшим образованием значительно меньше проблем с трудоустройством – в городах - «миллионниках» примерно одинаковая занятость людей и с высшим и без высшего образования (с высшим все-таки больше), то для малых поселений и городов занятость людей с высшим образованием существенно возрастает (в 1,6 раза).
Кроме того, доля официально зарегистрированных безработных в социальной группе лиц, не имеющих высшего образования (3,8%), более чем вдвое выше, чем для тех, кто имеет высшее образование (1,8%), т.е. еще раз подтверждают высокую эффективность получения высшего образования для граждан России с точки зрения их личного успеха – уровня зарплаты и занятости.
Важный социально-экономический эффект - социализирующая роль высшего образования, развитие в процессе высшего образования духовных качеств человека. Прямым следствием этого, например, является зависимость преступности от уровня образования. На поведение личности, сферу ее интересов, круг общения, выбор способов реализации жизненных целей влияет образование.
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что уровень образования лиц, совершающих преступления, ниже, чем у других граждан, причем особенно низка доля лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование. Самый низкий уровень образования у лиц, виновных в совершении насильственных, насильственно-корыстных преступлений, хулиганства.
Государство имеет доход и от высшего образования в целом как отрасли экономики, и от граждан с высшим образованием, через рост производительности и налоговых поступлений.